-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278032
Написано: 365843


С Днем Рождения Ирина Скобцева!

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 03:29 + в цитатник


Есть актеры, которых узнаешь в первую же минуту их появления на экране. Ирина Скобцева принадлежит к иной категории. Она не проносит из образа в образ одни и те же штрихи, не объединяет их какими-либо постоянными приметами. Героини ее относятся к резко отличающимся друг от друга типам людей.


Родилась 22 августа 1927 года в Туле. Отец – Скобцев Константин Алексеевич (1903–1975). Мать – Скобцева Юлия Николаевна (1904–1999). Супруг – Бондарчук Сергей Федорович (1920–1994), выдающийся советский кинорежиссер и актер, народный артист СССР (1952), Герой Социалистического труда (1980), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1952, 1977, 1984), заслуженный деятель культуры ЧССР, обладатель премии «Оскар», многочисленных призов международных кинофестивалей; профессор, руководил актерской мастерской ВГИКа. Дочь – Бондарчук Елена Сергеевна (1962 г. рожд.), актриса театра и кино; окончила Школу-студию МХАТ, работала в Театре имени А.С. Пушкина, затем в Театре имени Моссовета, ныне – одна из ведущих актрис МХАТа имени А.М. Горького. Сын – Бондарчук Федор Сергеевич (1967 г. рожд.), кинорежиссер, актер, выпускник ВГИКа; соруководитель студии «Арт Пикчерс» по производству музыкальных видеоклипов и рекламных роликов, основатель и организатор фестиваля видеоклипов «Поколение», обладатель двух премий «Овация». Внуки: Константин, Сергей, Варвара.


Родители Ирины по роду занятий были далеки от искусства – отец был научным сотрудником Главного управления метеослужбы, мама работала в архиве. В детстве Ирина узнала и испытала на себе, что такое война со всеми ее тяготами и лишениями. Об актерской профессии она тогда всерьез не задумывалась, хотя и занималась в школьном драмкружке. После 10-го класса, по примеру родителей решив стать научным работником, поступила на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Активно участвовала в самодеятельности – играла в студенческом театре, а по окончании университета поступила в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.

Впервые Ирина Скобцева появилась на экране в 1955 году. О таком дебюте можно было только мечтать. Признанный мастер отечественного кино режиссер С. Юткевич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира «Отелло», пригласил ее, студентку Школы-студии МХАТ, принять участие в конкурсных кинопробах на роль Дездемоны – одну из интереснейших и вместе с тем труднейших ролей классического репертуара. Сначала режиссера привлек внешний облик актрисы: изящная, женственная и обаятельная, она как нельзя лучше подходила на роль Дездемоны. Однако не только внешние данные Ирины Скобцевой помогли режиссеру выбрать молодую исполнительницу из числа многочисленных претенденток. Кинопробы показали, что за внешней сдержанностью, даже строгостью начинающей актрисы скрыта эмоциональность, умение тонко чувствовать, своеобразный лирический дар перевоплощения. Позднее известный кинорежиссер И. Таланкин скажет, что для Ирины Скобцевой характерно удивительное сочетание «красоты, женственности, ума и высокой образованности».

Дездемона Ирины обаятельна, женственна, нежна. Чарующий мелодичный голос, глаза, излучающие чистоту, доверчивость, любовь. Работая над ролью, молодая актриса пользовалась не одними лишь лирическими красками, а искала «свое» понимание характера. Она стремилась подчеркнуть в характере Дездемоны те черты, которые показывали ее как дочь свободолюбивой и просвещенной Венеции, и те, которые делали ее подругой отважного Отелло, готовой сопровождать его в походах, делить с ним опасности и испытания. Дездемона смела, решительна, тверда духом.

Дездемона в переводе на русский язык означает "злосчастная". Женщине, носящей это имя, довелость испытать счастье большой любви и стать жертвой большого зла. Как же передать актрисе душевный мир этой героини и ее нравственную чистоту?

Роль Дездемоны немногословна. В первой половине фильма шекспировская героиня вообще безмолвствует.

В фильме всего три крупных плана Дездемоны: в начале фильма, когда она слушает Отелло, в эпизоде песни об иве и в финале, когда она мертва. Это объясняется тем, что, добиваясь смысловой и эмоциональной емкости фильма, полифонического звучания всех его компонентов, С. Юткевич решительно предпочитал общие планы. Такое изобразительное решение потребовало от актрисы точного и глубокого прочтения роли, особенно тщательной проработки пластического рисунка образа. Вместе с режиссером актриса настойчиво отрабатывала все мельчайшие детали поведения героини, мимику, жесты, походку.

В фильме многократно показаны руки Дездемоны, прекрасные и выразительные. Вот они нежно гладят платок, вышитый цветами земляники, - подарок Отелло. Вот, вздрогнув от незаслуженного оскорбления, Дездемона разжимает руку и роняет платок на землю. Вот руки Дездемоны ласково и шаловливо обвивают плечи Отелло.

Здесь не нужны слова. Актриса сумела найти иные краски для выражения состояния героини.

Безмолвные сцены, как вспоминает Ирина Скобцева, давались ей значительно легче. Быть может, здесь Скобцевой - актрисе помогла Скобцева - искусствовед, знающий цену графической точности рисунка.

Дебют принес Ирине мировую известность, поездки на кинофестивали. (Фильм был удостоен премии Каннского кинофестиваля, ряда дипломов и призов на других международных кинофестивалях.) В Каннах Ирина первой удостоилась звания «Мисс шарм Каннского фестиваля». Помимо огромных творческих возможностей молодой актрисы, зрелости мысли, глубины чувства, убедительности исполнения критика отмечала ее редкую интеллигентность – «прежде всего в чувстве меры, в драгоценном умении видеть не только себя, но общий замысел, общую картину произведения и в ней точно определять свое место».

Со своим будущим супругом С.Ф. Бондарчуком Ирина Скобцева познакомилась, когда была еще студенткой Школы-студии МХАТ. Это произошло на вернисаже лауреата Сталинских премий Василия Ефанова. Художник написал тогда портрет Скобцевой и пригласил ее на выставку. Войдя в зал, она увидела, что перед ее портретом стоит Сергей Федорович Бондарчук. Он обернулся и увидел Ирину, словно сошедшую с холста...

Затем были съемки фильма «Отелло», в котором Сергей Бондарчук играл Отелло. Они поженились в 1959 году и 35 лет шли по жизни рука об руку. Съемки в «Отелло» положили начало целому ряду их замечательных совместных работ в кино как в фильмах, поставленных самим Сергеем Федоровичем («Война и мир», 1965–1967; «Они сражались за Родину», 1975; «Степь», 1977; «Борис Годунов», 1986), так и в картинах других режиссеров («Сережа», 1960; «Молчание доктора Ивенса», 1973; «Выбор цели», 1974; «Такие высокие горы», 1974; «Бархатный сезон», 1978; «Отец Сергий», 1978; «Овод», 1980). Ирина Скобцева также сыграла в картинах С.Ф. Бондарчука «Ватерлоо» (1970), «Красные колокола» (фильм второй, «Я видел рождение нового мира», 1982) и «Тихий Дон» (1992). «Тихий Дон» стал последней работой Сергея Федоровича. В нем наряду с прекрасными российскими актерами И. Скобцевой (Ильинична), Б. Щербаковым (Степан), В. Гостюхиным (Петр), Н. Андрейченко (Дарья), Е. Бондарчук и др. снимались звезды мирового кино Р. Эверет (Григорий), Д. Форест (Аксинья), Ф. Мюррей Абрахам (Пантелей). Однако фильм, к большому сожалению зрителей и по не зависящим от режиссера причинам, до сих пор не вышел на экраны...

После «Отелло» Ирина Скобцева, которая еще долго оставалась в зрительском представлении прежде всего лирической героиней, обратилась к характерным ролям. Она сыграла Киру в экранизации пьесы Л. Леонова «Обыкновенный человек» (1956) и Клавдию Николаевну в «Неповторимой весне» (1957). Уже в этих двух ранних работах Ирина Скобцева нашла приемы, которые затем станут постоянными в ее актерской манере, хотя и будут варьироваться, обогащаться новыми красками, наполняться новым содержанием. Та форма сдержанности, которая была присуща образу Киры, как и привычка Клавдии Николаевны быть «человеком напоказ», послужила актрисе отправным пунктом для выработки ее собственного способа анализа характера. По словам Ирины Константиновны, в каждой роли она ищет точку, где происходит открытие характера, то есть где человек обнаруживает свою истинную – дурную или хорошую – сущность. Она стремится передать характер своих героинь так, чтобы зритель явился как бы участником творческого процесса, постепенно постигая тайны человеческой натуры.

Позднее И.К. Скобцева много раз сыграет героинь, которые, при всей непохожести друг на друга, будут наделены общим признаком – они твердо уверены в себе, одни неосознанно, другие вполне продуманно. Они выбирают для себя определенную линию поведения, маскирующую их подлинное лицо. Тема «быть и казаться», сделавшись одной из постоянных в творчестве актрисы, пройдет через многие ее роли, обусловив их неоднозначность. Отчетливо проявилась эта тема в образе Александры Петровны (Шурочки) в картине «Поединок» по одноименному произведению А.И. Куприна (режиссер В. Петров, 1957). В этой роли, одной из самых дорогих актрисе и по сей день, она показала уже зрелое актерское мастерство. Ее Шурочка очаровательно женственна и честолюбива, умна и жестока, обладает страстной натурой и хладнокровно расчетлива, она как бы соткана из противоречий и крайностей. Актрисе удалось показать своеобразие и неординарность этой натуры, тратящей на ложные цели свой ум, энергию, душевные силы, губящую все лучшее в себе.

В картине «Аннушка» (1959) актриса исполняет принципиально иную роль. Героиня фильма режиссера Б. Барнета – простая русская женщина, прошедшая через суровые испытания войны, но выстоявшая, не утратившая доброты и веры в жизнь. Роль Марьяны – мамы маленького Сережи, образ милой, любящей женщины – Скобцева сыграла и в фильме Г. Данелии и И. Таланкина «Сережа» (1960). Зрителям запомнились и другие работы актрисы тех лет: светская красавица из картины «Иван Франко», француженка-миллионерша Сузи Хаггер в широкоформатном фильме Г. Рошаля «Суд сумасшедших» (1961).

Знаковой для Ирины работой стала роль Элен Безуховой в киноэпопее С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (1965–1967).

Элен явилась в фильме во всем своем ослепительном, но холодном великолепии: всегда одинаковая, ничего не выражающая и равно всем адресованная улыбка, красота, лишенная духовности, составляющая одно целое с платьем. Ее спокойствие и сдержанность служат лишь внешней формой поведения, хорошо усвоенной и превратившейся почти в характер.

В этой роли Ирина пошла за художественным кредо Толстого (открытие характера). Шаг за шагом актриса раскрывает истинную сущность своей героини – мелкую душу и пустое сердце, прекрасной игрой подчеркивая всю ужасающую суть светской львицы.

В картинах Г. Данелии «Я шагаю по Москве» (1963), «Тридцать три» (1965), «Совсем пропащий» (1973) Ирина Скобцева показала еще одну грань своего таланта, представ в качестве превосходной комедийной актрисы. Самая большая комедийная роль Скобцевой – Лидия Сергеевна в фильме Э. Рязанова «Зигзаг удачи» (1969). Ее героиня – пустенькая красавица, привыкшая к всеобщему восхищению, испытывает неподдельные страдания от неразделенной любви и вызывает у зрителя доброе сочувствие. Эта роль открыла новое измерение в комедийном даре актрисы – ее способность передавать грустное через смешное, способность к трагикомическим ролям.

И.К. Скобцева сыграла в кино около 50 ролей. Ролей главных и эпизодических, отличающихся одна от другой и по характерам героинь, и по эпохам, к которым эти героини принадлежат, и по многим другим качествам и свойствам. Актриса сумела доказать свое мастерство, исполняя с блеском даже самые маленькие роли, – некоторые из них оказались принципиально важными в ее творческой биографии, открыв новые грани и возможности ее дарования. Героини Скобцевой, сколько бы времени на экране они ни занимали, всегда запоминаются зрителям.

Помимо уже упомянутых картин актриса снялась в фильмах: «Белые ночи» (1959), «Заре навстречу» (1959), «Сотрудник ЧК» (1963), «Пятьдесят на пятьдесят» (1972), «Человек в штатском» (1973), «Любовь земная» (1974), «Концерт для двух скрипок» (1975), «Молодость с нами» (1977), «Мой папа – идеалист» (1980), «Дорогие мои москвичи» (1981), «Красиво жить не запретишь» (1982), «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983), «Ты мой восторг, мое мученье» (1983), «Время и семья Конвей» (1984), «Лицом к лицу» (1986), «Единожды солгав» (1987), «Предлагаю руку и сердце» (1987), «Загадочный наследник» (1987), «Осень, Чертаново...» (1988), «Очарованный странник» (1990), «Тайна зеленой комнаты» (1991), «Бесы» (1992). Она сыграла главные роли в телевизионных многосерийных фильмах «Человек в проходном дворе» (1980), «Тайник у красных камней» (1981). В 2000 году вышел новый фильм с участием И.К. Скобцевой – «Зависть богов», снятый режиссером В. Меньшовым, а в 2001 году актриса сыграла роль в телесериале «Наследницы» (режиссер Э. Ишмухамедов).


С 1957 года Ирина Константиновна сочетает съемки в кино с работой на сцене Театра-студии киноактера, а с 1970 года – с преподавательской деятельностью. Она – доцент на кафедре актерского мастерства ВГИКа, вместе с С.Ф. Бондарчуком вела актерскую мастерскую. Эта мастерская имела 5 выпусков. Среди ее студентов были Ольга Кабо, Наталья Андрейченко, Владимир Басов-младший, Алексей Иващенко. И.К. Скобцева принимает активное участие в разработке учебных программ актерского факультета.

И.К. Скобцева – народная артистка РСФСР (1974), заслуженная артистка РСФСР (1965). В 1997 году она награждена орденом Дружбы.

Ирина Константиновна собирает мемуары и другую литературу о кино, театре, актерах и актерской профессии.

Живет и работает в Москве.






Рубрики:  ЖЗЛ, биографии, судьбы
Актеры и роли
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 9 пользователям

Тангейзер   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2011 г. 04:02 (ссылка)
Присоединяюсь к поздравлениям...Всегда удивлялся тому,что имея такие внешние данные,Ирина Скобцева не сыглала в своей карьере ни одной знаковой роли.Не смотря на обилие ролей...У нее,что называется...голливудская внешность...Но совковый кинематограф не смог предложить ей ни одной кинороли,подобной,например, ролям Татьяны Самойловой,Нонны Мордюковой,Элины Быстрицкой... И даже ее "соперницей" в жизни,Инны Макаровой...Ролей эпизодических или второго плана много...Но ни одной великой главной..."Отелло" ? Да,конечно...Но так давно...Да и главность там была все же у ее великого супруга...Сергея Бондарчука.Одной из нелепых(на мой взгляд) была у Ирины Скобцевой роль в фильме "Зигзаг удачи",где на фоне посредственных с т.з внешних данных ее партнерш,она выглядела лишним прекрасным лебедем...) Надеюсь,что это мое не профессиональное,а чисто зрительское мнение сама артистка не прочитает.Хотя уверен,что она во многом со мной согласилась бы...Возможно фактором невостребованности было то,что она была супругой С.Ф.Бондарчука...Хотя ее малые роли в его фильмах были внешне блестящи...А иного и ожидать было бы странно...Одна из красивейших женщин страны...Но,увы не нашего кинематографа...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 09:04ссылка
Вы, пожалуй, правы... Ирина Скобцева, с ее царственной красотой, всегда находилась как бы в тени своего знаменитого супруга...
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 12:51ссылка
Одна из последних нелепейших ролей в фильме мужа - экранизация "Тихого Дона"...Ее голливудская внешность абсолютно не подходила на роль матери Григория Мелехова...Правда и сам фильм получился хуже известного герасимовского.
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 14:10ссылка
Каюсь... не смотрела... Сказать ничего не могу...
наткасин   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2011 г. 07:27 (ссылка)
Спасибо !Пост очень интересный.Очень талантливая актриса и очень красивая !
Ответить С цитатой В цитатник
Dalgren   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2011 г. 09:07 (ссылка)
Исключительной красоты женщина!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
РетроКино   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2011 г. 09:30 (ссылка)
Оксана_Лютова, спасибо! Мне кажется не нашелся ее режиссер, ее красоты, ее индивидуальности...В кино красивым актрисам должна выпасть удача. Бондарчук - режиссер, интерес которого прошел мимо нее, гениальный, но не ее. Жизнь и кино разные вещи, магия камеры состоит в том, что режиссер должен быть влюблен в данную индивидуальность...
Бондарчук если и был влюблен, то в женщину, свою жену Ирину, а не в красивейшую актрису Скобцеву.
Совдепия может и погубила чей то талант, нуждающемся в мировом признании, но и создал неповторимых,
гениальных актрис и актеров, которые не могли бы стать ими в Голливуде.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 11:51ссылка
Благодарю Вас за отзыв... Вы, наверное, правы...
Персо   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2011 г. 10:58 (ссылка)
Я полностью согласна, что Ирина Скобцева - одна из красивейших женщин страны, но, увы, не нашего кинематографа... Спасибо огромное за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Summer_Blond   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2011 г. 13:13 (ссылка)
Присоединяюсь ко всем комментам..Все правда об этой неповторимой,яркой актрисе..Возможно термина такого нет,но Скобцеву с полным правом можно назвать "примером интеллигентной,благородной Красоты"..К сожалению,тень Бондарчука помешала ей реализовать свои возможности в полной мере..Но,к счастью,она была,есть и останется именно символом Женственности и Благородства в кинематографе..рядом поставить некого...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 14:06ссылка
Спасибо Вам за Ваши слова... Ирина Скобцева именно таких слов и заслуживает)))
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 14:08ссылка
Уже написала свой коммент,а потом подумала.."Благородную красоту" я бы заменила на "Царственную"...
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 14:17ссылка
И Вы правы, я именно так и написала в одном из предыдущих комментов...
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2011 г. 14:20ссылка
Очень жаль,что сегодняшний кинематограф не имеет достойной замены ей..Видимо,время таких истинных цариц безвозвратно ушло...
llubasha   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2011 г. 17:08 (ссылка)
Спасибо за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
бама   обратиться по имени Вторник, 23 Августа 2011 г. 00:32 (ссылка)
Спасибо,Ирина Скобцева-замечательная актриса и очень красивая женщина, с удовольствием прослушала интервью и посмотрела отрывки из фильмов с ее участием.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку