Зое Космодемьянской сейчас было бы 87 лет. Но она, выпускница московской 201-й школы, навечно сталась 18-летней бесстрашной разведчицей.
Как известно, в ноябре 1941 года фашисты схватили ее за поджог конюшни в подмосковной деревне Петрищево и после страшных пыток показательно казнили. Все так. Была деревня, и был поджог. И виселица с прощальным призывом девушки к борьбе с захватчиками. Недавно открытые факты, засекреченные в советское время, доказывают, что в любой войне есть люди, заслужившие вечную память. Есть и те, чьи имена покрыты позором.
«Вступая в ряды народных мстителей»
16 ноября 1941 года - день, когда прорвавшие фронт немецко-фашистские войска могли беспрепятственно войти в Москву. Положение оборонявшихся было отчаянным. Несколькими днями ранее командование Красной армии приняло решение об организации разведывательно-диверсионной работы на фронте и в ближнем тылу врага силами выпускников школ, молодых рабочих, студентов.
«Мама, мамочка, меня взяли! Куда - не знаю, собери теплые вещи», - сказала своей матери Зоя Космодемьянская.
. К месту сбора у кинотеатра «Колизей» она и десятки других добровольцев прибыли рано утром. Их отвезли на машинах до железнодорожной станции Жаворонки к пионерскому лагерю, где и поселили. Новобранцы сразу приступили к изучению азов подрывного дела. Это воинское подразделение получило номер 9903, в обиходе оно именовалось разведывательно-диверсионным отрядом.
Спустя неделю бойцы приняли присягу. зачитав перед строем слова клятвы: «Вступая в ряды народных мстителей, перед лицом моей Родины, моего народа клянусь не выпускать из рук оружия, пока священная земля социалистической Родины не будет очищена от немецко-фашистских оккупантов». Ребят разбили на группы, которые по мере комплектования уходили на задания. Вскоре на самый опасный участок Истринского направления руководитель отряда Артур Спрогис направил группу, в которую вошла рядовой красноармеец Зоя Космодемьянская.
Зое пришлось пережить многое. На ее глазах на минах подорвались две боевые подруги. Она самоотверженно минировала шоссе, принимала участие в разрушении деревянного моста, разбрасывала на дорогах стальные колючки, чтобы испортить шины немецких машин, считала танки и живую силу противника. Спала в лесу, укрываясь лапником.
По возвращении на базу девушка узнала о гибели одной из групп, отправленной в Волоколамск взорвать немецкий штаб. Ребята наткнулись на немцев у кладбища. Меж крестов и могил шесть юношей и две девушки приняли неравный бой. отстреливаясь из наганов, пока не кончились патроны. Раненых, их схватили, допрашивали, сведений не добились. Немцы расстреляли героев, а тела повесили для устрашения местных жителей, привязав к ним таблички "Партизан".
За линией фронта Зоя была дважды. Второй раз был последним.
Изменник скользит по поверхности
Войны создают пантеоны славы. Но где-то в их тени всегда имеется кучка праха, оставшегося от дезертиров, "самострелов" и предателей. Таким антигероем оказался бывший сослуживец Зои Василий Клубков.
В отряд 9903 Клубков попал, очевидно, случайно или за компанию. И хотя перед выходом на задание строгий Артур Спрогис спрашивал каждого бойца - не хочет ли тот вернуться домой, мол, никто за это не осудит, Василий промолчал. Зоя недолюбливала его за то, что на боевой учебе Клубков «не вгрызался в дело, а скользил по поверхности». Инфантильность и расхлябанность сослуживца были девушке не по душе, и она подтрунивала над ним.
Однако судьбе угодно было свести их вместе на боевом задании. В конце ноября троим бойцам - Борису Крайнову. Зое Космодемьянской и Василию Клубкову - предстояло совершить ночные поджоги домов в деревне Петрищево. Там после боев под Волоколамском отдыхала 197-я немецкая пехотная дивизия. Диверсанты должны были посеять в стане врага панику. С места стоянки в лесу две группы (шестеро ребят и девушек) уже убыли по другим адресам поджогов в окрестных деревнях. Крайнов выбрал для себя самый трудный объект - немецкий штаб в центре Петрищева. Двум другим бойцам предстояло поджечь дома на окраинах.
Первым запылал штаб, началась стрельба. Зоя торопилась выполнить задание: она подожгла два дома и автомобиль, а затем бросилась к месту, где должна была встретиться с ребятами, но заблудилась в лесу. Сбросив, как ее учили, свое диверсионное снаряжение, девушка стала искать Крайнева. Она вышла на опушку и... наткнулась на немецкий патруль. Девушка заплакала и стала говорить, что испугалась пожара и убежала, замерзла в лесу и просила ее отпустить. Но патрульные привели Космодемьянскую в дом, где уже находился сдавшийся немцам Клубков.
Когда Клубков увидел, как запылали подожженные дома, он разволновался и не смог справиться, как впоследствии утверждал, с бутылкой с зажигательной смесью. А к нему уже подходили часовые. Испугавшись, он побежал, но его догнали. Отобрали наган с патронами, прочие улики диверсанта-поджигателя. Когда немецкий офицер навел на неудачника револьвер, Клубков тут же все рассказал и даже назвал фамилии участников акции. Затем он сообщил о воинской части 9903 с дислокацией в Кунцево, о количестве бойцов (400 человек), о том, что часть готовит и перебрасывает через фронт небольшие диверсионные группы. После этого в помещение, где шел допрос, ввели Зою. Увидев Клубкова, она опустила голову.
Пленных не брать!
Фашисты тут же переключились на Зою, стали ее избивать. Но она лишь твердила, что не имеет к поджогам никакого отношения. Тогда офицер спросил у Клубкова. знает ли он эту девицу, и тот кивнул. После этого девушка замолчала вовсе. Фашисты раздели ее догола. И тут в их руках оказалась неопровержимая улика причастности Зои к акции.
Дело в том, что, отправляя молодых красноармейцев на задания, командование отряда предусмотрительно одевало их как деревенских жителей. Так, переодетая в какие-то обноски, диверсантка Шура Белова, попав к немцам, удачно притворилась беженкой. Но на Зое под гражданской одеждой были не «гражданские» трусики, а кальсоны армейского образца. Майор Спрогис, имевший колоссальный опыт диверсионной и разведывательной работы, допустил здесь просчет. В самом деле. бродящая по лесу девушка, одетая в солдатские кальсоны, вполне могла быть расстреляна как партизанка.
Само боевое задание - поджигать в деревне дома, по мнению некоторых военных историков является «дурацким распоряжением». Но это была война, и выбор у советского командования был невелик. Надо было пожертвовать несколькими деревнями, но отстоять Москву. Поэтому Спрогису из штаба армии поступило задание «в ночь на 29 ноября в населенных пунктах, где засели фашисты, организовать пожары. Наши самолеты поднимутся в воздух и засекут объекты противника, чтобы затем артиллерией подавить их». Это было последнее задание измученным диверсионным группам перед их выводом на отдых за линию фронта. И оно было выполнено, в том числе благодаря подвигу Зои Космодемьянской. В кромешной тьме сиял ее жертвенный огонек, нацеливая советские орудия на разгром врага.
Остается открытым и вопрос о том, для чего все-таки немцы пытали Зою. Для того, чтобы выведать информацию о диверсионных группах? Но зачем это было делать, если к тому времени негодяй Клубков и так все рассказал старшему офицеру.
Лично мне представляется, что, когда немцы в течение трех часов били Зою ремнями и палками, прижигали ее лицо спичками и несколько раз выводили босиком на мороз, - это было не столько допросом, сколько истязанием беззащитной пленницы. Тем не менее, по свидетельству Евдокии Ворониной (хозяйки дома, в котором все это происходило), девушка не только отказалась 'узнать' Клубкова, но и себя назвала Таней. Более того, несмотря на все издевательства, она ни разу не попросила своих мучителей о пощаде.
Поскольку немцы согнали на казнь Зои почти всех жителей деревни Петрищево, мы доподлинно знаем ее последние слова, которые она бросила в лицо своим палачам: 'Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня!'. Зная, что наступают последние секунды ее жизни, она еще и подбадривала своих соотечественников: 'Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь...'
Больше месяца тело Зои провисело на площади - фашисты не разрешали его снимать. В ночь под Новый год пьяные солдаты искололи мертвую партизанку штыками.
Зная, что от Москвы вот-вот придется отступать, подполковник Рюдерер распорядился замести следы расправы, и вечером 1 января виселицу все-таки спилили. А уже 12 января 1942 года в Петрищево вошла одна из частей 108-й стрелковой дивизии РККА.
А что стало с Клубковым? Предатель прошел десятидневные курсы абвера, после чего его перебросили обратно. Он пытался обмануть руководство преданного им диверсионного отряда, утверждал, что был схвачен, но бежал из концлагеря. О судьбе Зои он не спрашивал. Это показалось руководству отряда подозрительным. Вскоре его расстреляли...
...По личному указанию Сталина, офицеров и солдат 197-й пехотной дивизии, штаб которой находился в Петрищево, в плен не брали, уничтожая на месте.
Дорога в никуда
На 86-м километре Минского шоссе, неподалеку от Петрищево, установлен памятник со словами: 'Зое, бессмертной героине советского народа'.
Этот памятник установлен в Тамбове, сквер Зои Космодемьянской. Слева видна церковь бывшая в Советское время Краеведческим музеем, справа купола собора на ул. Кронштадская. Это Тамбов, родина Зои Космодемьянской. Тамбовская область, с Осиново-Гай
Но сколько их было - таких же девчонок, которых в 41-м послали на верную смерть и которые САМИ пошли на нее? Совсем немногие знают о том, что за день до казни Зои не менее трагически погибла ее подруга из той же диверсионной группы - Вера Волошина. Фашисты жестоко избили девушку винтовочными прикладами, а затем повесили ее у деревни Головково. А ведь звание Героя России было присвоено Вере только в 1994 году, когда уже не существовало той страны, которую она защищала! Значит, монумент Зое Космодемьянской был задуман как напоминание о подвиге десятков и сотен ее сверстников, а она сама стала символом той эпохи, когда считалось нормой сначала думать о стране, а уж потом о собственном благополучии.
Между тем полгода назад журнал 'Деловой Урал' провел опрос среди школьников города Екатеринбурга на предмет, знают ли они о подвиге Зои Космодемьянской. Восемьдесят процентов (!) учащихся ответили, что 'не слышали о такой'. Но и остальные двадцать процентов тоже разошлись во мнениях: 'под пытками не выдала местонахождение русских войск', 'состояла в 'Молодой гвардии', 'подожгла немцев и сбежала', 'подкладывала мины под вагоны противника'.
Думаю, через 10-20 лет мы вполне можем оказаться перед фактом, что наши драгоценные чада вообще не имеют понятия о том, кто и против кого воевал в той войне. А потому как минимум наивно выглядят старания наших многочисленных президентов возродить здоровье нации путем пропаганды среди молодежи... физкультуры и спорта. Ведь физически абсолютно здоровый человек может быть неизлечимо болен в морально-нравственном плане. И еще неизвестно, какая из этих бед более опасна...
http://www.peoples.ru/