-Цитатник

Быть театральным романтиком (David Kibbe Theatrical Romantic) - (0)

Быть театральным романтиком (David Kibbe Theatrical Romantic) Оригинал взят у в Быть театральны...

БОЛЬШУЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕКАЛ ЮБОК... из азиатских журналов... ЛЮБЫХ ФАСОНОВ... НА ЛЮБОЙ ВКУС... - (0)

БОЛЬШУЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕКАЛ ЮБОК... из азиатских журналов... ЛЮБЫХ ФАСОНОВ... НА ЛЮБОЙ ВКУС... ...

Развивающая книжка для детей - (0)

Развивающая книжка для детей Задумала я сшить для Машеньки развивающую книжку. Мне хотелось, ч...

Домик в подарок. - (0)

Домик в подарок. Домик для девочки з-х лет 1.

РАЗВИВАЮЩАЯ КНИГА - (0)

РАЗВИВАЮЩАЯ КНИГА РАЗВИВАЮЩАЯ КНИГА ИЗ 8 СТРАНИЦ: КОРАБЛЬ,РЫБЫ,УЛИТКА,ПЧЕЛКА-БАБОЧКИ,ДЕРЕВНЯ,ПИРА...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Сохранение видео с любого сервиса Сохранение видео с любого сервисаСохрани видео с любого видео хостинга!
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
19:52 16.12.2009
Фотографий: 10

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светлана_Герреро

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2009
Записей: 5812
Комментариев: 117
Написано: 7288


Классическая схема анализа сказки в сказкотерапии

Среда, 27 Марта 2013 г. 12:06 + в цитатник
Цитата сообщения light2811 Классическая схема анализа сказки в сказкотерапии

Классическая схема анализа сказки в сказкотерапии

 Классическая схема анализа сказки в сказкотерапии

Анализируя сказки, которые написали Вы сами или ваши семинарцы, нужно отталкиваться от какой-то внятной схемы иначе обсуждение может превратиться в хаос и нужные выводы не будут сделаны.

Существует много схем анализа сказок, с помощью которых можно проанализировать полученный сказочный материал, но сегодня я хочу предложить вашему вниманию - самую базовую, а значит и самую простую схему анализа сказки.

Итак, для того, чтобы не быть голословными и прочувствовать работу как следует, Вам надо, прямо сейчас написать сказку, пусть она будет небольшой, как говорится, не отрывая руки от листа.

Чтобы написать сказку было легче...

О чём же написать сказку - думает человек, которого наше задание застало врасплох. Для облегчения работы воображения при написании сказки, я хочу поделиться с Вами теорией Борхеса о существовании всего четырёх типов сюжетов сказок во всём объёме мировой художественной культуры.

Итак, Хорхе Луис Борхес считал, что всего в мире существует четыре сюжета сказок, вот они:

  1. Сюжет об укреплённом (осаждённом) городе,
  2. Сюжет о возвращении.
  3. Сюжет о поиске.
  4. Сюжет о самоубийстве (принесении себя в жертву) Бога

Разумеется, четвёртый сюжет сказки стоит в культуре особняком и встречается в своём чистом виде - в мифах, религиозных текстах и народных эпосах.

Для облегчения понимания своей мысли Борхес сказал, что в общем-то все эти четыре сюжета сказок (а их и так - не много) можно вообще в итоге свести к двум. Внимание, вот они:

  1. Истории о Женщине и Мужчине,
  2. Истории про Мужчину и его Путь.

***

Писатель Кристофер Букер, посвятивший не один свой труд изучению сюжетов в мировой культуре, предложил свой список из уже семи основных тем, на которых базируются все сказки и вымыслы. Поспорим с Борхесом?

Итак, список Кристофера Букера:

  1. Сюжет о прыжке главного героя «из грязи в князи»,
  2. Сюжет-Приключение (долгое и трудное путешествие для достижения труднодостижимого),
  3. Сюжет «Туда и обратно» (попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой)
  4. Сюжет-Комедия или анекдот (единственная цель - психотерапевтическая, то есть, насмешить),
  5. Сюжет-Трагедия (сюжет о гибели героя в силу присущих ему недостатков характера, с которыми он не смог справиться),
  6. Воскресение (воскрешение). Сюжет о том, как чудо избавило героя из плена, власти тяготеющих над ним тёмных сил),
  7. Сюжет о победе над Чудовищем.

Ну как, вдохновились ли вы на написание своего собственного сюжета сказки?

Не забывайте о том, что эта сказка - всего лишь упражнение, и вы напишете ещё много других сказок.

Итак, сказка - написана.

Ну а теперь разберите вашу сказку по пунктам анализа, приведённым ниже. Каждый из пунктов мы выделяем из сказочного текста, формулируем своими словами - коротко и записываем полученное на отдельный лист.

Схема анализа сказки. Пункт первый

Найдите основную тему (и возможно несколько дополнительных) тем сказки.

Схема анализа сказки. Пункт второй

Опишите абстрактно главного персонажа сказки.

Схема анализа сказки. Пункт третий

Перечислите его личностные качества (можно одно качество - базовое)

Схема анализа сказки. Пункт четвёртый

В каких отношениях состоит главный герой с остальными персонажами сказки. Сгруппируйте отношения по сходству. (Например, с теми-то отношения - враждебные, с теми-то - дружеские, с теми-то - безразличные. От «тех-то» герой чего-то хочет, а «те-то» сами чего-то хотят от героя).

Схема анализа сказки. Пункт Пятый

Перечислите схематично, используя сжатые формулировки основные события сказки - составьте очень сжатую фабулу сказки. Например: Встреча, Пропажа, Заточение, Побег, Путешествие, Испытания, Узнавание, Возвращение...)

Схема анализа сказки. Пункт Шестой

Перечислите отдельным списком все трудности, с которыми сталкивается герой сказки (по возможности так же используя абстрактные термины. (Например: не узнавание родными, неприятие, преследование...)

Схема анализа сказки. Пункт Седьмой

Перечислите средства, с помощью которых герой борется с трудностями.

Схема анализа сказки. Пункт Восьмой

Перечислите имеющиеся в распоряжении героя ресурсы (они могут частично совпадать с предыдущим пунктом)

Схема анализа сказки. Пункт Девятый

Перечислите те ресурсы, которых нет у героя (недостающие ресурсы).

Схема анализа сказки. Пункт Десятый

Перечислите те чувства и эмоции, которые присутствуют в сказке

Схема анализа сказки. Пункт Одиннадцатый

Найдите устойчивые негативные культурно-мифологические символы и образы (архетипы), которые присутствуют в сказке

Схема анализа сказки. Пункт Двенадцатый

Найдите устойчивые позитивные культурно-мифологические символы и образы (архетипы), которые присутствуют в сказке

***

Вышеприведённая схема анализа сказки может использоваться и как своеобразный «тренажёр»-шпаргалка теми, кому достаточно сложно взять и написать сказку «с чистого листа».

Однако, не стоит увлекаться работой по шпаргалке - следование любым схемам несколько обедняет воображение и перекрывает свободный ток Бессознательного.

Елена Назаренко
 

Серия сообщений "Литература":
Часть 1 - 1
Часть 2 - Как найти свою идею в чужой работе
Часть 3 - Как составить план на год для крафтеров, продающих свои вещи
Часть 4 - Классическая схема анализа сказки в сказкотерапии

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку