-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Роман_Скрябин

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) TVJAM vkosmosGO

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 1693


Армяно-грузинские каникулы. Часть одиннадцатая – Ахтала, Ахпат и Санаин (а также Одзун (из путешествий в 2007 году))

Понедельник, 15 Сентября 2014 г. 00:22 + в цитатник
Возвращаясь в столицу Армении (Ереван), из Грузии, по пути мы посетили армянские монастыри и храмы Ахтала, Ахпат и Санаин. Эти места я впервые увидел еще в 2007 году. С тех пор почти ничего не изменилось, и это хорошо. Не люблю новоделы. Кстати, в 2007 году я увидел еще и Одзун, о нем тоже расскажу в этом посте.

Первая остановка после пересечения грузино-армянской границы - Ахтала или Птгаванк — монастырь и крепость на небольшом плато в ущелье реки Дебед (в настоящее время поселок городского типа Лорийского марза Армении).

1 (700x525, 104Kb)

В X в. крепость Птгаванк (Ахтала) стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Надпись на армянском языке на хачкаре сообщает о возведении в 1188 году Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви Пресвятой Богородицы. В начале XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Закарянов, влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской в лоно Православной церкви, передает монастырь халкидонитам и перестраивает армянский храм.

В XIII в. владельцами монастыря были Закаряны, Птгаванк стал крупнейшим халкидонитским монастырем и культурным центром Северной Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Северной Армении. В середине XIII в. в монастыре работал Симеон Плиндзаханеци, о чём свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 года колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона», который переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется «Плиндзаханк». В XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х гг. XIV в. монастырь вошёл в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата. В нач. XVIII в. монастырь пришёл в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 г. указом российского императора Александра I Ахтала преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье. В настоящее время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сентября отмечающих в Ахтале праздник Рождества Богородицы.

2 (700x525, 118Kb)
3 (700x525, 124Kb)

Следующая остановка - Ахпат — действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от города Алаверди. Ахпатский монастырь — значительный памятник градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, красивым силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1 (700x525, 130Kb)

Монастырь расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом. В основании монастыря значительную роль сыграла царица Хосровануш. В X—XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья. Со 2-й пол. XII в. Ахпат становится духовно-религиозным центром Ташир-Дзорагетского (Лорийского) царства. Сюда из соседнего Санаина была перенесена усыпальница царского рода лорийских Багратидов — Кюрикидов. В 1081 г. в Ахпате был рукоположен в католикоса армянского епископ Анийский и Ширакский Барсег, что свидетельствует о всеармянском важном значении монастыря. С конца XI в. Ташир-Дзорагет, как и вся Армения, подвергается набегам турок-сельджуков, в 1105 г. монастыри Ахпат и Санаин были разграблены эмиром Кзылом, а в 1118 году царство пало. Территория Ташир-Дзорагета была освобождена от сельджуков и присоединена к Грузии Давидом Строителем. Со 2-й пол. XII в. Ахпат принадлежал армянскому княжескому роду Арцруни, затем Захарянам. В XV—XVII вв. влияние рода Закарянов ослабляется, отныне в монастыре пребывали владыки («парон-теры»), совмещавшие княжескую а также духовную власть. На протяжении XVII—XVIII вв. по причине частых нападений лезгин предстоятели Ахпата вынуженно находились в Тифлисе. Во второй половине XVIII в. несколько лет в монастыре жил знаменитый поэт Саят-Нова. В позднее средневековье уделы Армянской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, кроме Санаинского подчинялись архиепископу Ахпата. В 1822—1826 гг. из-за обострения русско-иранских отношений из Эчмиадзина в Ахпат переехал Католикос Епрем I. После присоединения Восточной Армении к России монастырь стал духовным центром Сомхита (Борчалу) и Касаха с обширными угодьями, деревнями и т.д.. В начале XX столетия Ахпат опустел лишаясь большей части своих владений. Вновь открыт при католикосе Вазгене I, в настоящее время является действующим монастырём.

2 (700x525, 89Kb)
3 (700x525, 79Kb)
4 (700x467, 225Kb)
5 (700x467, 264Kb)
6 (700x525, 79Kb)
7 (700x467, 292Kb)

Наконец, Санин… Данный монастырь расположен в одноименном селе, на небольшом горном плато, у каньона реки Дебед, на высоте 1000 м над уровнем моря. По другую сторону реки находится город Алаверди, дорога от которого до монастыря начинается у древнего Санаинского моста.

1 (700x525, 85Kb)

Точная дата основания монастыря не установлена. Однако известно, что в X-XI в. Число монахов здесь достигло нескольких сот человек. Предполагают, что это были армянские священнослужители, изгнанные из Византии императором Романом Лакапином. В этот период Санаин приобрел значение просветительского центра Армении, школа при его монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. Большое внимание в ней уделялось изучению гуманитарных наук, здесь преподавали выдающиеся ученые и просветители Средневековья – Теодорос, Вардан, Анания и другие, прозванные Санаинскими.

Монастырь занимает небольшую, около 2га, территорию, в центральной части которого, вокруг главного храма Санаина – Сурб Аствацацин – построены церковь Аменапркич и часовня Сурб Григор (X в.), здание академии (XI в.), книгохранилище (1063г.), здание галереи (конец X в.), притвор (1181г.) и колокольня (XIII в.).

Рядом с основным комплексом расположена усыпальница семейства Захаридов.

В селе Санаин помимо монастыря можно осмотреть дом-музей братьев Анастаса и Артема Микоянов – политического деятеля советского времени и известного авиаконструктора. Музей расположен в нескольких сотнях метров ниже монастыря.

2 (700x525, 112Kb)
3 (700x467, 301Kb)
4 (700x467, 320Kb)
5 (700x467, 262Kb)
(Фото 2007 г.)

6 (700x467, 178Kb)
(Фото 2007 г.)

Ну а в 2007 году мне довелось посетить еще и Одзун. Одзунский монастырь — армянский монастырь VI века в древнем селе Одзун, Лорийского района Армении. На востоке гавара Ташир исторической провинции Гугарк.

1 (700x467, 274Kb)

В первоисточниках данных о дате постройки церкви не сохранилось. Однако, исходя из общей конструкцию церкви, внутреннего убранство, некоторых архитектурных тонкостей, Одзунский монастырь относят к VI веку. Церковь несколько раз реконструировалась и реставрировалась. Так, в XIX веке в восточной части церкви были построены две звонницы. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI веку. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки. Церковь почти целиком построена из фельзита, за исключением части внутренней отделки из базальта. С северо-восточной стороны церкви находится памятник-надгробие. Согласно христианской традиции, надгробие направлено лицевой стороной на запад. Памятник установлен на ступенчатом основании. Представляет собой двухарочную аркаду, выполненную из шлифованного камня. Под каждой из арок находится четырёхметровая прямоугольная стела, на каждой стороне которой по всей длине высечены изображения. На западных и восточных гранях выполнены Евангельские сюжеты, сюжеты о распространении христианства в Армении, а на северных и южных гранях — геометрические и растительныесюжеты. Каждая грань окаймлена неповторяющимся орнаментом.

2 (700x467, 250Kb)

Фотографии ниже - это где-то под Одзуном:
3 (700x467, 347Kb)
4 (700x467, 320Kb)
5 (700x467, 320Kb)
6 (700x467, 382Kb)

Продолжение следует...
Рубрики:  Города и страны мира/Армения
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку