-Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 9
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (80733 место)
За все время набрано баллов: 73 (10558 место)

 -Цитатник

Испания становится чемпионом Европы - (0)

Испания во второй раз подряд становится чемпионом Европы Оригинал сообщенияИспания во второй раз ...

На кого работает Путин? - (2)

На кого работает Путин? Версия иностранных СМИ   30 июн...

Госдеп обещает "найти новую форму оплаты" - (1)

Госдеп обещает "найти новую форму оплаты" российских правозащитников   ...

>В США научились "похищать" беспилотники - (0)

В США научились "похищать" беспилотники Ученым из США удалось перепрограммировать систему GPS-...

Американские военные тестируют новое супероружие - молнии - (1)

Американские военные тестируют новое супероружие - молнии Американские военные тестируют новое су...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Резюме

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Илья_Элиович

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

интеллектуальный капитал знания синергизм новое

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) Live_Memory Нефильтрованная_красота пусик-натасик Царство_Кулинарии День_Победы Ресторанъ Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) псевдо_мысли

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.12.2009
Записей: 7018
Комментариев: 17211
Написано: 27712


Постиндустриальное общество и модернизация

Четверг, 30 Декабря 2010 г. 16:01 + в цитатник
Плахов В., в той части своего иследования, которое он посвящает теме "Постиндустриальное общество",затрагивает таже вопросы модернизации.

Плахов В.

""Постиндустриальное общество отмечено рядом существенных изменений: в экономике — переходом от товаропроизводящей к обслуживающей индустрии, созданием новой наукоемкой, интел-лектуальноемкой технологии; в социально-политической сфере — переходом от классовой к профессиональной структуре, централизованным государственным планированием и контролем, опирающимся на авторитет науки; в области общественного сознания — деидеологизацией и утверждением «университетской» науки.
Несколько иной вариант постиндустриального общества разрабатывает другой американский социолог и политолог Д. БЕЛЛ (г.р. 1919), являющийся автором самого термина «постиндустриальное общество». В свое время он возглавлял «Комиссию 2000 года», созданную по решению конгресса США. Задачей этой комиссии явилась разработка прогнозов социально-экономического развития Соединенных Штатов Америки в грядущем третьем тысячелетии. На основе проведенных комиссией исследований Д. Белл вместе с другими авторами написал книгу «Америка в 2000 году». В этой книге, в частности, показывается, что за индустриальным обществом следует новый этап человеческой истории, в основе которого будет лежать научно-технический прогресс. Этот этап Д. Белл и назвал «постиндустриальным». Ему присущи пять основных признаков: 1) в сфере экономики — переход от производства товаров к производству услуг; 2) в сфере занятости — преобладание класса профессиональных специалистов, занятых преимущественно в области техники; 3) «осевой принцип», определяющий все остальные: ведущая роль научного знания как источника прогресса и детерминации всей политики в общественной жизни; 4) преобладание над другими технологической оценки деятельности; 5) создание новой «интеллектуальной технологии» (ЭВМ, микроэлектроника и т.д.). Более полная разработка концепции постиндустриального общества содержится в фундаментальном труде Белла под таким же названием.
Основная идея всех этих и других подобных исследований — показать, что будущий прогресс неотвратимо связан с наукой и техникой.
Наряду с концепциями постиндустриального общества в последнее время получила распространение концепция «информационного общества». Авторыэтой концепции американский социолог и политолог Д. Нейсбит, японский ученый Масуда и др. считают, что тотальная информатизация общества в корне преобразует экономику, политику, социальную структуру общества и человеческую личность. В Японии даже была разработана национальная программа создания уже к концу XX в. общественно-информационной структуры, охватывающей производство и сбыт, транспорт, обслуживание, быт. В Стране восходящего солнца проводится политика по индустрии третьего тысячелетия — «индустрии знаний».
Свою футурологическую версию развивает известный американский ученый О. ТОФФЛЕР (г.р. 1928). Он считает, что государственный монополистический капитализм полностью изжил себя. Наступает «супериндустриальная цивилизация». Эту цивилизацию он образно называет «третьей волной» (первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная цивилизация). Новая, грядущая эпоха характеризуется переходом от централизованного производства к децентрализованному, от концентрации — к диффузии общественной организации, от иерархии — к автономии. Современное общество, по Тоффлеру, переживает острый кризис. Выход из этого кризиса в демассификации, дестандартизации, инновативности (возрастании значения, уровня и скорости новшеств) социальных процессов, что также характерно для «супериндустриального общества». Футурологические взгляды Тоффлера граничат с социальной утопией. В новом обществе все будут трудиться надомно, в «электронных коттеджах», труд станет творческим, возрастут возможности в удовлетворении разносторонних интересов, начнется интенсивный обмен культурами, люди будут больше путешествовать и т.д.
Своеобразную футурологическую модель разработал и другой известный политолог США З. БЖЕЗИНСКИЙ (г.р. 1928). Он вводит понятие «технотронного общества», где главную роль в человеческой жизни будут играть электроника, радиотехника, средства передачи и хранения информации. Бжезинский считает, что это общество наступит в результате начавшейся «технотронной революции». При этом на смену менеджерам в сфере управления придет меритократия — власть способных, достойных*. Принцип равенства и справедливости будет заменен принципом честности и беспристрастности (что более соответствует духу «технотронной эры»). Независимо от вклада в общественное достояние всем и каждому члену нового общества будет обеспечен такой доход и такие социальные услуги, которые будут отвечать достойному уровню жизни.
Переходные периоды: от традиционного к индустриальному и от индустриального к постиндустриальному обществу социологи и политологи на Западе рассматривают как периоды общественной модернизации. Различают обычно «первичную» и «вторичную» модернизацию. Первая — совпадает с переходом от традиционного к индустриальному обществу, т.е, фактически по содержанию означает генезис капиталистической системы. Вторая — осуществляется в странах, уже раньше вставших на путь индустриального развития и в этом отношении более зрелых («развитых») и подающих своеобразный пример для отсталых стран и народов.
* Эту идею развивает также и Д. Белл. Существует целый ряд теорий модернизации, которые отличаются друг от друга тем, какие социальные силы, по мнению того или иного автора, выступают в качестве движущего фактора, а также тем, какие решаются социально-исторические задачи. Так, теория модернизации М. Вебера, получившая широкое распространение в западной социологии, исходит из идеи рационализации культуры. Согласно веберовским представлениям, модернизация направлена на рационализацию и сферы производства, и духовной сферы (переход от магии к религии). Несколько иначе трактует процесс модернизации, хронологически совпадающий с образованием капиталистического общества, Г. Зиммель. Для него это процесс, направленный на абстрактизацию культуры. У Ф. Тенниса модернизация по существу совпадает с переходом от системы «общность» к системе «общество». У Э. Дюркгейма модернизация — переход от «механической» к «органической солидарности».
Современные теории «индустриального» и «постиндустриального» общества при всех их различиях обычно связывают процессы модернизации со следующими социальными изменениями: 1) преобразование местных рынков в рынок всеобщий (мировой), 2) ликвидация внеэкономического принуждения, 3) резкое возрастание динамичности социальных процессов, 4) профессионализация труда, 5) разделение ролей производителя и потребителя и т.д. Большинство современных теорий модернизации исходят явно или неявно из норм и образцов, характерных для развитых, прежде всего западно-европейскихстран. Иными словами, оценка характера и степени модернизации осуществляется с «прицелом» на такие страны, как США, Германия и т.д. Подобные теории, как видно, отождествляют модернизацию с «европеизацией», «вестерни-зацией» и т.д.
В 70—80-е гг. в западно-европейской социологии начался пересмотр теорий культурно-историческою процесса. Эта философско-социологическая ревизия получила общее название: «постмодернизм». При всем содержательном различии постмодернистские концепции характеризует отход от понимания человеческой истории как единого однолинейно направленного процесса: от простого — к сложному, от мифа — к логосу, от локального — к общечеловеческому. Будущее человечества связывается уже не с техникой и наукой, дальнейшей рационализацией и сциентизацией культуры, а с взаимодополнительностью (по принципу комплементарности) всех ее составляющих. Грядущее общество отражается образом сближения (а не как ранее: противопоставления) Востока и Запада, равноправного и равнозначного взаимодействия наглядно-образного, интуитивного, иррационального «восточного» и логико-вербального, рационального «западного» мировосприятия.
Выход в свет в 1945 году книги К. ПОППЕРА (1902—1994) "Открытое общество и его враги" в двух томах открыл в социологии дискуссию о соотношении двух социальных систем, условно называемых "открытой" и "закрытой". И, как показала эта дискуссия, концепция открытого общества имеет для теоретической социологии важное мировоззренческое значение.
Понятия "закрытого" и "открытого" общества введено в науку А. Бергсоном. Под первым французский мыслитель понимал примитивные сообщества, отличающиеся замкнутостью, сплоченностью, жесткой иерархией связей и отношений, принудительной дисциплиной и ориентированные прежде всего на самовыживание, Второе Бергсон называет сам более "человеческим", а не "социальным", имея в виду его открытость для проявления индивидуальных способностей и притязаний, "творческой интуиции", которые и служат движущей силой социального прогресса.
Основываясь на этих положениях, Поппер характеризует начавшийся во времена античности переход от закрытого общества к открытому как величайшую революцию в человеческой истории несмотря на то, что это историческое движение носит совершенно непредсказуемый и неуправляемый характер. Современные теории самоуправляемых и самоорганизующихся систем, синергетика показывают тупиковость "мнимой невинности и красоты закрытого общества" (К. Поппер). ..."
Метки:  

Илья_Элиович   обратиться по имени Четверг, 30 Декабря 2010 г. 22:55 (ссылка)
""Постиндустриальное общество отмечено рядом существенных изменений: в экономике — созданием новой наукоемкой, интеллектуальноемкой технологии..."

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА, ВЕРНЕЕ БУДЕТ...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку