Велесова (Марина) Ночь – чародейная ночь с 31 на 1 ноября Самхе...
Ленивые "хачапури" - (1)Ингредиенты: Сыр твердый - 200 грамм, Сметана - 200 грамм, Мука - 2 ст.ложки, Яйца - 2 шт., У...
Панацея от ста болезней - (0)ПАНАЦЕЯ ОТ СТА БОЛЕЗНЕЙ Утром натощак выпить стакан горячей воды. Легко помассировать живот. Затем ...
ПЕСТО ИЗ ЗЕЛЕНИ ПЕТРУШКИ С ПЕРЦЕМ ЧИЛИ. - (0)ПЕСТО ИЗ ЗЕЛЕНИ ПЕТРУШКИ С ПЕРЦЕМ ЧИЛИ Хочу предложить вам еще один вариант песто....
Настоящая находка. Варёная колбаса домашняя - (1)Такую домашнюю, приготовленную самостоятельно колбасу из куриного мяса, можно при желании пригото...
16 февраля - Починки |
В старину на Руси, на второй день после Сретенья, как только ночное небо за окошком начинало светлеть, в каждой крестьянской семье начинался рабочий праздник, который издавна называли Починки (другие названия праздника: Семён и Анна — раcчинай починки, Семён с Анной упряжь чинят, Власий — большие лужи, Попразднество Сретения (христ.).
Починки не похожи на остальные праздники в привычном понимании этого слова, ибо суть его не в празднестве, а в труде. Характер праздника буквально передаёт не только его название — «Починки», но и вторая часть русской народной поговорки: «Готовь сани летом, а телегу зимой».
Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство — тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться?
В старину, с первыми лучами солнца, вставали на Починки крестьяне и принимались за работу. Роли всех членов семьи во время этого праздника были расписаны заранее, и каждый принимался за вверенное ему дело. Ремонт сбруй и прочей конской упряжи доставался старикам, чей опыт не оспаривался (была присказака: «В Починки Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю»). Следующее поколение — их сыновья — чинили бороны, телеги и прочий подобный прицепной инвентарь. И внуки не оставались без работы, им доверяли починку мебели (лавок, столов, табуретов и т. д.) и прочей домашней утвари.
Женщины тоже не сидели без дела. У женщин, так же, как и у мужчин, существовало иерархическое разделение труда по возрастному признаку. Бабушки доставали из сундуков платья и бережно приводили их в порядок, проветривали, чистили, следили, чтобы на них не завелись паразиты. Внучки вертелись тут же – не каждый день увидишь такое зрелище: красивые платья, юбки, кофточки. Женщины помоложе и юные девушки штопали бельё, ставили красивые заплатки, давая ему тем самым «новую жизнь».
В других местах использовали не муку, а перемеленный на ручных крупорушках овес или пшеницу. Их варили до готовности, а потом заправляли салом или маслом. Но в некоторых деревнях предпочитали замачивать с вечера пшеницу, которую предварительно «отбивали» в ступках, а с утра ее варили несколько часов, пока пшеница не становилась мягкой. В любом случае готовую кашу заправляли шкварками.
Можно себе представить, какой аромат витал по избе, когда топили сало для саломаты. Чтобы оно не пригорело, его буквально томили, тщательно перемешивая. По состоянию шкварок, кстати, судили о расторопности и кулинарном мастерстве хозяйки. Если где-то бочок излишне зарумянился, шансов на то, что к стряпухе будут относиться с уважением, становилось меньше. А пока все готовилось, у всех работающих текли слюнки. Это был еще один стимул для того, чтобы поскорее закончить с работами и приступить к трапезе…
Кстати, именно от названия угощения в этот праздник и пошли некоторые исконные русские фамилии – Саломахин, Саломатин, Соломахин. А Владимир Иванович Даль, записывая обычая некоторых краев, с удивлением обнаружил, что в некоторых местах нерасторопных, вялых женщин и девушек окрестили «саломахами». Очень уж они медленные и тягучие, как саломата…
Посиделки, на которые отправлялись матери с дочерьми, были не совсем обычными. Они очень напоминали происходящее в телевизионной передаче «А ну-ка, девушки!». Для девушек это было настоящее испытание, ведь там проводились всевозможные конкурсы, в которых девушки соревновались в мастерстве домохозяек: лицевом шитье, кулинарии, и т. д., после чего начинались танцы, которые тоже имели немаловажное значение, ведь на посиделках присутствовали матери с дочерьми, но у них также были и сыновья (которые в данный момент занимались ремонтом). Считалось, чем энергичнее девушка, тем у нее больше шансов выйти замуж. Мнение потенциальных свекровей в старину порою имело решающее значение, когда принималось решение о том, в какой дом сыну следует засылать сватов.
Кульминацией этих своеобразных посиделок было чаепитие с пирогами. Однако и тут девушкам было о чём переживать. Всё дело в том, что начинкой этих пирогов был картофель, но один (реже два) пирога выпекали с грибами. Считалось, что тому, кому достанется грибной пирожок, весь год будет сопутствовать успех. Холостяки же уделяли таким девушкам больше внимания, ведь эта девушка была как бы помечена удачей и счастьем[
Починки, по сохе поминки. С Семёна и Анны до Власия (11 (24) февраля) семь крутых утренников: три до Власия да три после Власия и один на Власия.
Серия сообщений "славянские корни праздников":
Часть 1 - Происхождение Пасхи
Часть 2 - Славянские праздники
...
Часть 35 - День Бога Коляды 13-го дня месяца Бейлетъ (22-23.12.2011)
Часть 36 - Ах, какой сегодня праздник!
Часть 37 - 16 февраля - Починки
Серия сообщений "праздники":
Часть 1 - 16 февраля - Починки
Часть 2 - Солнцеворот: как встретить Новый год по обычаям предков?
Часть 3 - "Подменные" христианские праздники
...
Часть 7 - ПОКРОВ
Часть 8 - Древние русские праздники
Часть 9 - День весеннего равноденствия.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |