"Мне надоели зомби и их боязнь собственного воображения"
Я очень хотела посмотреть этот фильм, хотя бы просто потому, что про вампиров годного ничего последнее время не снимают, а тема давняя, глубокая, связанная с определенными субкультурами, которые методично выпилились в этом мире сияющего света. Я почитала разные комментарии, но вот что меня поразило так это статья под названием "Выживут только хипстеры", где автор намекнул, что Джармуш уже не торт и то, как он показал культуру у себя в фильме- это просто отвратно, что дядечка уже набор собственных клише.
Я увидела в фильме другое. Скажу честно, мне понравилось. Да, клише № 1 - это Адам и Ева. Он музыкант, преклоняющийся перед учеными, она обожает литературу и ведет беседы с Китом Марлоу. Он похож на Джека Уайта, она - на снежную королеву. Он любит рассказывать, а она слушать, он - Творец - музыкант, а она - Муза. Он носит белый череп, а она черный. Да, они как две половинки в инь и ян, перевернутый в данном случае. Да, они как две частицы, разнесенные на огромные расстояния. Они не могут друг без друга, но не живут вместе. Они входят в дом только по приглашению, носят перчатки и солнечные очки, пьют кровь, которую достают теперь в больнице, у них есть клыки и они бывают агрессивны. Он живет в Детройте, некогда одном из самых пышных городов Америки, музыкальной столице, который теперь превратился в пустошь, где машины паркуют в разрушенном театре с ампирным потолком - никому не нужно драматическое искусство, зато нужно место для парковки очередной машины. Она живет в Танжере, крупном порту Марокко, где можно достать любой наркотик.
Картина атмосферна и пронизана психоделическим саундтреком.
Для меня это фильм, который ставит вопрос о постмодернизме. Пусть кто-то и ругает Джармуша за клише, но цитата Адама, вынесенная в начало - это как раз то, что я иногда испытываю видя очередную красивую конфетку в яркой обертке, наполненную цитатами других фильмов, прекрасными идеями, но из-за частого повторения стирающимися до дыр, пошлых банальностей.
Да, те, кого Джармуш называет в своем фильме "раскручены" так сказать: Мэри Уолстонкрафт, Тесла, Эйнштейн, Шекспир, Кейт Марлоу (напоминает отсылку к фильму "аноним", но какую!), Байрон, Джек Уайт - да, но назови он другие имена, они бы вообще никому ничего не сказали, да и названные тоже многим будут непонятны! Мы сбежали от культуры к развлечению, сну ума. Черт побери, это о том, что на западе почти не осталось ЛЮДЕЙ, а в Марокко Адам останавливается послушать местную певицу, в которой есть жизнь.
Не напоминает ли это с одной стороны ситуацию 19 века, когда аристократы-писатели и художники бежали в Грецию, Марокко, Турцию, Венгрию и куда-либо еще за новыми впечатлениями, задыхаясь от смрада и академичности, чопорности, затхлости, мещанства? И не напоминает ли отравленная кровь (чем?наркотики, спид, антибиотики????), от которой умирает Марлоу (поэзия, литература уходят вслед за театром) ту самую гниющую культуру стареющего Запада, которой отравился архитектор в фильме 1987 года Питера Гринуэя???? Разве не об этом фильм? Разве не о том, что мы превратились в зомби с помощью телевидения, газет и развлекательной индустрии, которая ценит только бабки? Лос-Анжелес - рассадник зомби, и об этом устами Адама говорит американский режиссер! Да очнитесь вы, какие к черту хипстеры? Весь этот поп-сатанизм, отсутствие духовности в музыке, оригинальности в живописи и кино!
Искусство - это не академическая работа, цитирование и перефразирование, это чувство, экспрессия, самовыражение, поиск. Адам думает о смерти, не столько из-за эгоизма, сколько из-за того, что как Творец он никому не нужен: никому не нужно развитие, чувственность - его музыка лична, он хочет, чтобы ее слушали дома и погружались в нее, он хочет донести через нее себя и свои чувства (он музыкант, напоминающий Варга Виккерса, который своей музыкой пытался погружать слушающего в мир бессознательного), но его творения теперь в эпоху погони за развлечениями, а не развитием через искусство - это просто еще одна пластинка на пьяной вечеринке в клубе, а он - звезда, за автографом которой охотятся подростки. Он как бог, который себя убивает. Ева пытается его спасти, удержать, отвлечь, говоря о природе, танцах, созерцании, звездах. Да, эти вампиры могли бы слинять с земли, чтобы услышать огромный алмаз, как в "Ди, охотник на вампиров", но технологии им не позволят. Все знаки указывают на некий упадок, трагедию - сны об Аве (Эйве), сестре Евы, мухоморы, которые растут не в то время года... Единственным выходом для них остается старая агрессия (Запад опять нападает на Восток), а для меня - старые фильмы и книги, арт-хаус и авторское кино, как старое так и новое. Во времена, когда хороших режиссеров не показывают в кино, а в сети возникают срачи какой поп-корновый блокбастер лучше, этот фильм выражает мою точку зрения, и если вы называете меня хипстером, то я вас просвещу - таких как я в Греции называли "идиотами" от слова "идея"