Lord of the Charnel Grounds |
Владыка кладбищ (склепов, крематориев и могил)
Это из очень «светлого» тантрического шиваизма, капалики, эзотерического буддизма, в общем, из индуитско-тибетской мифологии, - собирательный образ духов, богов тьмы и смерти, служащих Шиве, включая и самого красноволосого бога Востока, т.к. его нередко называли «обитатель крематория».
Проще говоря, владыка кладбищ - это бог смерти, или вернее бог борьбы со страхом смерти.
Кладбище - тиб. durkhrod དུར་ཁྲོད, или на хинди - śmāśāna – является основополагающим местом для последователей традиции дхармы, для ритуальной деятельности - медитации, согласно своду правил дхармы - смрити (санскр. слово, похожее на смерть) для духовного просвещения, конечно же х)
Впервые такое появилось в кашмирском шиваизме (8-9 в.), где Шива рассматривался как «непревзойденная реальность», основа всей Вселенной, мрак, несущий философию свободной воли - Svātantrya, которая заключается в том, что не может быть никаких правил и ограничений для Шивы и его последователей.
Медитация на кладбищах была также и ранней традицией буддизма (который я все-таки считаю, изначально произошел от шиваизма, чему и эта статья доказательством), как «кладбища для размышлений», причем эти кладбища в начале веков, представляли собой порой просто склады трупов у реки, и одна из общих рекомендаций к просветлению, изложенная в трудах MahasatipatthanaSutta ( DN : 22) и SatipaṭṭhānaSutta ( MN : 10): гласит следующее:
«Для начала практики надобно иметь труп 2-х-3-х дней от роду, он должен быть разлагающимся, черно-синего цвета, желательно чтобы его поклевали вороны, пожевали черви и т.п,. в общем, чем страшнее зрелище, - тем лучше. Далее, желающий обрести просветление, должен бороться со своим страхом при виде этого и при осознании того, что такая же судьба ждет и его».
Либо следовала медитация от времени смерти до полного разложения:
Вот так вот…, трудно сказать, оставались ли эти люди в своем уме в дальнейшем, ибо здесь есть большая вероятность либо заболевания экстазом смерти, либо обратного возникновения панического страха, но известно, что другие люди опасались этих «любителей мертвичины».
На что шиваисты и буддисты, отвечали, что люди сии не просвященны, и не понимают, что осознав весь страх смерти, можно искренне осознать всю благодать жизни, и в этом есть резонная суть.
Более легкие практики заключались в пребывание на приличных кладбищах, и борьбы против страха перед призраками и вампирами (ганы, преты, бхуты и т.п.), обитающими по индуист. верованиям там. (это, пожалуй, есть во всех культурах)
Практика эта, уцелела наиболее долго в Тибете, вплоть до 19-го века, чему доказательством статуэтка «Владыки кладбища» 19-го века, знаменующего собственно это религиозное течение:
Борьба со страхом смерти, это в тоже время борьба с 5-ю ядами - pancha klesha, оскверняющими жизнь вставших на путь просветления:
1)kāmacchanda - чувственное желание, - ну да, при созерцании трупов, на физику взгляд наверно меняется. Хотя, по моему чувственное желание ничем не убьешь, есть же некрофилия в конце концов х)
2)byāpāda - гнев, - если допустим, они смотрели на тела убитых, т.е. эти трупы могли быть результатом чьего-то убийства т.е. – гнева, то таким образом, практиканты могли осознавать, к чему приводит гнев и искоренять его в себе.
Однако, в то же время, у капаликов (от капалы – череп), например, существовали обряды человеческих жертвоприношений во имя Кали, т.е. для пути медитации на трупах, они кого то сами первоначально убивали, - это левый путь – вамамарга. В общем, ясно одно, первые готы и сатанисты появились все-таки в Индии х).
3)thīna-middha - лень, сонливость, - скорее всего, это дабы не тратить время жизни впустую.
4)uddhacca-kukkucca - суета сует, - возможно, пребывание на кладбище дает также и осознание, что все так или иначе подвержено распаду и суетиться понапрасну смысла нет.
5)vicikicchā - сомнения – сомнения в невечности жизни и вечности смерти.
Sabbe te bhagavanto pañcanīvara ṇe pahāya cetaso upakkilese paññāya dubbalīkara ṇe .
«Это те ниспосланные пять помех скверны, что ослабляют мудрость»
Поборов это, приходит 5мудростей - pancha -jñāna, просветление Бодхи.
Кстати, кила, он же пурба дордже (знаменитый тибетский кинжал, см. ранее в записях, как и многое другое) также имеет отношение к этому, как оружие борьбы с «ядами скорпиона».
Ганеша, сын Шивы, также считается богом-покровителем кладбищенской практики, и от него происходят демоны-духи - ганы. Ганеше кто-то когда-то отрубил голову, и отец Шива, на египетский манер прирастил ему слоновью голову.
Ганеша он же - Ganapati Maha Rakta, тиб. tsoggidagpo, танцует в кровавом круге цепи перерождений.
Танец… это все-таки экстаз смерти, Шива также танцует, и Шакти танцует, танцуют они над смертью танец красоты и жестокости, это ознаменование победы над страхом смерти, именно отсюда появился этот популярный индуистский образ натараджы. Танцуют потому и практиканты среди трупов.
На тибетских гравюрах часто изображается пара танцующих скелетов – «владык кладбищ», - Shri Shmashana Adhipati, также Chitipati. (тиб. pal dur tro dag po yab yum, англ. the Glorious Lords of the Charnel Ground - Father-Mother) – отец и мать, это опять же образы Шивы и Шакти:
И что еще интересно, кладбища бывают разные, существует концепция 8 основополагающих кладбищ, равных 8 лепесткам лотоса, согласно руководству к практике Longchen Nyingtik , Dzongsar Khyentse Rinpoche:
«Вы должны пойти к одному из 8-ми кладбищ, одеты в тигровую шкуру, держа капалу, размышляйте о костях, покоящихся там и придите к самореализации, - не будет различий между жизнью и смертью, врагами и друзьями, едой и гнилью».
Эти 8 кладбищ, подразумевают собой места, где можно разочароваться в жизни и бороться с этим разочарованием, путем долгого их созерцания, кладбищами могли служить и поля боев, и места нищеты и т.п., названия их образны, скорее даже это 8 синонимов:
1) «Безграничная жестокость» (TheMostFierce) - གཏུམ་དྲག - gtumdrag.
2) «Густая чаща» (Dense Thicket) - ཚང་ཚིང་འཁྲིགས་པ - tshang tshing 'khrigs pa.
3) «Плотное(адское) пламя» (Dense Blaze)- འབར་འཁྲིགས་པ - 'bar 'khrigs pa.
4) «Наполненное скелетами» (Endowed with Skeletons) - ཀེང་རུས་ཅན - keng rus can.
5) «Холодный лес» (Cool Forest) - བསིལ་བུ་ཚལ - bsil bu tshal.
6) «Тьма темная» (Black Darkness) - མུན་པ་ནག་པོ - mun pa nag po.
7) «Резонанс с «Киликили» (Resonant with "Kilikili"– что такое киликили?, ну, можно предположить духов/тела мертвых) - ཀི་ལི་ཀི་ལིར་སྒྲ་སྒྲོག་པ - ki li ki lir sgra sgrog pa.
8) «Место безумного смеха» (Wild Cries of "Ha-ha) - ཧ་ཧ་རྒོད་པ - ha ha rgod pa.
И все это – санскр. «мудра», т.е. рус. мудрость, приобретенная тесным контактом с миром мертвых.
По мотивам этой статьи
Серия сообщений "кладбищенские истории":
Часть 1 - Семеновское кладбище в Витебске
Часть 2 - Лондонские кладбища
Часть 3 - 10 интереснейших кладбищ Европы
Часть 4 - Lord of the Charnel Grounds
Часть 5 - Домик Мертвых
Часть 6 - Лычаковское кладбище. Львов
Часть 7 - Опять Дракула!
Часть 8 - Магическая семерка
Часть 9 - Беларуский Город Солнца (мертвых)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |