-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278032
Написано: 365843


Орест Кипренский. Как бастард стал первым русским художником, прославившимся в Европе?

Суббота, 24 Марта 2012 г. 13:51 + в цитатник

О.А. Кипренский. Автопортрет (фрагмент)

24 (13 по ст.ст.) марта 1782 года у небогатого помещика А.С. Дьяконова родился сын, названный Орестом в честь одного из героев «Илиады». Отец тогда не мог и предположить, что его имя останется в истории только благодаря сыну, ведь мать мальчика была крепостной. В те времена подобное отнюдь не было редкостью. И большинство бастардов, кем по сути и являлся мальчик, так на всю жизнь и оставались крепостными. Но, видимо, Дьяконов привязался к ребенку и решил обеспечить его дальнейшую судьбу.

Для начала Дьяконов выдал мать мальчика, Анну Гаврилову, замуж за своего дворового Адама Швальбе, который Ореста усыновил. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец оформил на него вольную, придумал Оресту красивую фамилию Кипрейский (в честь богини любви Киприды) и отправил в Петербург в Воспитательное училище при Академии художеств.

Воспитанников академии держали в строгости, кормили впроголодь, но учили основательно. Для Ореста учеба растянулась на долгие 15 лет. На завершающем этапе обучения Кипренский (фамилию в академии немного изменили) специализировался в исторической живописи, но параллельно у своего учителя, известного живописца Г.И. Угрюмова, прошел хорошую школу создания портретов. Всю свою оставшуюся жизнь Орест буквально разрывался между желанием писать большие исторические полотна, которые оставляли зрителей равнодушными, и портретами, большинство из которых было написано для заработка, но принесло Кипренскому славу выдающегося портретиста.

Любопытно сравнить две первые крупные работы Кипренского. В 1804 году молодой художник создал «Портрет А.К. Швальбе», вызвавший споры ценителей живописи, посчитавших, что это копия с неизвестного им портрета кисти Рембрандта. Им было трудно поверить, что столь эмоциональное полотно, выполненное в рембрандтовской манере, создано юным живописцем, а изображен на нем обычный крепостной.

На следующий год Кипренский представил в академии, где он оставался пенсионером, крупное историческое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

За эту работу, выполненную в классической академической манере, ему присудили большую золотую медаль, дававшую право на заграничную пенсионерскую поездку. Но зрителей картина оставляла равнодушными и событием в художественной жизни отнюдь не стала. Правда, благодаря этой картине Орест получил предложение принять участие в росписи Казанского собора.

Богоматерь с младенцем. 1806-1809 Икона из северн.врат гл.иконостаса Казанского соб.в СПб.


Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс q). 1809

В Европе шли наполеоновские войны, поэтому поездку за границу пришлось надолго отложить. Оставаясь в Петербурге, Кипренский занялся созданием портретов, быстро принесших ему широкую известность и хороший заработок, что было для художника весьма кстати. Нелишне отметить, что, окончив академию, Орест получил личное дворянство и должен был соответствовать своему новому статусу.

В эти годы им были написаны портреты А.И. Корсакова, князя П.П. Щербатова

и княгини А.В. Щербатовой,

Е.П. Ростопчиной,

В.А. Перовского А.А.

Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека.

Челищева .

Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809

а также два эмоциональных автопортрета.


Портрет князя Ивана Алексеевича Гагарина 1811

Лучшим полотном, написанным Кипренским в тот период, считается портрет Е.В. Давыдова. В 1812 году «Портрет лейб-гусарского полковника г-на Давыдова»
вместе с еще тремя полотнами был представлен художником в Совет академии на соискание звания академика. Любопытна дальнейшая судьба знаменитого портрета.

Портрет Давыдова оставался в собственности автора, а после его смерти поступил в Академию художеств и был передан в создававшийся Русский музей. Так как в подписи указывалась только фамилия, в обществе стали считать, что это портрет Дениса Давыдова, а не кого-то из его близких родственников, не снискавших столь громкой славы. Первые сомнения возникли в конце 40-х годов прошлого века, когда был обнаружен старый реестр произведений Кипренского, в котором имелись инициалы изображенного гусара – «Ев. В.».

Первоначально посчитали, что на портрете изображен брат Дениса, Евдоким Давыдов. Позднее к атрибутации подключили военных историков, которые легко установили истину. В начале XIX века в каждом гусарском полку были свои цвета ментика и опушки, собственный рисунок вышивки. По этим атрибутам формы и установили, что изображен на портрете Евграф Владимирович Давыдов, приходившийся двоюродным братом поэту-партизану.

Судьба Евграфа характерна для того времени. Начав службу в 1791 году вахмистром, он за десять лет дослужился до полковника, участвовал во многих битвах с Наполеоном, за храбрость был награжден орденами и золотой шпагой с брильянтами. В знаменитой «Битве народов» под Лейпцигом был тяжело ранен, лишившись ноги и руки. За это сражение был удостоен ордена святого Георгия 3-й степени и двух иностранных орденов. Заслуженного воина произвели в генерал-майоры и уволили в отставку. Е.В. Давыдов скончался на сорок восьмом году жизни в родовом имении Аксинино под Тулой.

С наполеоновскими войнами связана целая серия портретов, созданная художником в 1812-13 годах. На них молодые офицеры, с которыми Кипренский был хорошо знаком – М.П. Ланский,

А.П. Бакунин,

А.Р. Томилов,

П.А. Оленин,

Е.И. Чаплиц.

У изображенных не было времени для длительного позирования. Все портреты нарисованы карандашом с использованием акварели и пастели. В них нет ничего героического – молодые, немного напряженные лица, но глаза выдают, что им уже не раз приходилось бросать вызов судьбе и выходить из испытаний победителями.


Портрет Н.В.Кочубей. 1813

Портрет Великого князя Николая Павловича. 1814.

Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814.

Портрет Н.М.Муравьева. 1815

Портрет Голициной. 1815.

Портрет Анны Федоровны Фурман. До 1816.

После окончания наполеоновских войн Кипренский смог воспользоваться пенсионерской поездкой и уехал в 1816 году Италию. За границу отправился не юный выпускник академии, а сложившийся 34-летний художник, которого на родине сравнивали со знаменитым Ван Дейком.


Молодой садовник. 1817.

По пути Орест Адамович останавливался в Германии и Швейцарии, где знакомился с работами старых мастеров и демонстрировал свои работы. Стоит отметить, что на европейцев портреты Кипренского произвели впечатление, в Женеве его даже избрали членом местного художественного общества.


Портрет великого князя Михаила Павловича. 1819.

Но истинная слава ждала его в Италии, где оказалось много желающих заказать портрет у русского мастера, благо, он и писал прекрасно, и за работу брал не дорого. В 1820 году произошло знаменательное событие не только для Кипренского, но и для всей русской живописи – знаменитая галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет, чтобы поместить его рядом с портретами признанных мэтров мировой живописи. Он стал первым россиянином, удостоенным такой чести. Только через 12 лет в галерее появится автопортрет следующего россиянина, им станет Карл Брюллов. Затем к ним присоединятся автопортреты Ивана Айвазовского и Бориса Кустодиева.


Портрет А.О.Смирновой.

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822.

На родину Кипренский отправился в 1822 году. Ехал не спеша, останавливаясь в крупных городах для осмотра шедевров живописи. В Мариенбаде задержался ради знакомства с Гёте, который дважды ему позировал. Какое-то время работал в Париже.

В Петербург художник вернулся летом 1823 года. Он ожидал хорошего приема, но этого не произошло. В обществе муссировали слухи, что в Италии он был замешан в убийстве натурщицы и прелюбодеянии с малолетней, которую, уезжая на родину, отправил в приют. Кипренский попытался вернуть интерес публики крупным историческим полотном «Аполлон, поражающий Пифона», но оно было встречено холодно.


Портрет графа Д.Н.Шереметева. 1824

Портрет А.С.Шишкова в адмиральском мундире. 1825

Портрет князя H.П.Трубецкого. 1826.

Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.

Мечтательница. 1826-27

Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.

Несмотря на все проблемы. Он продолжал много работать. Именно в это время им был написан знаменитый портрет Пушкина, ставший самым репродуцируемым произведением художника.

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827

Были и другие удачные портреты

Автопортрет. 1828.

Ворожея со свечой. 1828.

Портрет Анны Алексеевны Олениной. 1828.

Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828

Портрет З.А.Волконской. 1829

Портрет молодой девушки. 1829.

Работалось с трудом, и Кипренский решил вернуться в Италию.

Тибуртинская Сивилла. 1830.

Неаполитанская девочка с плодами 1831

Портрет князя Ф.А.Голицина. 1833

К этому времени темпераментные итальянцы успели позабыть блистательного Ореста, у них теперь был новый кумир – Карл Брюллов. Былой славы, а соответственно и хороших доходов у Кипренского уже не было, временами приходилось влезать в долги. Только к 1836 году художнику удалось поправить дела и скопить денег на свадьбу с Анной-Марией Фалькуччи. Правда, перед этим ему пришлось перейти в католичество. В семье родилась дочь Клотильда, и Орест стал задумываться о возвращении в Россию. Но судьба распорядилась иначе.

В 1836 году Орест Адамович Кипренский заболел и 5 октября в возрасте 54 лет скончался. Похоронили художника в Риме. В России его смерть прошла практически незамеченной. В Италии же русские художники и скульпторы собрали деньги, чтобы установить на его могиле мраморную плиту с эпитафией.

Память о художнике продолжает жить. Вглядываясь в прекрасные портреты, созданные его талантливой кистью, мы лучше понимаем ту далекую эпоху и людей, которых Орест Кипренский встретил на своем жизненном пути.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35179/
Рубрики:  Живопись и графика
ЖЗЛ, биографии, судьбы
Метки:  

Процитировано 23 раз
Понравилось: 18 пользователям

Pannat   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 14:03 (ссылка)
Спасибо! Как-то раньше не доводилось его биографию прочитать.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 05 Июня 2012 г. 20:47ссылка
Аноним
Какая школа! Я бы в учебники вставила и сочинения писала с детьми.Тут ценно все. Жаль, что мало знаем мы тех,кто составляет истинную славу страны. "ЗвездЫ"- безголосые дуры,безнравственные манекены,а в истории поискать лень ,вот и выставки художественные ,за редким исключением,неинтересны. А где старая русская художественная школа,в лучшем смысле этого слова? Горжусь,что увидела и прочла эту статью
Ipola   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 14:05 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 14:10 (ссылка)
Интересно,спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
vit4109   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 15:01 (ссылка)
Добрый вечер.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
ВАЛМАКСИЯ   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 16:39 (ссылка)
О, СКОЛЬКО РАБОТ!!! СПАСИБО!!! ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Ledi__Sonata_7_   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 17:14 (ссылка)
Очень интересная статья.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Лидия_1410   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 17:20 (ссылка)
Благодарю ! Замечательный пост. Беру себе.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
ssesorova   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 18:55 (ссылка)
Я,как учитель истории,а там есть темы искусства. сталкивалась с его биографией ,но столь подробной информации не приходилось читать.Его творчество всегда нравилось особенно портрет Пушкина.Спасибо !Умничка большая!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
ssesorova   обратиться по имени Суббота, 24 Марта 2012 г. 18:57 (ссылка)
Ещё раз вернулась.просто чудо портреты....
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пророк уже среди нас Суббота, 24 Марта 2012 г. 19:06 (ссылка)
Как решится судьба каждого человека и человечества в целом?



Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Воскресенье, 25 Марта 2012 г. 01:44 (ссылка)
Спасибо, Оксана, за прекрасный пост!!!
52 (200x108, 29Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Waleryan   обратиться по имени Понедельник, 26 Марта 2012 г. 01:08 (ссылка)
Каков тернистый путь лежит
пока пробьешься ты к высотам,
порой сердечко так щемит
и не лежит душа к работам.
Но что-то нас из вне влечет,
сила неведома толкает,
а сними сердце в лад идет,
душе раскрыться помогает.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 26 Марта 2012 г. 01:16ссылка
Благодарю Вас за эти поэтические комменты!!!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку