-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Екатерина_Гниденко

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.12.2009
Записей: 2489
Комментариев: 5395
Написано: 13115


Клод Леви-Стросс: тот, кто ставил правильные вопросы

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 20:15 + в цитатник
Claude_Levi_Strauss-1 (320x216, 17Kb)
Клод Леви-Стросс: тот, кто ставил правильные вопросы
С.В. Иванова
Ноябрь 2009 года печально ознаменовался уходом из жизни на 101-м году Клода Леви-Стросса.

Определение «человек-эпоха» непосредственно отно-
сится к таким людям, как он. Но к нему, может быть,
в большей степени, потому что Леви-Стросс не только
прожил своей век с «веком наравне, пройдя множество жизненных
испытаний, но и возвысился над веком как крупный мыслитель, как
первооткрыватель неведомых ранее глубин и культуры, и человеческой
сущности. В каком качестве Клод Леви-Стросс выступил первооткры-
вателем? Нам важно это понять «здесь и сейчас», потому что он ов-
ладел междисциплинарностью как основным принципом своей научной
работы, и, как нам хочется думать, поэтому достиг вершин в осмысле-
нии, новом видении, исследовании не изученного ранее. Клод Леви-Стросс был философом, этнографом, историком, антропологом, культурологом, социологом
и в определенной степени лингвистом и психологом, а в юности он еще увлекался геологией.
Этнографические экспедиции в малоисследованные районы Бразилии, многолетняя преподавательская и научная работа в университетах Бразилии, США и Франции привели к глубоким научным результатам, осмысление которых продолжается и будет продолжаться как прямыми учениками Леви-Стросса во Франции, так и учеными других стран.
По утверждению многих исследователей, общим итогом научной деятельности Клода Леви-Стросса стало создание целостной гуманистической картины про-
шлого и настоящего человечества. Его культурологическая концепция зиждется на этнологии как третьем этапе гуманизма.
Леви-Стросс полагал, что исследование бесписьменных форм цивилизации — это новый этап гуманистического самопознания, предоставляющий возможность получить полную картину связи человека с природой.
Леви-Стросс выступал за постижение культуры на основе исторического подхода, много писал о многообразии и равноправности человеческих культур. Это разнообразие он объяснял и объективными факторами, и субъективными, но среди них нет таких, которые выводятся из расовых и национальных различий.
Согласно теории Леви-Стросса, первобытному мышлению свойственно единство чувственного и рационального начал, их гармония, утраченная современной западной цивилизацией. В связи с исследованием культуры туземных племен Леви-Стросс заявлял об опасности «ложного эволюционизма», когда прогресс человечества
считается единым процессом, относительно которого все цивилизации находятся на разных стадиях. В качестве примера он привел сопоставление бесписьменных туземных племен, существующих в XX веке, с архаическими формами европейских культур. Он установил, что на самом деле называемые «примитивными» общества про-
шли не менее длительный путь развития, поэтому они не являются отсталыми, «первобытными» или «детскими», у них просто иная модель развития. Леви-Стросс писал о том, что ошибочный посыл по поводу одновекторности прогресса ведет к стремлению под видом развития привить чуждый (западный) образ жизни туземным племенам, в итоге происходит разрушение традиций, хотя иные, незапад-
ные культуры являются носителями величайших достижений, разве что в иных областях. Леви-Стросс, говоря о сходстве ценностей разных цивилизаций, видел отличие в особых подходах к их реализации в различных культурах. Ученый ратовал за максимальное сохранение самобытности цивилизаций при сохранении и развитии
контактов между различными культурами. Можно сказать вслед за некоторыми исследователями, что сохранение культурного многообразия, благодаря Леви-Строссу, осмысливается как цивилизационная ценность XX века.
Научное наследие такого ученого нельзя описать кратко, большинство аспектов его творчества осталось за пределами нашей заметки, направленной в первую очередь на то, чтобы еще раз обратить внимание на это наследие и почтить память великого ученого.
Думается, что многие исследования Леви-Стросса актуальны для нас сегодня, а некоторые мало или вовсе не освоены и ждут своего часа. Надо отдать должное, что большое внимание творчеству Леви-Стросса у нас в стране уделили лингвисты, изучая и откликаясь своими научными работами на его «Мифологики», и этно-
графы, анализируя «Путь масок».
Во многих странах мира его работы переводились и исследовались вскоре после выхода из печати на французском языке, обычно в течение двух-трех лет, то есть ровно столько времени, сколько требуется на перевод серьезных научных исследований. Хотя известнейшую «Структурную антропологию», опубликованную во
Франции в 1958 году, у нас издали лишь в 1983 году.
Этой работой положено начало новому научному направлению — структурализму, если точнее: оформлено как целостное научное явление. И, следовательно, знаменательно то, что это был год 100-летнего юбилея Клода Леви-Стросса. Его называют «отцом» структурализма, в основе которого лежит междисциплинар-
ность — объединение, в данном случае, социального и гуманитарного знания о человеке и обществе в разрезе мировой культуры.
По всеобщему признанию, это главный труд Леви-Стросса, однако еще несколько его работ стали мировой классикой научной литературы, а Французская академия, в которой он был единственным членом, дожившим до такого почетного возраста, в год 100-летнего юбилея предприняла издание его главных трудов в Библиотеке
Плеяды, что ранее никогда не делалось при жизни автора.
В настоящее время интерес к трудам Леви-Стросса присутствует среди ученых многих европейских стран, вспыхнула волна исследований в Восточноазиатском регионе, там по-новому, с учетом своей философской специфики и своеобразия культур осмыслива-
ется наследие ученого.
Хотелось бы более широкого внимания к творчеству К. Леви- Стросса в нашей стране. От имени редакционной коллегии мы делаем предложение направить материалы для публикации в журнале тем ученым, которые глубоко погружены в отдельные проблемы
или в целом в научное творчество Клода Леви-Стросса.
В заключение важно отметить, что главное, чем мы обязаны Клоду Леви-Строссу, это повышение статуса гуманитарного знания в современном мире и осмысление новой роли гуманитарных исследований для будущего человечества.
Клод Леви-Стросс сказал:
 «21-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе».
 «Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто
ставит правильные вопросы».
 « Мир, в котором мы сейчас живем, уже не принадлежит мне. В том,
который мне был знаком и который я любил, жило 1,5 миллиона человек.
Сегодняшний же насчитывает шесть миллионов. Это уже не мой мир».
 «наиболее древняя установка, несомненно, покоящаяся на прочном психологическом основании, поскольку имеет тенденцию проявляться всякий раз в каждом из нас, как только попадаем в неожиданную ситуацию, состоит в простом огульном отвержении культурных форм (моральных, религиозных, социальных, эстетических), наиболее отдаленных от тех, с которыми мы себя идентифицируем. "Дикарские повадки", "это не как у нас", "это не следует позволять" и т. п., такие грубые реакции передают все то же содрогание, отталкивание при
встрече со стилем жизни, верований и мышления, нам чуждыми».
 «Успех какой-либо культуры, стремящейся объять всю сложную целокупность изобретений во всех порядках, называемую нами цивилизацией, является функцией от числа и разнообразия культур, с которыми она участвует в выработке — чаще всего, непроизвольно — общей стратегии. Мы говорим: число и разнообразие. Сопоставление Старого и нового Света накануне того, как произошло открытие, хорошо
иллюстрирует эту двоякую необходимость».
 «…мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность".
Основные труды К. Леви-Стросса
«Элементарные системы родства» («Les Structures el em entaires de la
parente» , 1949);
«Раса и история» («Race et histoire», 1953; русский перевод — 2000);
«Печальные тропики» («Tristes tropiques», 1955; русский перевод —
1984);
«Структурная антропология» («Anthropologie structurale», 1958; рус-
ский перевод — 1983);
«Неприрученная мысль» («La Pensee sauvage», 1962; русский пере-
вод — 1994);
«Тотемизм сегодня» («Le Totemisme aujourdhui», 1962; русский пе-
ревод — 1994);
«Мифологики» («Mythologiques», I—IV, 1964—1971; русский пере-
вод — 1999—2007);
«Структурная антропология-два» («Anthropologie structurale deux»,
1973);
«Путь масок» («La Voie des masques», 1975; русский перевод — 2000);
«Взгляд издалека» («Le Regard el oigne», 1983);
«Ревнивая горшечница» («La Potiиre jalousie», 1985; русский пере-
вод — 2000);
«История рыси» («Histoire de lynx», 1991).

Серия сообщений "Великие мужчины":
Часть 1 - Мой Любимый и Единственный
Часть 2 - "Одноглазый дракон" эпохи Сенгеку
...
Часть 11 - Микеланджело Антониони - классик европейского арт-хауза
Часть 12 - Художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис
Часть 13 - Клод Леви-Стросс: тот, кто ставил правильные вопросы
Часть 14 - Чарли Чаплин - речь на свое 70-летие
Часть 15 - Мисима: Финальная глава (2012)
...
Часть 22 - Интервью с Умберто Эко
Часть 23 - Красивое совпадение
Часть 24 - Пер Лагерквист


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку