-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Сакральное искусство иконописи

Среда, 09 Ноября 2011 г. 15:18 + в цитатник

Иконы и иконопись представляют собой удивительное сочетание высочайшего из искусств - живописи с религиозными сюжетами, изображениями Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Однако иконы и картины далеко не одно и то же. Любые картины (в том числе и на религиозную тему) - всегда свободная авторская интерпретация тех или иных событий и образов. Иконы - совсем другое, согласно учению церкви (как католической, так и православной) святой образ, изображенный на иконах, не просто так себе изображен (как на картине), но словно непосредственно присутствует, воплощенный в самой иконе, словно живой Дух, невидимая Божественная сила. Икона - место благодатного присутствия, явления Христа (или девы Марии, святых, ангелов, вообще тех, кто изображен на иконе) для молитвы Ему. Подтверждением тому служат чудеса, которые происходят вокруг наиболее сакральных икон, такие иконы еще называют чудотворными.


"Святая Троица" - одна из самых известных икон, вышла из под кисточки Андрея Рублева - замечательного иконописца. 1411 год.

При рисовании иконы свободная авторская интерпретация недопустима (хотя допустима, но тогда это уже не будет иконой, а обычной картиной). Для того, чтобы точно изобразить святой образ, художник должен строго следовать правилам иконографии, которые начали формироваться еще на заре возникновения искусства иконописи, а окончательно сформировались лишь в 787-м году на седьмом вселенском соборе христианской церкви. Вообще рисования икон - небольшое таинство, настоящая религиозная мистерия, ведь создавая икону художник, будучи простым смертным человеком, чувствует свою маленькую причастность к Божественному, вечному, святому.

Святые апостолы Петр и Павел. Икона середины 13-го века.

В основе правил иконографии лежат церковные представления об истинности святых изображений. Иконография для художника-иконописца - опора, компас и веревка. (Три в одном). Веревка, так как сковывает его творческие порывы. Он не может по своей воле, сам как ему заблагорассудится, не то, чтобы построить композицию, но даже выбрать краски. Например, покрывало Богоматери полагается писать вишневым (реже синим или лиловым), одежду синим, у Христа наоборот, синим должен быть плащ, а вишневым - рубашка. Однако жесткие рамки, которые диктует иконография, заставляют художника совершенствоваться внутри этих рамок: экспериментировать с оттенками цветов, деталями композиций и т.д. Иконография - компас, по ней мастер сверяет свое творение со святыми канонами иконописи. Опора - ибо на ней держится все его иконописное творчество.

Архангел Михаил. Примерно 1299.

Первые иконы стали появляться в самом начале возникновения христианства, когда христиане еще находились в подполье шифруючись от римской власти (которая видела в христианстве опасную секту, и порой весьма любила покормить христианами голодным львов на арене Колизея). Но и в те далекие опасные времена среди молодых новообращенных христиан было немало талантливых творческих людей, которым надо было куда-то направить свой такой кипучий творческий потенциал. И они направили его не куда-нибудь, а на Бога.

Благовещение “Устюжское”. 12-й век.

Уже и не вспомнить точно, когда в подпольных христианских катакомбах появились первые изображения Иисуса Христа в образе пастуха - "Я есмь добрый пастырь и знаю своих овец, а мои меня знают. Как Отец мой меня знает, так и я знаю Отца, и жизнь свою кладу я за моих овец" (Ивана 10:14-15). Художественное творчество ранних христиан было буквально пронизано идеями победы духа над плотью, которую совершил Иисус Христос своим чудесным воскрешением. И нужно было найти такую форму, чтобы идеально передать ту великую победу. И ее нашли. Нашли в специфических надгробных портретах, существовавших к тому времени в античной культуре. В египетском городе Эль-Фаюм современными археологами было найдено наибольшее количество таких портретов, которые в честь того и прозвали - "фаюмские портреты".



Так они выглядят. Вполне вероятно, что именно такие фаюмские портреты позднее легли в основу техники рисования христианских икон.

С приходом к власти императора Константина, христианство вышло из подполья и вскоре стало господствующей государственной религией тогдашней Римской империи. Это имело свое положительное влияние и на развитие христианского искусства, которое расцвело буйным цветом, особенно в восточной Римской империи, которую потом прозвали Византией.

"Всесильный Христос" - одна из старейших икон, сохранившаяся до нашего времени. Написана в 6-м веке, находится в Синайском монастыре.

История искусства иконописи имеет свои драматические взлеты и падения. Так среди христиан уже впервые века существования церкви не было согласия, по различным аспектам богословской религиозной мысли. Чего только стоят многочисленные церковные соборы, где различные патриархи спорили, чуть ли не на жизнь, а насмерть. (Тут и так званая "арианская ересь", монофизиты и еще много всего). Не было согласия среди отцов (скорее патронов) церкви и по иконописи. Одни из них считали рисования и почитания икон делом достойным и боговдохновенным. Но были и такие, которые считали, что любая попытка изображения Бога является недопустимой. Поскольку Бог безмерно превышает любые человеческие возможности, то и нечего Его изображать. Если художник изображает Бога-Сына (Иисуса Христа) в человеческом образе, то он как бы разделяет пополам его Богочеловеческую сущность, оставляя лишь телесное человеческое изображение. А такое разделение считалось злейшей ересью. Тех, кто выступал против икон стали называть иконоборцами, а тех, кто был за – иконопочитателями.

Илья пророк. Середина 13-го века.

В 761 году императором Византии стал Лев третий - ярый иконоборец, во время его правления в государстве наступила великая смута. Началось активное преследование и уничтожение, как икон, так и тех, кто их почитает. Много бесценных икон было сожжено по его приказу, немало монахов, которые не хотели отказаться от почитания икон, были вынуждены бежать за пределы Византийской империи. К счастью, последующие императоры были лояльными к иконопочитанию и искусство иконописи расцвело с новой силой.

Боголюбская икона Богоматери. 12-й век.

С принятием Князем Владимиром христианства восточного (византийского) обряда, иконопись проникла на территорию Киевской Руси, где широко распространилась и обрела второе дыхание. Среды известных талантливых иконописцев на Руси можно отметить Андрея Рублева, Феофана, Дионисия. Хотя много хороших иконописцев (как на Руси, так и в Византии) остались неизвестными истории, зато известны их творения - многочисленные прекрасные иконы, которые украшают не одну церковь, не один музей, и не один дом.

http://waking-up.org/iskusstvo/sakralnoe-yskusstvo-ykonopysy/
Рубрики:  Религия/Иконы
Метки:  

Процитировано 17 раз
Понравилось: 9 пользователям

samuil_geterle   обратиться по имени Среда, 09 Ноября 2011 г. 15:29 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
kobra1201   обратиться по имени Среда, 09 Ноября 2011 г. 15:31 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Гуррри   обратиться по имени Среда, 09 Ноября 2011 г. 16:20 (ссылка)
Спасибо, пост - великолепный!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Сергей_Удачин   обратиться по имени Среда, 09 Ноября 2011 г. 16:58 (ссылка)
Спасибо за удовольствие!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Людмила_Евгеньева   обратиться по имени Среда, 09 Ноября 2011 г. 21:17 (ссылка)
Масса удовольствия!Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
natali_mogileu   обратиться по имени Четверг, 10 Ноября 2011 г. 11:27 (ссылка)
Большое спасибо! Очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
SPACELilium   обратиться по имени Суббота, 12 Ноября 2011 г. 20:35 (ссылка)
БлагоДарю!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 19 Декабря 2011 г. 13:02 (ссылка)
Информация интересная, но не более. Понятие канон (это как закон) отсутствует. А иконы не рисуют, а пишут по канону, а не по правилу. Лучше почитать Павла Флоренского или князя Евгения Трубецкого. Больше пользы, т.к. там нет искажений реалий жизни. Статья для атеистов, которым приятно поговорить о религии и умиляться своей некомпетенцией.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Бабагалина   обратиться по имени Вторник, 13 Ноября 2012 г. 09:13 (ссылка)
Интересный пост, познавательный. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку