Samhain и Helloween |
В предверии Великой Ночи Ноября, я задумалась, а многие ли знают его историю. Нет, может, кто- нибудь и знает историю Джека, который обманул дьявола три раза и попросил его, не забирать его душу в Aд, но когда его выгнали из Рая и не пустили в Ад, был вынужден скитаться с фонарем из репы или тыквы по миру, в поисках своего пристанища, но сама история праздника в последний день октября и его традиция появилась еще до старины "Скупого Джека"....
Samhain (произноситься как sawin или saun) - это гэльский праздник урожая, отмечаемый с 31 октября по 1 ноября. Он был связан с фестивалями, которые проводятся примерно в то же время в других кельтских культурах и стал популярным, как "кельтский Новый год" с конца 19 века, после работ Джона Риса и Джеймса Фрейзера. Дата Самайна была связана с католическим Днем Всех Святых (а затем и Днем Поминовения Усопших), по крайней мере с8-го века, и оба праздника, гэльский и католический, оказали влияние на светские обычаи, связанные с Хэллоуином.
Средневековый ирландский фестиваль Samhain ознаменовывал конец сбора урожая, конец "светлой половины" года и начало его "темной половины". Он отмечался в течение нескольких дней и имел некоторые элементы Фестиваля Мертвых. Костры играли большую роль в торжествах. Люди и скот часто ходили между двумя кострами в качестве очищающего ритуала, и кости убитых животных бросались в их пламя.
Соуин отмечают как религиозный праздник некоторые неоязычники.
Этимология
Название празника можно дерировать от кельтсого названия месяца "Ноябрь", которое сохранилось в той или иной форме во всех современных кельтских наречиях. Современное ирландское слово Samhain происходит от старо-ирландского samain, samuin, or samfuin, относящиеся к 1 ноября (latha na samna: 'samhain day'), и фестивалю или Собранию Королей, проводившихся в тот же день в средневековой Ирландии (oenaig samna: 'Ноябрское Собрание»). Значение слова немного приукрашено как «конец лета», и частое написание его с буквой f е предполагает анализ в популярной этимологии от sam ('summer') («лето») и fuin ('заката', 'конец'). Старо-ирландское sam ('summer') происходит от прото-индо-европейского языка (PIE) * SEMO-; родственниками являются валлийский HAF, бретонский hañv, английский SUMMER и древнескандинавского языка sumar , - все они означают «лето» , а санскритское sáma ("сезон").
В 1907 году Уитли Стокс предложил этимологию от прото-кельтского samani («Ассамблея», "собрание"), родственные к санскритскому sámana, и готическому samana. Дж. Вендрейс пришел к выводу, что эти слова, содержащие корень * SEMO-(«лето»), не имеют отношения к samain, заметив, что у кельтов "конец лета" был в июле, а не в ноябре, о чем свидетельствует валлийское gorffennaf («Июль»). Тааким образом мы будем иметь дело или со словом островных кельтов «Ассамблея, Собрание», *samani или *samoni, *, и со словом «лето», saminos (производное от * samo-: 'summer'- «лето») наряду с samrad *, *samo-roto-. Ирландское samain этимологически не связанно с «летом», и происходит от «Ассамблея, Собрание».
Колиньийский Календарь (Кельтский лунно-солнечный календарь, найденный в городе Колиньи, недалеко от Леона)
Название месяца восходит к прото-кельтскому времени, ср. Галльский SAMON[IOS] из календаря Колиньи, и ассоциации с «летом», следовательно, относятся к доостровным кельтским временам.
Странно, но галльский Samonios (октябрь / ноябрь лунного календаря) соответствует GIAMONIOS( седьмой месяц (апрель / май лунного календаря) и соответствует началу летнего сезона. Giamonios, начало летнего сезона, явно связано с словом "зима", прото-индо-европейского * g'hei-мен-(лат. hiems, латв. Ziema, лит. ZIEMA, славянских зима, греч. kheimon, хеттский gimmanza), ср. старо-ирл. gem-adaig ("зимняя ночь»). Таким образом, получается, что в прото-кельтском языке первый месяц летнего сезона был назван 'зимний', и первый месяц зимы - "летним", возможно, из-за эллипсиса , "[месяц в конце] лета / зимы" , так что samfuin будет возвращением к первоначальному смыслу. Эта интерпретация сделает невозможным значение "Собрание", данное ранее, или отодвинет временной промежуток значения, данного в популярной этимологии.
Галльский календарь, похоже, делил год на две половины: «темная» половина, начиная с месяца Samonios (октябрь / ноябрь лунного календаря), и «светлая» половина, начиная с месяца Giamonios (апрель / май лунного календаря). Весь год мог рассматриваться как начинающийся с «темной» половины, так что начало Samonios может считаться кельтским Новый годом. Празднование Нового года происходило в течение "трех ночей Samonios" , начало лунного цикла, выпадавшее на время между днями осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Лунации, отмечавшие середины каждой половины года, могли также быть отмечены какими-то фестивалями. Колиньиский календарь отмечает середину летней луны ( Lughnasadh (Лугнасад)), но опускает середину зимы (Имболк). Сезоны не ориентированы на солнечный год, а именно: дни Солнцестояния и Равноденствия, так что праздник середины лета припадает на день значительно позже летнего солнцестояния, примерно на 1 августа (Lughnasadh). Похоже, что календарь был создан для выравнивания лунаций с сельскохозяйственным циклом , а также указывает на то, что точное астрологическое положение Солнца в то время считалось менее важным.
История
Samain или Samuin - это название для feis (фестиваля)в начале зимы, проводимого в средневековой Ирландии. Об этом свидетельствует староирландская литература начала 10 века. Фестиваль ознаменовывал конец сезона для торговли и войны и был идеальным временем для племенных собраний, где местные цари собирали своих людей. В свою очеред эти собрания послужили прекрасным обрамлением для ранних ирландских сказок.
Ассоциации с Днем Всех Святых
Фиксации праздника Дня Всех Святых на день 1 ноября связано с Папой Григорием III (731-741), но по свидетельствам псевдо-Беде, следует, что 1 ноября было уже связанно с Днем Всех Святых в Великобритании к началу восьмого века. Римско-католической праздник Всех святых, как известно, были введен в начале 7-го века, по случаю освящения Римского Пантеона как церкви, но на континенте , он отмечался 13 мая в 7 и 8 веках. И только в 835 году Людовик Благочестивый официально установил дату на 1 ноября. Таким образом Людовик лишь официально закрепил обычай празднования фестиваля 1 ноября, распространенный на континенте англо-саксонской миссией, предполагая, что данная традиция является островной. Однако, как отмечает Рональд Хаттон, желание Джеймса Фрэзера, связать традицию с дохристианским кельтским политеизмом является ошибкой. Поскольку по свидетельствам Oengus Tallaght (ум. ок. 824) ясно, что ранняя средневековая церковь в Ирландии отмечаела Праздник Всех Святых 20 апреля. Самые ранние отсылки к празднованию Дня Всех Святых 1 ноября находятся в источниках Северо-Западной Европы (англо-саксонские и немецкиие) 8-го века, в то время как самые ранние отсылки на ирландский фестиваль ноября находятся в ирландской мифологии, составленной в 10-м веке и позже.
Ссылки в ирландской мифологии
Цикл Ольстера содержит много ссылок на Samhain. В Tochmarc Emire 10-го века Samhain является первым из четырех "четвертичных дней" в году, упоминаемых героиней Эмер. Многие из приключений и кампаний, проведенных в нем начинаются с праздника "Ночь ноября." Такова сказка Echtra Nerai («Приключения НЭРА"),касающееся одного Нера из Коннахта, который проходит испытания храбрости, выдвинутое королем Айлиля. Награда- золотой меч самого короля. Условия таковы: человек должен оставить тепло и безопасность зала и пройти через ночь к виселице, где двое заключенных были повешены накануне, обвязать прутик вокруг лодыжки одного из повешенных и вернуться. Другим помешали демоны и духи, которые их преследовали, когда они пытались выполнить задачу, и те вскорести стыдливо возвращались в зал Айлиля. Нера продолжает выполнение задачи и в конечном итоге проникает в sídhe (холмистая насыпь), где он находится в ловушке до следующего ноября. Принимая во внимание этимологию, интересно отметить, что слово для обозначения лета в Echtra Nerai - samraid.
