-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Екатерина_Гниденко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.12.2009
Записей: 2489
Комментариев: 5395
Написано: 13115


Дзяды - празник поминовения мертвых на Беларуси

Суббота, 05 Ноября 2011 г. 16:28 + в цитатник

candle (179x358, 7Kb)

 

 

Дзяды- это народный поминальный обряд, ритуальный ужин в память об умерших родных. Дзядами также называли день, когда проводился обряд, и умерших (нябошкау), которых чтили. Происходят Дзяды от дохристианского восточно-славянского обычая тризны, связанного с культом предков. Позднее обряд усложнился напластованием христианского культа.

 Сам термин «Дзяды» имеет значение «предки» и употребляется не только в отношении умерших мужчин: «Дзяды» - это все умершие предки.

Дзяды отмечали в определенные дни 3-4 и больше раз за год (в зависимости от местности) весной и осенью. Главными были дмитровские Дзяды (Асянины), отмечаемые в субботу  перед  днем Святого Дмитрия Солонского  (с 26 октября по 2 ноября по старому стилю), на Раданицу, перед Маслянницей, Сёмухай, перед неделей Святой Троицы (Троицкие Дзяды), а также перед праздником  Петра и Павла (Петровские Дзяды).

Существует легенда, записанная в 19 веке П. В. Шейном, которая объясняет такую разбежку в датах празднования осенних «Дзядоу»: «Когда царь Дмитрий пошел на войну с «неверными», он проезжая по разным местам, просил православных христиан, молиться за упокой душ тех воинов,  которые по воле Божьей погибли на войне. С того времени установленные поминки много в каких деревнях отмечаются не в один день, так как царь Дмитрий не в одно и то же время проезжал по разным деревням».

На Дзяды готовили праздничные и обрядовые угощения (обязательными были кутья, блины, клецки, яичница, мясо, а также колбасы, похлебки – рыбная и мясная, сушеные яблоки и груши, сваренные на меду, овсяный кисель  с медовыми сотами и другие). Количество блюд могло быть разным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. По обычаю, от каждого блюда символически откладывали в отдельную тарелку часть для душ умерших, в чарку наливали водки для предков. Хозяин дома зажигал свечу и приглашал их на ужин. Потом вспоминали умерших добрым словом, говорили об их жизни, особых случаях, чертах характера, вспоминали их слова и наставления, мудрые советы и добрые поступки. Начинали разговор с рассказа о самом старом и известном предке, а заканчивали воспоминаниями о тех, кто ушел совсем недавно. Обычно на ночь стол не убирали, оставляли до утра, чтобы души вдоволь могли подкрепиться. Люди верили, что таким образом уважая предков, можно надеяться на их помощь в хозяйственных делах, особенно верили, что предки могут позаботиться о хорошем урожае.

А теперь в вкратце про осенние Дзяды - Асянины, которые праздновали через три недели после Покрова. Богатое разнообразие праздничного стола, обеспеченое богатой порой года, выделяла Асянины как богатые Дзяды. Для праздничного поминального ужина били свинью, или резали корову или овцу. Подготовка к Асянинам включала обязательную уборку двора и дома. Все мылись. Считалось, что чистота и порядок будут радостью для предков, души которых навещают свое бывшее жилище, и это послужит зароком их милости и уважения живым, поможет им в жизни. На поминальную вечерю звали родных, знакомых и соседей.

Во время застолья была  спокойная атмосфера уважения: обменивались только скупыми словами и фразами. Скрип форточки, звон стекольной рамы, резкий шум последних листьев на деревьях за окном воспринимались как присутствие невидимых предков. После окончания застолья, все должны были одновременно встать из-за стола, а хозяин дома произносил следующие слова, обращаясь к дедам и как бы прощаясь с ними: «Святыя дзяды! ЕлiIпiлi, iдзiце да сябе!» или «Дзяды! Дзяды! Паелi куццi – iдзiце да дому!»

На следующий день утром все члены семьи снова садились за стол и доедали то, что осталось от праздничной вечери, но без определенных обрядовых действий.

Асянины- древний праздник языческого происхождения, искренность, с которой наши предки отмечали его, свидетельствует не столько об их вере в обрядовость, сколько о высокой моральности крестьян с их великим уважением памяти своих предков.

dzyady_vyachera (700x456, 53Kb)

Серия сообщений "Беларусь(история\ремесла\традиции\праздники)":
Часть 1 - Белорусская соломка - "неумиручая спадчына"
Часть 2 - Ляпис Трубецкой - "Принцесса"
Часть 3 - Ляпис Трубецкой " Я верю"
Часть 4 - Дзяды - празник поминовения мертвых на Беларуси
Часть 5 - ПРИВИВКА ОТ НЕЧИСТИ))))
Часть 6 - Красивые фото Беларуси - Belorussian National Photo Contest
...
Часть 48 - ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ ФОТО, ПО-МОЕМУ!
Часть 49 - Беларуский Город Солнца (мертвых)
Часть 50 - белорусский фильм ужасов "Масакра"

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку