Роду Ильиничей Мирский замок принадлежал до 1568 г., затем он перешел к Радзивиллам «несвижской линии». С конца XVIII в. замок находился в руках графов и князей Гоген-Лоэ, Берленбургов, Витгенштейнов, а со второй половины XIX в. и до 1939 г. им владели князья Святополк-Мирские.
Мирский замок сильно пострадал в 1655 г. во время войны Речи Посполитой с Русским царством. В период Северной войны (1705 г.) его сожгли шведы. В 1794 г. во время подавления восстания Т. Костюшко замок взяли штурмом царские войска. Под его стенами 9—14 июля 1812 г. происходили жестокие сражения между арьергардом 2-й русской армии Багратиона — кавалерией генерала Платова и французской кавалерией маршала Даву. Во время боев были разрушены и сожжены дворец, одна из башен, повреждены внешние бастионные укрепления. 11 ноября 1812 г. под стенами замка произошло сражение между армией адмирала Чичагова и французами.
В 1870 г. на четырех башнях (кроме взорванной северо-восточной) были сооружены шатровые крыши. Позднее восстановили и дворец. В конце XIX в. на юг от замка был выкопан большой пруд и с этой стороны срыты бастионные укрепления. Комплекс Мирского замка и сегодня удивляет своей архитектурной гармонией, слитностью с природой, рационализмом и продуманностью оборонных сооружений, простотой и лаконизмом форм.
Все башни замка сделаны одинаково: четырехгранная основа и восьмигранный сужающийся верх. Архитектурная обработка их фасадов основана на чередовании различных по форме и размерам декоративных ниш, тяг и орнаментальных поясов. Такой прием был широко распространен как в гражданском, так и в культовом белорусском зодчестве XVI в.
По периметру стен на высоте около 8 м от земли проходит орнаментальный пояс шириной около 70 см из шести рядов кирпичной кладки. Верхний и нижний ряды — кирпичи, положенные на угол в виде традиционного поребрика. Между ними проходит полоса заглубленной кладки. Этот пояс, побеленный известью, четко выделялся на красном фоне кирпичной стены, как и другой орнаментальный пояс, который украшал самый ее верх.
Все башни Мирского замка конструктивно и стилистически близки между собой и в то же время каждая из них имеет свое индивидуальное архитектурное обличье. Художественное совершенство фасада замка особенно подчеркивается продуманностью и слитностью орнаментальных поясов башен. Их органически продолжают идентичные по рисунку и технике исполнения пояса на пряслах стен и полуциркульные ниши. Благодаря этому все элементы замка составляют целостную архитектурную композицию, что создает законченный образ неповторимого сооружения, не имеющего аналогов на землях Прибалтики, Польши и России.
Башни возведены с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль прясел стен и поражать цель на подступах к ним. Большинство бойниц предназначалось для стрельбы из пушек. Все башни спланированы как самостоятельные узлы обороны. Если бы противник прорвался внутрь двора или пошел на штурм, из них можно было вести круговой обстрел. Каждая башня имела по пять ярусов боя с большим количеством бойниц и сложную систему внутренних переходов. Завершались башни бойницами, которые позволяли защищать подступы к стенам. Через них можно было сбрасывать на врага камни, гранаты, лить кипяток или смолу.
Из всех угловых башен, возведенных в XVI в., почти полностью сохранилась юго-западная, которая позволяет изучить систему планировки и организацию боя со всех этажей. Основание башни является несколько перекошенным квадратом размером 10x10 м, высота ее 23 м. Величественное сооружение стоит на мощном фундаменте с глубиной заложения 4 м. Фундамент сложен из громадных валунов длиной до 1,5 м, хорошо подогнанных друг к другу и связанных известковым раствором.
Внутри башня разделена на пять ярусов. На первом этаже размещалось семь пушечных бойниц, которые фланкировали огнем замковые ворота, западную и южную стены, через них вели фронтальный огонь. На второй этаж вела крутая узкая каменная лестница. Здесь стояло шесть пушек. В XX в. на месте некоторых бойниц сделали большие окна, Перекрытие второго этажа башни сводчатое, а остальных трех — по балкам. На верхних этажах были бойницы, рассчитанные на огонь, который вели из пушек и ручного огнестрельного оружия. На уровне четвертого этажа стены башни переходят в «восьмерик». На самом верху башенной стены местами сохранились полузаложенные кирпичом «варовые окна».
Остальные башни отличаются от юго-западной размерами оснований, объемом помещений и некоторыми деталями. Все они очень схожи между собой внутренней планировкой, объемно-пространственным решением и назначением помещений.
Из всех башен Мирского замка главная (въездная) по своим формам и орнаментации фасадов является наиболее интересной, яркой и совершенной. Шестиярусное сооружение вознеслось на 25-метровую высоту, оно стоит на надежном фундаменте (12 х 12 м). Мощная башня-исполин украшена орнаментальными поясами и декоративными нишами разного размера и формы, аккумулирующими в себе традиционные приемы и средства орнаментации местного каменного зодчества. Здесь и древнеславянский поребрик, и аркатурные фризы (подзоры), и рожденные пытливым умом здешних «дойлидов» ниши — круглые, трехчастные с висящими гирьками, полуциркульные, стрельчатые, прямоугольные.
Первый этаж башни прорезает единственный в замке проезд с двумя дубовыми воротами (одни находятся на въезде, другие — на выезде). Ворота запирали толстыми дубовыми брусьями, для которых в боковых стенах были сделаны специальные гнезда (30x30 см). Кроме того, створ ворот был дополнительно защищен решеткой (герсой) из кованых и заостренных снизу железных полос. Она опускалась со второго этажа через проем размером 2,8x0,4 м. В случае опасности, прежде чем стража успевала закрыть ворота, герса с молниеносной быстротой падала сверху, закрывая вход в замок. В подвале воротной башни размещалась тюрьма, которую охраняла стража. Слева от ворот, на западной стене, находились бойницы навесного боя.
Согласно данным инвентаря замка 1688 г., в воротной башне стояли три железные пушки. В XVIII и XIX вв. на втором этаже размещалась каплица, а на стене, обращенной в сторону замкового двора, были часы. Снизу начиналась каменная лестница, которая шла в толще стены до четвертого этажа, открывая выход на каждый ярус боя. Второй и третий этажи со сводчатыми перекрытиями имели соответственно шесть и семь бойниц для стрельбы из мушкетов и пушек. Остальные этажи своей планировкой схожи между собой. Завершалась башня поясом «варовых окон», которые существовали до ее перестройки и ремонта во второй половине XIX в.
Придавая большое значение обороне единственного входа в замок и учитывая возрастающую силу артиллерии, владельцы замка через некоторое время решили дополнительно укрепить ворота. Для этого к центральной башне пристроили подковообразную стенку «предбрамья» (барбакан) толщиной 1,25 м. По центру ее прорезал еще один воротный проем на два полотнища, которые запирались деревянным брусом («завалом»). Верх стены заканчивался зубцами и бойницами. Здесь также была боевая галерея — помост для стрелков. Внутри барбакана выкопали котлован глубиной 2 м, который закрывался специальным подъемным мостом. Он имел лопатообразную форму, длина его равнялась 9,75 м, ширина — 9,5 м. Когда мост опускали, он ложился на специальный опорный выступ в фундаменте барбакана и служил настилом для проезда в замок. Снизу мост был окован железными полосами и шипами. Если его поднимали, он целиком закрывал главный въезд в замок. Размеры моста позволяют предположить, что высота стены «предбрамья» составляла не менее 10 м. Барбакан существовал до конца XIX в.
Характерно, что стены Мирского замка имели три яруса боя. Нижнюю часть стен прорезали пушечные бойницы подошвенного боя в виде просторных камер (печур). Этот ярус огня был очень мощным: в северной и восточной стенах было сделано по девять бойниц, в южной — восемь, а в западной — пять. Средний ярус боя шел в середине стен приблизительно на высоте 8 м от земли. Он имел вид коридора-галереи высотой чуть более 2 м с полуциркульным сводом. В обеих стенках галереи были многочисленные бойницы. Верхний ярус — это боевая площадка, размещенная на самом верху стены. Ее прикрывали парапеты с бойницами.
В начале XVII в. важнейшими дополнительными элементами обороны Мирского замка стали бастионные укрепления, насыпанные из глины, крупного песка и земли. Это сооружение, имевшее вид мощного четырехугольника размером 170x150 м, стало первой линией обороны.
Строительство замка осуществлялось в несколько этапов. В первом десятилетии XVI в. были сооружены стены и башни, а в юго-западном участке двора построили кирпичное одноэтажное жилое помещение. Второй этап строительства пришелся на 20—30-е гг. XVI в., когда к южной и восточной стенам пристроили одноэтажный корпус с обширным подвалом. Новое здание заняло значительную территорию замкового двора. На третьем этапе (вторая половина XVI в.— первая половина XVII в.) над одноэтажным корпусом возвели еще два этажа. Внешними стенами дворца стали замковые стены — северная и восточная. В них замуровали часть бойниц, а на уровне второго и третьего этажей сделали большие оконные проемы. Внутри здание также подверглось реконструкции. По уточненным данным, в конце XVI — начале XVII в., судя по всему, возвели подковообразную стену «предбрамья».
С помощью инвентарей можно представить себе Мирский замок того времени. Согласно сведениям одного из них за 1688 г., на подзамче, окруженном валом, располагались разнообразные хозяйственные постройки («стайня с возовней и обозней, все крытое гонтом», а также «небольшой огородик»). Возле ворот стояла сторожка («кордыгарда»), где были печь «из белой кафли, выведенная вверх, три лавки, стол и окно». В замке находились княжеская конюшня с заготовленными впрок сеном и овсом, винокурня, баня, хозяйственные подвалы. Высокое крыльцо «с усходками и перилами малеванными» открывало дорогу в многочисленные покои и залы дворца. Солнце заглядывало туда через цветные стекла окон, вправленных в оловянные и деревянные рамы удивительной работы, и освещало паркетный пол, высокие печи, сложенные из многоцветного кафеля, кованую медь подсвечников, знаменитые каре-лицкие ковры («шпалеры»), дорогое оружие на стенах.
Мирский замок XVII—XVIII вв.— это роскошный дворцово-замковый комплекс, где удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и пышность, величественность дворцовой постройки.
История замка тесно связана с историей поселения Мир. По некоторым сведениям, оно впервые упоминается в 1395 г., когда крестоносцы во главе с гроссмейстером Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингемом, не взяв Новогрудок, напали на Лиду и Мир и опустошили их. В 1434 г. великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович подарил поселение Мир боярину Сеньке Гедыгольдовичу, от которого оно перешло в 1490 г. к роду князей Ильиничей, уроженцев Могилевщины.
В XVI в. городские укрепления Мира, который уже принадлежал Радзивиллам, имели вид земляного вала с деревянным «парканом» и четырьмя деревянными въездными брамами. Позднее они стали каменными. Один из местных каменщиков («муляр Мартин Заборовский») в 1594 г. «оправлял муром» укрепления Мира. Городские брамы имели названия Виленская, Менская, Замковая и Слонимская. В документах XVII в. последняя иногда называется «брамой Аюцевичской». Перед валом был вырыт оборонительный ров. Каждая воротная башня имела подъемный мост.
В конце августа — начале сентября 1655 г. Мир был взят войском царского воеводы А. Н. Трубецкого и украинского полковника Ивана Золотаренко. Повторно город пострадал в конце 1655 г., когда его осадили шведы. Здесь было ополчение из мещан, разделенное на десятки и сотни. В 60—80-х гг. XVII в. на вооружении у них были гаковницы «в простой осаде», мушкеты, фитильные осаженные самопалы, пики, бердыши, «оббитые железом» булавы и пушки.
Работами по ремонту и досмотру городских укреплений руководил местный городничий. В 80-е гг. XVII в. после разрушительной войны с Русским царством в Мире работали две бригады строителей. Это плотники («мастер теслярский Гарута, тесли Миколай, Юрка, Чурский, Лаврын Степура, Дударчик»), а также каменщики («старший мастер Мартин, мастера Хабар, Станислав, Петрок и помощники Дудка, Федор, Горбач, Сашка»).
Как и в замке, городские башни были крыты гонтом, дощатой черепицей («даховкой»), муравленой «королевской даховкой», которую привозили из д. Карпова Лука, «хатней даховкой» и жестью («бляхой») в виде медных и оцинкованных листов.
Городские укрепления в Мире, судя по всему, в XVIII в. имели вид бастионной фортификации, которая существовала до конца XVIII в. «Виленская брама» последний раз упоминается в 1794 г., затем укрепление срыли. Уцелел лишь комплекс Мирского замка.
Мирский замок в свое время был мощным военным сооружением, где нашли применение почти все известные элементы средневековой фортификации и были воплощены местные традиции замкового зодчества. Строили его по проекту талантливого архитектора. Скорее всего это был мастер из народа, который обладал художественным вкусом. Не имея хороших инструментов, он не смог сделать точной разбивки планов и фасадов. Однако это не помешало зодчему создать первоклассное для того времени военно-инженерное сооружение и украсить его разнообразными архитектурными деталями.
Ткачев М.А. Замки Беларуси. Мн.: Беларусь, 2005. - 200с