The Cath Maige Tuireadh (Битва Mag Tuired) происходит на Samhain. Богиня Морриган и герой Дагда встречаются и и заниматься сексом перед битвой против Фоморы; таким образом Морриган сохраняет суверенитет и дает Победу людям Дагды, the Tuatha Dé Danann.
Сказка The Boyhood Deeds of Fionn (Отрочество Деяния Финнa) включает важную сцену на Самайн. Молодой Fionn Mac Cumhaill посещает Тару, когда Aillen, один из Tuatha Dé Danann, учсыпляет всех и поджигает спящих. Благодаря своей изобретательности Финн может не спать и убивает Aillen, и получает законное место еначальника фианов (полунезависимых воинских формирований).
Идея, что время Соуина в старо-ирландской литературе считается временем необычной сверхъестественой силы, или ассоциируется в особенности с "кельтского Иным", восходит к Джеффри Ганцу и другим. Рональд Хаттон критикует такой подход за необоснованность, он утверждает, что Собрание Королей и воинов 1-го ноября, возможно, просто использована как канва для истории, как и собрание королевского двора на празднование Рождества или Пентекоста (Pentecoste) в Романах о Короле Артуре.
Гэльский фольклор (Шотландия и Ирландия)
Празднования Соуина сохранились в нескольких вариантах, как фестивали, посвященные жатве и усопшим. В Ирландии и Шотландии, Féile na Marbh "Фестиваль мертвых" это день поминовения усопших в канун Дня Всех Святых , престольный праздник введеный в 11 веке .
Ночью Соуина, по-ирландски Oíche Samhna и на шотландском гэльском Oidhche Samhna, является одним из главных праздников кельтского календаря и выпадает на 31 октября. Она представляет собой последний день жатвы. В современной Ирландии и Шотландии Хеллоуин все еще известен как Oíche/Oidhche Samhna. До сих пор принято в некоторых областях, оставлять места для мертвых за столом и рассказывать сказки предков в эту ночь.
Традиционно, Соуин - это время уводить скот с пастбищ и собирать зерно с полей и решить, какие животные должны быть убиты на зиму, а какие остаться для приплода. Этот обычай до сих пор соблюдают многие скотоводы, так как с наступлением морозов мясо может храниться долго, а с концом лета заканчивают пости скот на лугах.
Костры играли огромную роль в торжествах, и традиция до сих пор сохраняется в некоторых местах и внутри диаспоры. Деревенские жители бросали кости убитых животных в костер. В дохристианской период скот был главной валютой и центром жизни крестян. Самайн был временем подготовки запасов к зиме.
В пламени праздничного костра потухали все другие огни. Каждая семья торжественно зажигала свой очаг от общего огня, что объединяло все семьи деревни. Часто разводилось два костра, и люди ходили между ними как ритуал очищения. Иногда между кострами проводили и скот.
Гэльский обычай носить костюмы и маски был попыткой скопировать злых духов или отвадить их. В Шотландии мертвых изображали молодые люди в масках, с закрытыми тканью или начерненными лицами, одетые в белое. Свечные фонари (гэльский: samhnag)., вырезанные из репы были частью традиционного фестиваля. Большие выдолбленные тыквы с вырезанные на них лицами помещали в окна, чтобы отогнать злых духов.
(после того как этот овощ появился в Европе, но в основном это американская традиция)
Ряженные (Guisers) - люди в масках и костюмах, были распространены в 16 веке в шотландской деревне. Дети ходили от двери к двери манерничая ("guising" (или "Калошин" на южном берегу нижнего Клайда) в костюмах и масках с фонарями из репы, предлагая развлечения разного рода в обмен на еду или монеты, что превратилось в традицию в 19 и 20 веках. Иммиграция ирландцев и шотланцев привела к популяризации Хеллоуина в Северной Америке. ]
Гадание является общей фольклорной традицией, которая сохранилась в сельских областях. Наиболее распространены гадания на суженного, будущее место жительства и количество будущих отпрысков. Такие продукты как яблоки и орехи собранного урожая широко использовались в данных ритуалах. Яблоки очищают, кожуру бросают через плечо, а потом проверяют, похож ли очистки на букву имени будущего суженного, орехи жарят на очаге и интерпретируют их движения - если орехи остались вместе, значит будет пара. Яичные белки бросали в стакан с водой, и фигуры предсказывали количество будущих детей. Детям соответствуют вороны, и многое можно узнать по количеству птиц или в зависимости от направления их полета.]
Кельтского возрождение
Связь средневекового фестиваля Соуина и и дохристианской традиции была определена крайне "ненадежным" Джефри Китингом (ум. 1644), который утверждал, Друиды Ирландии, собирались в ночь Соуина, чтобы зажечь священный огонь. Рональд Хаттон отмечает, что в то время как ирландский средневековые авторы относят историческое языческое значение празднику Beltane(1 день Мая), в отношении Соуина они хранят молчание, очевидно потому что очевидно традиции языческого ритуала не выжили в христианский период. Хаттон предполагает, что мнение Китинга может быть основано на смешения традиций, относящихся к Beltane .
Описания Соуина как «кельтского Нового года" стало популярным в литературе 18-го века. В этом качестве он до сих пор используется романтиками кельтского возрождения и по прежнему популярен в современных кельтских культурах, как в ШЕСТИ КЕЛЬТСКИХ НАЦИЯХ (Brittany (Breizh), Cornwall (Kernow), Ireland (Éire), the Isle of Man (Mannin), Scotland (Alba), and Wales (Cymru)), так и в диаспоре. Например, современные календари, выпускаемые кельтской лигой начинаются и заканчиваются на Самайн.
Похожие фестивали
В некоторых частях западной Бретани, Соуин по-прежнему возвесчают выпечкой kornigou, торты, запеченный в форме рога в честь бога зимы, те рога, что он сбрасывает, когда возвращается в свое царство, в Иной Мир. Римляне отождествляли Соуин со своим праздником мертвых, Лемурия, которая отмечали за несколько дней до 13 мая. С началом христианизации, фестиваль в ноябре (не Римский фестиваль в мае) стал называться All Hallows 'Day (День Всех Святых) на 1 ноября, а за ним следует День поминовения усопших, 2 ноября. С течением времени, ночь 31 октября стали называть All Hallow's Eve (Канун Дня Всех Святых), и фестиваль, посвященный мертвым в конце концов превратился в светский праздника, известный как Хэллоуина.
Валлийский эквивалент этого праздника называется Nos Galan Gaeaf . Как и Самайн, он знаменует начало темной половины года и официально начинается на закате 31 октября.
Жители острова Мэн (Manx) отмечають Hop-tu-Naa, который является празднование Кануна Нового Года и отмечается 31ноября. Термин происходит от Shogh ta’n Oie, что означает "это ночь". Дети одеваются к"ак монтстры, таскают фонари из репы, а не тыквы и распевают англизированную версию Jinnie the Witch ( Джунни колдунья) и ходят от дома к дому, прося сладости или деньги.
Корнуэльский эквивалент этого праздника известен как Allantide или на Корниш Gwaf Нос Calan.
[
Серия сообщений "кельты":
Часть 1 - Бодика(Boudicca)- Великая королева кельтов
Часть 2 - Символика кельтских орнаментов
...
Часть 4 - Тропа гигантов в Северной Ирландии
Часть 5 - Морриган - кельтская богиня войны
Часть 6 - Samhain и Helloween
Часть 7 - Королева Воздуха и Тьмы.
Часть 8 - БОГИНЯ РАССВЕТА У ГАЛЛОВ
...
Часть 44 - Клонгал: Исида в Ирландии
Часть 45 - Каменный век на островах
Часть 46 - Шанахи
Рубрики: | интересное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение hamao-kun
Больше праздников, хороших и разных!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |