-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Крепостной живописец АРГУНОВ Иван Петрович (1729-1802)

Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 18:15 + в цитатник



АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва...

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.

Портрет А. А. Лазаревой

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.

Портрет М. Л. Лазарева

Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.
А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.

Портрет Т. А. Ветошниковой

Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы . Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.

Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовцева


Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской

В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини.

Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.

Портрет А. П. Зиновьева

В будущем Аргунов станет писать мягче и "технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.
Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».

В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.


Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова


Портрет Хрипуновой

Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.). Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.


Кстати, ее же портрет, но др. художника...

П.Ротари. Портрет В.П. Шереметевой. 1760. Гос.Русский музей.


Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева


Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве


Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П.Шереметева, князя А.М.Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны


Портрет императрицы Екатерины Второй


Портрет императрицы Екатерины Второй

Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.


В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.


1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве.

Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).


Портрет князя И.П.Голицына

Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский - инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок.



источник
Рубрики:  Живопись и графика
Метки:  

Процитировано 41 раз
Понравилось: 47 пользователям

раиса_Д   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 18:39 (ссылка)
Спасибо за интересный познавательный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Васмак   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 18:46 (ссылка)
Оксана_Лютова, Спасибо!Без-имени-18847 (312x228, 85Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Серж_Орлов   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 18:51 (ссылка)
Спасибо за историю,интересно и познавательно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Валерий_Бабушкин   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 22:05 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Бабагалина   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 09:08 (ссылка)
Надо отдать должное Шереметеву, он поддержал талантливого художника, пусть и крепостного.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
JuliaRadost   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 09:12 (ссылка)
Спасибо за интересный, познавательный пост. Талантливый художник, прекрасные работы. Узнала о нем больше.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Людмила_48   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 11:08 (ссылка)
Благодарю, замечательно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
сандро_пятый   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 13:02 (ссылка)
БлагоДарю!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Алла_Р   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 13:17 (ссылка)
Великолепные портреты! А как мастерски написаны костюмы -все гармонично с персонажем.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 13 Ноября 2012 г. 13:52ссылка
Очень интересный, полезный и весьма содержательный пост! Спасибо от всей души. Марюша.
Перейти к дневнику
Aliziya   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 22:02 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
TimOlya   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 22:13 (ссылка)
Добрый вечер Оксаночка ! Сколько не смотрю , всегда любуюсь его мастерством . Спасибо !
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
rosavetrov   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 23:49 (ссылка)
Спасибо, очень понравился пост: с удовольствием прочитала о художнике и его творчестве, и посмотрела картины.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Taira315   обратиться по имени Среда, 14 Ноября 2012 г. 18:38 (ссылка)
Замечательный живописец и портретист.Спасибо за знакомство с этим художником
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Yail   обратиться по имени Среда, 14 Ноября 2012 г. 19:24 (ссылка)
Красота неописуемая!
Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
маня-брук   обратиться по имени Суббота, 17 Ноября 2012 г. 22:51 (ссылка)
спасибо чудесный пост
Ответить С цитатой В цитатник
Надюшенька-душенька   обратиться по имени Воскресенье, 18 Ноября 2012 г. 21:29 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Ира__Булынина   обратиться по имени Понедельник, 19 Ноября 2012 г. 03:39 (ссылка)
Спасибо за очень интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку