-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Что вы видите на фото ? Это не лес ...

Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 02:31 + в цитатник
Оригинал взят здесь


Что вы видите на фото ? Вы думаете это лес ? А как бы не так !

Это дерево кажется, скорее, лесом, чем отдельно стоящим деревом. Тем не менее, вы видите крону, с длиной окружности порядка 350 метров, одного единственного растения – фикуса бенгальского.

Индийский Ботанический сад расположен недалеко от Калькутты в городке Хаура. Ученые определили, что возраст Великого баньяна порядка 200-250 лет. Увы, но точной информации о самом дереве практически нет – лишь несколько записей, сделанных в конце позапрошлого века.




После парочки ураганов в конце ХІХ-го века, основной ствол баньяна начал раскалываться, а в 25-м году прошлого века, от удара молнии, окончательно распался на две части. Итогом этого стало удаление основного ствола, и дерево превратилось в клониальную колонию. Благодаря воздушным корням, которые продолжают разрастаться, площадь кроны уже превышает полтора гектара.

Кликабельно

Великий баньян представляет собой Фикус бенгальский (лат. Fícus benghalénsis) семейства Тутовые, плоды небольшие и несъедобные, при созревании красного цвета.



В древности баньян называли Мировым деревом, оно является символом человеческого сознания. Вполне возможно, что именно такое дерево росло в райском саду. И это его называли деревом познания добра и зла.





Дерево олицетворяет постоянно обновляющийся и возрождающийся мир, неисчерпаемый источник жизни. Оно появлятся из семени, растет, создает свой мир, свою жизнь. Это символ порядка и гармонии в противовес Хаосу.



Баньян считается - национальным деревом Индии. Под таким деревом Будда достиг полного просветления.

Название «баньян» (banyan) ввели европейцы. Путешественники из Португалии и Англии заметили, что индусские торговцы (banias) часто собирались для торговли, общения и отдыха под огромными деревьями. Появилось название «banias tree», а позже слово «баньян» стало обозначать дерево непосредственно.



Все происходит следующим образом: сначала вырастает одно единственное дерево, из ветвей которого вытягиваются отростки, тянущиеся обратно к земле.



Конечно, большинство этих воздушных корней не достигают земли и засыхают, тем не менее, части из отростков удается укорениться. Сразу после этого висящий корень начинает утолщаться, постепенно превращаясь в самый настоящий новый ствол. И вот уже у дерева 2 ствола, а потом и 3 и 4 и…. на сколько хватит площади.



Самые известные крупные баньяны растут в Индии и США.

• Недалеко от города Кадири растёт великан по имени Тиммамма Марриману. Его так назвали в честь храма, который соорудили прямо под деревом. По некоторым данным возраст и размеры Тиммамма (площадь 21 000 м?) превосходят параметры Великого баньяна. Но в некоторых источниках параметры разнятся, достоверных данных нет. Поэтому неизвестно, какой же из них на сегодняшний день самый большой.

• В 28 км от г. Бангалора есть ещё один огромный баньян – Big Banyan Tree, площадь которого превышает 12 000 м.

• Во Флориде в 1927 г в поместье Томаса Эдиссона был посажен Бенгальский фикус. Сейчас размах его кроны составляет 58 м, высота – 19 м, окружность главного ствола – 1,5 м. И у этого фикуса тоже есть своё имя – Florida Champion Tree.

• В центре города Лахайна (Гавайи) Бенгальский фикус стал настоящим парком – Banyan Tree Park, в котором устраивают всевозможные мероприятия. Посаженное в 1873 г 2-метровое деревце уже разрослось до 60 м вширь и 16 м ввысь, и кроме центрального ствола имеет еще 12 дополнительных.

За всеми этими деревьями тщательно ухаживают и всевозможными запретами стараются оградить их от «нападок» туристов, которые видя такое необычное дерево, стремятся покачаться на его ветвях или вырезать надпись в память о себе.





В индуизме и буддизме баньян почитается как сакральное дерево – это символ гармонии и порядка. Считается, что именно под таким деревом Буддой было достигнуто полное просветление. В Индии баньян – это не только национальное дерево, он символизирует Мировое дерево (древо познания, символ бесконечного возрождения).

Его часто высаживают на территории храмов и старательно ухаживают за ним – рыхлят и удобряют почву; на молодые воздушные корни надевают бамбук, чтобы защитить их от высыхания и повреждений.

Баньян пользуется популярностью не только у индусских мудрецов. Женщины часто приходят к нему с просьбой о ребёнке, поскольку баньян также считается деревом, исполняющим желания.

На Востоке Ficus benghalensis тесно связан с Ficus religiosa. Их символически рассматривают как женское и мужское начала, и часто высаживают их рядом, проводя особый ритуал, похожий на церемонию бракосочетания.





Фикус Бенгальский (Ficus benghalensis) – это дерево из семейства Тутовых, родиной которого являются Индия, Шри-Ланка, Бангладеш. Листья у него большие кожистые, плоды больше похожи на ягоды – мелкие, ярко-красного цвета. Человек не употребляет плоды фикуса Бенгальского, но для летучих мышей, птиц и обезьян они представляют большое лакомство.

Есть у Бенгальского фикуса ещё одна интересная особенность. Дело в том, что новое дерево редко рождается в почве. Чаще всего фикус начинает новую жизнь как эпифит, то есть, некоторое время (пока не подрастёт) он использует другое дерево в качестве физической основы. Но он не паразит, никаких питательных веществ от дерева он не получает.



Фикусы могут разрушать не только другие деревья, но и здания, прорастая в щелях стен. Примером может служить храмовый комплекс Ангкор в Камбодже, где полуразрушенные башни храма заключены в крепкие объятия столетнего фикуса. Так происходит своеобразная борьба живого и неживого.



Баньяном может быть не только Бенгальский фикус, но и другие виды: фикус Религиозный (Ficus religiosa), Крупноплодный и Мелкоплодный (Ficus macrophylla & microcarpa), Золотистый (Ficus aurea), Лимонолистный(Ficus citrifolia) и другие. Но синонимом баньяна стал именно Бенгальский фикус, т.к. он, в отличие от других видов, практически всегда образует дополнительные стволы.

Фикусы, которые выращиваются как комнатные растения, редко способны стать баньянами. По-видимому, на форму баньяна влияет в первую очередь климат (он должен быть влажный тропический) и наличие свободного пространства. Зато фикусы в домашних условиях часто используют для создания бонсай.




Имеются данные, что некоторые старые баньяны, которым сотни (и даже тысячи) лет, достигали высоты более 30 метров и более 400 метров в окружности, формировали до 1300 побочных стволов и до 3000 воздушных корней. По оценкам, под кроной одного такого дерева могло бы поместиться около 10000 человек.




Крупнейший баньян в США  (выше на фото) – Florida Champion Tree – выходец из Индии. Посажен в 1927 году во Флориде, в поместье Томаса Эдиссона. Окружность центрального ствола составляет 1,5 м, высота дерева – до 19 м, размах кроны – 58 м.
В город Лахайна (Lahaina) (Гавайи, США) Фикус бенгальский также привезен из Индии. 2,4-метровое деревце было торжественно посажено 24 апреля 1873 года шерифом города Уильямом Оуэном Смитом (William Owen Smith) в ознаменование 50-й годовщины Христианской миссии. Сейчас это Banyan Tree Park – парк из одного дерева, центр города, где под кроной баньяна устраиваются всевозможные мероприятия: от политических акций до развлекательных мероприятий. Баньян разросся до 60 м в ширину и 16 м в высоту, имеет 12 главных стволов в дополнение к огромному ядру.












Страны Юго-Восточной Азии, особенно Индия и Китай, имеют долгую историю почитания объектов природы, в том числе священных рощ и деревьев. Баньян Фикус бенгальский находится в ряду таких сакральных деревьев.
Прежде всего, из-за способности выживать и расти в течение многих столетий, – это символ вечной жизни, бессмертия, устойчивости и несгибаемости. Баньян нисходит на землю (пускает воздушные корни) и устремляется к небу (из надземной части укоренившихся воздушных корней отрастают ветви), воспроизводя себя вновь и вновь (ветви из корней-стволов вновь выпускают воздушные корни и так далее). Отсюда – бережное отношение к баньянам. Считается, что если дереву будет нанесен вред (рубка, обрезка), это вызовет гнев богов и в искупление потребуется жертва.

Под баньяном индусские мудрецы медитировали, ища просветления, проводили беседы и ритуалы. Индусы верят, что вековые деревья в своих предшествующих жизнях сами были великими мудрецами.

Баньян также символизирует плодородие, плодовитость и приносит детей поклоняющимся ему женщинам.
На полнолуние месяца Джьештха (май, июнь) в Индии приходится особый день – Ват Савитри Врата – день почитания баньяна и легендарной индийской женщины Савитри, любовь, преданность и мудрость которой позволили подняться над смертью и роком и вернуть жизнь мужу.
Подробно о Ват Савитри Врата



Дерево является древнейшим (архетипическим, глубоко укорененным) символом и образом человеческого сознания и присутствует в культуре всех древних цивилизаций. Практически у каждого народа имеется изображение Мирового древа (древо жизни, древо познания, древо восхождения, шаманское древо, небесное древо) или его вариантов (ось мира, мировой столп, мировая вертикаль, крест, лестница, мировая гора).

Мировое древо – фундаментальный и универсальный символ упорядоченности мироздания и гармонии в противоположность состоянию Хаоса. Мировое древо организует пространственно-временную структуру мира и определяет место индивида в ней. Древо олицетворяет постоянно обновляющуюся и возрождающуюся Вселенную, неисчерпаемый источник космической жизни: дерево появляется из семени, растет, приобретает сложное строение, умирает, оставив после себя семена новой жизни. Это символ цикличности, раскрывающейся во всем многообразии, развитии и усложнении.
Мировое древо выступает связующим звеном между Вселенной и человеком, являясь местом их пересечения.
Баньян представляет собой вариант перевернутого Мирового древа (arbor inversa) с корнями наверху и кроной внизу. Корень – это первоначало и духовный мир, ветви – разворачивание проявленности.

Перевернутое дерево встречается и в других традициях, например, шаманское дерево у северных народов (эвенки, якуты).



В индуизме баньян – символ Брахмана – Атмана.
Брахман (brahman, в переводе – Прародитель всего существующего, Бог-творец мира) – категория древнеиндийской философии. «Не имея сам ни конца ни начала – всех и всего конец и начало». Высшее объективное начало Мироздания, высший принцип Бытия, Всеисток вне времени и пространства, Вечный дух, всегда действующий и всегда находящийся в покое.
Атман – высшее субъективное начало Мироздания, соотносится с Брахманом, как капля с океаном. Атман - индивидуальное бытие, Брахман - бытие универсальное.
Чхандогья-Упанишада, 6 часть, глава 11:
«1. – Если бы, дорогой, ударили по корню этого большого дерева, то оно истекало бы [древесным соком], продолжая жить. Если бы ударили по середине, то оно истекало бы, продолжая жить. Если бы ударили по верхушке, то оно истекало бы, продолжая жить. Будучи проникнуто живым Атманом, оно прочно стоит, постоянно поглощая влагу и пребывая в радости.
2. И если жизнь покидает одну его ветвь, та засыхает, если покидает вторую – та засыхает; если покидает третью – та засыхает; если покидает все [дерево] – то все оно засыхает. Знай же, дорогой, что это так, – сказал он.
3. – Поистине, покинутое жизнью, это [существо] умирает, но [сама] жизнь не умирает. И эта тонкая [сущность] – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!».
Глава 12:
«– Принеси сюда плод ньягродхи. – Вот он, почтенный. – Разломи его. – Он разломан, почтенный. – Что ты видишь в нем? – Эти маленькие семена, почтенный. – Разломай же одно из них. – Оно разломлено, почтенный. – Что ты видишь в нем? – Ничего, почтенный.
И он сказал ему: Поистине, дорогой, вот – тонкая [сущность], которую ты не воспринимаешь; поистине, дорогой, благодаря этой тонкой [сущности] существует эта большая ньягродха. Верь этому, дорогой. И эта тонкая [сущность] – основа всего существующего, То – действительное, То – Атман. Ты – одно с Тем, Шветакету!».



Брахман проявляется в обликах Тримурти – триады богов, являющихся его первичными воплощениями: Брахма (творец), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). Поэтому и баньян символизирует как Единое (Брахмана), так и Тримурти: Брахма – корни, Вишну – кора и ствол, Шива – ветви и крона. Иногда баньян представляет одного из богов.

Согласно Вишну-Пуране, в течение потопа в конце кальпы (очередного цикла эпох) Вишну спит на листе баньяна. Здесь также происходит сравнение Вишну с семенами баньяна: так же, как огромное дерево содержится и происходит из маленького семени, вся Вселенная после потопов уменьшается до микроскопической частицы. Этот зародыш содержится в Вишну, который создает Вселенную заново после пралаий (периода растворения и покоя, в противоположность манвантаре – периоду проявленности).

Вишну-Пурана, Глава 12:
«67. Как огромная ньягродха помещается в маленьком зерне, так и во время предбытия (мира) вся вселенная заключается в тебе, источник жизни!
68. Как из зерна выпускает первый побег, а затем разрастается ньягродха, так и от тебя во время творения разрастается мир!»



Дерево символизирует не только макрокосмос, но и микрокосмос, то есть человека.
В Брихадараньяка-Упанишаде первочеловек Пуруша сравнивается с Мировым деревом:
Б-У, Шуклаяджурведа:
«28. И он спросил их такими стихами:
[1.] Словно дерево, повелитель леса, таков, воистину, человек.
Его волосы – листья, кожа его – кора снаружи.
[2] Из кожи его течет кровь, [как] сок из кожи
[дерева], Поэтому она выходят из раненого, как сок из поврежденного дерева.
[3] Мясо его – древесина, лыко – сухожилия, они крепки,
Кости – внутренность дерева, мозг создан подобным сердцевине.
[4] Когда дерево срублено, оно поднимается от корня, снова обновленное.
Но [когда] смертный срублен смертью, от какого же корня он поднимается?
[5] Не говорите: «от семени», – ведь оно возникает [лишь] у живого.
[Между тем], поистине, дерево, поднявшееся от зерна, явственно возрождается после смерти.
[6] Когда дерево вырвут с корнем, оно не вырастет снова,
Но [когда] смертный срублен смертью, от какого же корня он поднимается?
[7] Рожденный [однажды] не рождается [вновь], ибо кто породил бы его снова?
Брахман, [который] – познание и блаженство – высшая опора охотно приносящего дары,
[А также] твердо стоящего [рядом с Брахманом] и знающего его.»
Сравнение человека с перевернутым деревом раскрывается следующим образом: бинду (точка, семя) в темени – это семя, нейроны головы – корень, позвоночник – ствол, нервы, отходящие от позвоночного столба ко всем органам чувств и действий – ветви с плодами. В индуизме позвоночник является каналом для пробужденной силы Кундалини, которая спит, свернувшись кольцами, подобно змее, у основания позвоночника.
Словно в подтверждение тесной связи человека и дерева, переплетенные корни-стволы баньяна порой имеют антропоморфные формы (Лахайна, Гавайи, США):






Баньян Фикус бенгальский тесно связан с баньяном Фикусом религиозным: деревья символически рассматриваются на Востоке, как мужское и женское начала. Их сажают рядом, проводя ритуал, подобный церемонии бракосочетания у людей.
В некоторых источниках ньягродха (Фикус бенгальский) по своему символическому значению отождествляется с ашваттхой (ащваттхой) (Фикусом религиозным), что не верно. Ньягродха, как символ Единого, близок к адвайте, монотеистическому восприятию мира, а ашваттха – к двайте, двойственному восприятию.

В самых древних текстах значения, вероятно, совпадали. Однако, для более позднего индуистского периода, с возникновением буддистского учения, дерево ашваттха приобрело дополнительное значение: сансары (колеса рождений и смерти), от которой необходимо избавиться, оставив все привязанности (срубив дерево под самый корень). Дерево ашваттха – Фикус религиозный – Дерево Бодхи, под которым Будда достиг Нирваны.

Глубокий символизм деревьев отражает особое отношение восточного человека к Природе.
Все вокруг проникнуто тонким божественным присутствием, человек – не хозяин, а часть природы. Отношения между человеком и природой – это адаптация и сосуществование, внутреннее обязательство, а не доминирование и подчинение.






















Кликабельно 2000 рх










Рубрики:  Природа
Страны и континенты
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 22 пользователям

Мумсик   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 03:13 (ссылка)
очень интересно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Люся_Ширева   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 08:02 (ссылка)
Спасибо. Одно дерево как целый парк!
Ответить С цитатой В цитатник
igorinna   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 09:23 (ссылка)
Оксана_Лютова,Ох не фига себе
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Вечеслав_майор   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 12:47 (ссылка)
Очень интересно .Благодарю1!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
ashatan46   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 13:07 (ссылка)
Очень познавательно! СПАСИБО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Моя_душа_53   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 14:30 (ссылка)
Вот это да!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Диана_Сарнавская   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 14:54 (ссылка)
Великое дерево))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
pro100sergacheva   обратиться по имени Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 18:01 (ссылка)
Вот это даааа!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
tinarisha   обратиться по имени Понедельник, 10 Сентября 2012 г. 12:29 (ссылка)
Очень интересно.Доброго дня,Оксана!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку