-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Ростовская финифть. Экскурсия в музей фабрики.

Пятница, 29 Апреля 2011 г. 01:51 + в цитатник

Финифть - древнее название эмали, от греческого «фингитис» - светлый, блестящий камень. В Древней Греции, а затем в Византии финифтью назывались все виды эмали. В 10в искусство художественной эмали пришло в Россию. Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника - роспись по эмали.


Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла. Финифти применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века.

В музее фабрики

Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности. Тесно связанная с различными видами искусства и прежде всего с живописью, влияние которой сказывается и в тематике, и в стилевых чертах, миниатюра на эмали играла значительную роль в истории искусства и существовала как вполне оригинальный и самостоятельный его вид.

Изящная миниатюрная живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово скань означает свить, скрутить. Скрученная проволока дополняется зернью (маленькими шариками), делающими изделие еще более красивым. Финифтевые украшения (сережки, брошки, кулоны, браслеты, кольца) безусловно красивы и неповторимы. Их носят с вечерними платьями или костюмами. Такие украшения делают дам элегантнее, и привлекают внимание мужчин, и на вечере вы не останетесь без внимания. Финифть любят за тонкость, изящество, воздушность и за мастерство людей, создающих такую красоту.

Роспись по эмали близка по технике к росписи фарфора. На тонкую выпуклую пластинку, до 1,5 мм наносят огнеупорные эмалевые краски с t пл. от 700 до 800 0С Пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым "контрэмалью". На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти раскрывает всю сложность и трудоемкость изготовления художественных эмалей, что не позволяет художникам-эмальерам создавать их в больших количествах. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства.


"За землю русскую" 1980г


"Наследие" 1998г


"Александр Невский" 1978г


"Князь Василько" 1962г








Процесс изготовления весьма трудоёмок. Огнеупорные эмалевые краски наносятся в несколько слоёв и после нанесения каждого слоя пластина обжигается.
В качестве основания для росписи по эмали используется тонкая медная пластинка заданной формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. На лицевую сторону пластины в три слоя наносится эмалевый грунт. После нанесения каждого слоя пластину просушивают и запекают при температуре 700-800 градусов, чтобы эмаль сплавилась и стала гладкой.
Сначала изображение делается на бумаге, после под него подкладывается чистый лист и по контуру иглой переносят рисунок получая точечный отпечаток. Затем этот листок накладывают на пластину покрытую эмалью и натирают смешанной со скипидаром сажей тем самым перенося рисунок на эмаль.


Тонкой кистью делается "подмалёвок" - наносятся основные цвета. Пластинка обжигается в муфельной печи, при этом краски сплавлятюся и приобретают яркость и блеск. Далее следует первая прописка: выявляются основные детали изображения и светотени. Пластину снова обжигают. Во вторую прописку выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Затем снова обжиг.
Такого процесса требуют простые рисунки.



Сложные изображения с богатой цветовой гаммой требуют от 4 до 7 прописок и обжигов.



Законченный вид финифти придаётся мастером скани. Скань или филигрань происходит от древнерусского "скать" — свивать. Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.





На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали, поэтому именно Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани. Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Готовые изделия весьма не дёшевы.
На 2009г стоимость этой короны была 236700р









Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки", т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры -- головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании.

Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Их краски, казалось бы, вобрали в себя торжественность и пышность интерьера русского православного храма эпохи барокко. Своей цветовой насыщенностью и блеском они не уступают окружающим их жемчугу и бирюзе, парче и бархату, золоту и серебру. Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти.

На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.

Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их произведения -- это иконопись Нового времени. В XVIII в. она не столько развивала традиции древнерусской иконы, сколько ориентировалась на западноевропейскую религиозную живопись. Представления о ней наши мастера получали от созерцания современных им росписей храмов, копирования книжных гравюр или миниатюр столичных живописцев. Но, приближаясь к оригиналу, ростовские финифтянщики, за редким исключением, оставались непрофессионалами. Поэтому в ростовской финифти отчетливо прослеживаются несколько уровней -- от высот мастерства до упрощенности примитива.

Имена авторов абсолютного большинства произведений XVIII-XIX вв. из собрания музея неизвестны. Одним из немногих исключений являются миниатюры А.И. Всесвятского, священника ростовской церкви Всех Святых, работавшего на рубеже XVIII-XIX вв. Его работы отличаются широким использованием возможностей белой эмали -- она остается почти открытой в фоне, бликами лежит на ликах и одеждах святых. Светлые, прозрачные краски производят впечатление свежести, наполненности воздухом и светом. При исполнении личного мастер использовал иконописные приемы.

Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.

Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. Так, в собрании музея встречается около 35 типов иконографии Богородицы. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и иконе. Представленное этими мастерами направление можно назвать народным промыслом. В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. По свидетельству современников, Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Напряженный трудовой ритм заставлял все более упрощать изображение. Миниатюры, где изображение превращалось в подобие знака, имели своего покупателя. Именно они представляли в народе ростовскую финифть. Мастера "простого письма" не прорабатывали объем, смело рисовали кистью, выделяя контур, использовали яркие, контрастные цветовые сочетания.

Конец XIX -- начало XX вв. -- особый, сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации школ и мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. -- Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского кремля" Л. Арефьевой и произведения других учеников.

В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна. Одним из наиболее интересных мастеров был А.А. Назаров. Он в совершенстве владел техникой пунктирной росписи, что позволило ему создать уникальные произведения. Оригинальна по иконографии и колориту, а также техническим качествам исполнения икона "Покров Богоматери с коленопреклоненными кн. Ольгой и Димитрием Ростовским".





А это здание фабрики, где и делают столь прекрасные изделия.
Рубрики:  Искусство
Метки:  

Процитировано 65 раз
Понравилось: 18 пользователям

allazoz   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 01:56 (ссылка)
Удивительно тонкие и красивенные работы!
Оксаночка,ты как всегда находишь необыкновенно красивые вещички!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Апреля 2011 г. 02:20ссылка
Самой интересно стало... Видела несколько постов, но там только картинки были без текста...Вот и решила сама насобирать материал... Спасибо тебе, Аллочка!
Ketevan   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 02:46 (ссылка)
Оксана,замечательный пост!!! Замечательные работы!!! Мои дети изучают этот вид искусства(Правда,у нас в Грузии больше развита перегородчатая эмаль)Какое наслаждение,когда получаешь такой прекрасный результат.Очень красиво!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Апреля 2011 г. 02:59ссылка
Спасибо, Кэти! Ты меня удивила...Дети что, сами пытаются делать такие вещи? Это же очень сложно и нужны специальные печи для обжига...
соня_лифинская   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 05:15 (ссылка)
обожаю финифть.Спасибо Оксана за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Апреля 2011 г. 13:40ссылка
И мне она очень нравится.....
МОННА   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 08:17 (ссылка)
Спасибо, Оксаночка!!! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Апреля 2011 г. 13:41ссылка
Пожалуйста, душечка)))
ВИ-ТЮ-ША   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 08:29 (ссылка)
Очень красиво!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
kobra1201   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 08:45 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
svetanjel   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 10:21 (ссылка)
Какое великолепие!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Апреля 2011 г. 13:42ссылка
Точно, настоящее искусство!
Басёна   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 16:17 (ссылка)
Когда-то прямо в Ростовском Кремле был лагерь ЦК ВЛКСМ и я там отдыхала."Дом у часозвона" назывался корпус, это ,где переход с двора на Соборную площадь. Были и в музее, он был и на фабрике и в самом Кремле.
Ответить С цитатой В цитатник
Филомела   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 17:03 (ссылка)
Спасибо Оксана за заочную экскурсию. Сейчас уже не смогу поездить по городам, как раньше.
Ответить С цитатой В цитатник
TATYSIY   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 20:03 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
liudvas   обратиться по имени Пятница, 29 Апреля 2011 г. 22:54 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Cape   обратиться по имени Здорово Среда, 04 Мая 2011 г. 14:37 (ссылка)
Просто супер!
Ответить С цитатой В цитатник
Ohod   обратиться по имени Понедельник, 13 Июня 2011 г. 21:14 (ссылка)
Спасибо, очень интересно!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Hatshepsoot   обратиться по имени Понедельник, 06 Августа 2012 г. 23:36 (ссылка)
Когда-то увлекалась эмалями, собирала материал. Очень нравятся работы. Где-то ещё лежат часы с финифтью. Оксана, спасибо ! .
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку