«Однажды в Америке» (англ. Once Upon a Time in America) — гангстерский фильм Серджо Леоне, снятый в 1984 году и частично основанный на автобиографическом произведении Хэрри Грэя (англ.)русск.. Фильм в форме комбинирования сцен из различных временных отрезков рассказывает историю нескольких друзей-гангстеров, встретившихся в начале двадцатого века в еврейском квартале Нью-Йорка и разбогатевших во времена «сухого закона» в США в 1930-х. Последняя режиссёрская работа Серджо Леоне получила 11 наград и 5 номинаций. Кроме того, фильм занимает 77-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb
Фильм построен как переплетение трёх временных (1920-е, 1930-е и 1960-е годы) и двух смысловых сюжетных линий.
Главной можно считать линию 60-х годов.
Главный герой Дэвид Ааронсон по прозвищу «Лапша» («Noodles»), когда-то гангстер и бутлегер, а ныне пожилой человек без определённых занятий, в течение 35 лет прятавшийся от своего преступного прошлого, приезжает в Нью-Йорк. Лапша получает сообщение о необходимости перенести могилы друзей из-за переноса старого кладбища. Хотя он и тщательно скрывался много лет, место его нахождения для кого-то неизвестного больше не секрет. Попав в родной квартал, «Лапша» сталкивается со своим прошлым: «Бар толстяка Мо», предметы в доме — все напоминает ему о пережитом. Лапша обнаруживает очень неожиданное обстоятельство — кто-то уже перенёс могилы на новое кладбище, выстроив для этой цели роскошный склеп. Лапша просит кладбищенского сторожа открыть склеп, заходит в него и, закрыв за собой тяжелые кованые двери, обнаруживает мемориальную табличку, из текста которой следует, что этот склеп построил не кто иной, как он сам в память своих друзей. А на стене висит ключ от ячейки вокзальной камеры хранения, который кто-то оставил для него…
Память переносит «Лапшу» в 1920-е и 1930-е годы.
А начинал он в банде подростков, промышлявших в еврейском квартале Нью-Йорка. Начало 20-х годов. Дэвид «Лапша» («Noodles») Ааронсон, Патрик «Простак» («Patsy») Голдберг, Филип «Косой» («Cockeye») Штейн и малыш Доминик занимались мелким воровством и грабежом. Вскоре к ним присоединяется Максимилиан «Макс» («Max») Беркович. В компании появляется два ярко выраженных лидера, однако они пока находят общий язык и банда становится только сильнее. Ребятам примерно 14-15 лет, но они проявляют недетскую сноровку и сообразительность, сначала подчинив полицейского, контролирующего квартал, и позже начиная выполнять поручения взрослых преступников. В день, когда они благодаря своему изобретению получают первый серьёзный куш, выловив ящики со спиртным, к которым были привязаны поплавки, путь ребят пересекается с их давним непримиримым конкурентом — молодым преступным «авторитетом» «Багси». Мальчишка Доминик, самый младший член банды, замечает Багси, ребята обращаются в бегство, но пуля Багси скашивает Доминика, который умирает на руках у Лапши. Багси ищет остальных среди ящиков, Лапша набрасывается на Багси и в бешенстве закалывает его, а заодно наносит два ножевых удара подоспевшему полицейскому и попадает в тюрьму на 12 лет.
Когда Лапша выходит из тюрьмы, он попадает в новое время — 1930-е годы. Вся его старая банда преуспевает — они содержат подпольное питейное заведение, процветающее в условиях «сухого закона». Лапша активно включается в преступную деятельность. Постепенно они начинают заниматься всё более серьёзными делами, связанными с ограблениями и убийствами. Банду Лапши и Макса используют политики в противостоянии между профсоюзом и боссами сталелитейного концерна. Лапша против вмешательства в политику, на этой почве у него возникает первая большая размолвка с Максом, которого, напротив, роль уличного гангстера давно не устраивает.
Следующая размолвка была связана с тем, что Максу пришла идея ограбить Федеральный Резервный банк. Времена «сухого закона» заканчивались, и пора было думать о других возможностях заработать. Лапша понимает, что осуществить такое масштабное преступление им не по силам, но Макс и слышать ничего не хочет. Понимая, что Макс не отступит, Лапша решает сдать своих друзей полиции в тот момент, когда они будут перевозить очередную партию спиртного. Таким способом он надеялся спасти их от самоубийственной попытки ограбления банка.
Лапша звонит в полицию от имени неизвестного доброжелателя и рассказывает о попытке перевоза спиртного. На следующий день в СМИ появляется сообщение о том, что Простак, Косой и Макс были убиты в перестрелке с полицией. Тело Макса обгорело до полной неузнаваемости. После этих трагических событий неизвестные жестоко пытают Толстяка Мо и пытаются выяснить, где скрывается Лапша. Неизвестные убивают любовницу Лапши, а Лапша, проникнув в бар, убивает одного из своих загадочных преследователей и освобождает Толстяка Мо. Кто и почему охотится за Лапшой, неизвестно.
Лапша же, страдая от вины, идёт в курильню опиума забыться, а потом вообще исчезает из Нью-Йорка на 35 лет.
Другая параллельная сюжетная линия — это романтические взаимоотношения Лапши и Деборы Гелли, сестры Толстяка Мо, начавшиеся ещё в их детстве. Будучи подростком, Лапша безуспешно пытался ухаживать за Деборой, но отношения их не сложились. Прошло много лет, Дебора исполнила свою мечту и стала знаменитой актрисой, а Лапша — матёрым гангстером, но они так и не смогли найти общий язык. Лапша устроил Деборе романтический вечер в ресторане. Дебора сообщает Лапше, что уезжает на западное побережье и они не могут быть вместе. Лапша желал её с юности, а Дебора до этого момента питала к нему очень тёплые и глубокие чувства. Лапша, понимая, что они действительно не могут быть парой, и Дебора в какой-то мере провоцировала его, согласившись на романтическую встречу, насилует Дебору в машине, когда они возвращались домой.
Хотя Лапша и искал близости с другими женщинами, Дебору заменить ему никто не мог. Макс ещё в молодости часто подкалывал Лапшу, что он не умеет находить взаимопонимание с женщинами, что в результате мешает их бизнесу.
60-е годы. Возвращаясь от своих воспоминаний к действительности, Лапша посещает вокзал и, открыв найденным в склепе ключом новую ячейку в старой камере хранения, где ещё с 20-х годов они хранили свой общак, обнаруживает старый чемодан с крупной суммой денег. Поверх денег лежит записка: «Это аванс за будущую работу». Лапша находит заказчика — секретаря Бейли и приходит к нему домой. Бейли — это постаревший, но всё же узнаваемый Макс, однако явно он в этом не признаётся. Лапша также случайным образом узнает, что у Деборы есть сын, как две капли воды похожий на молодого Макса. Все это время Дебора вместе с сыном жила вместе с Максом. Понятно, что Макс каким-то образом выжил, фальсифицировав в 30-е годы свою смерть. Сейчас Бейли находится под серьёзным следствием по делу о коррупции. Разговаривают они как чужие люди. Макс-Бейли просит Лапшу застрелить его, гарантируя полную анонимность преступления и предполагая, что Лапша хочет отомстить. Однако Лапша отказывается. Он говорит Бейли, что с тех пор много воды утекло, и что его друг Макс погиб еще много лет назад. Лапша покидает дом через чёрный ход, Бейли идет следом и, дождавшись проезжающего мимо мусороразмалывателя, исчезает в нём.
Фильм заканчивается последним флешбэком, возвращая к начальной сцене в 1930-е годы. Скрываясь от преследователей, Лапша заходит в курильню опиума, затягивается и отключается со счастливой улыбкой на лице.
Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America)
Режиссер - Серджо Леоне. В ролях - Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс, Элизабет Макговерн, Дженнифер Коннелли, Трит Уильямс, Дэнни Айелло, Ларри Рэпп. 1984. Италия-США. 227 мин.