Октябрь
Учитель - логопед I категории МДОУ ЦРР - детский сад I категории № 432 (специальные группы для детей с нарушениями зрения) г. Челябинск
Татьяна Павловна Ковалёва
(подготовительная к школе группа)
Дети должны знать:
• «Осень».Осенние месяцы; основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, урожай, листопад, тучи, дожди, перелет птиц). «Овощи».
Когда собирают урожай овощей; где растут они;
какие овощи бывают и в чем их польза; что и как из
овощей готовят. «Фрукты». Где растут фрукты; в чем
их польза; что из них готовят. Различать понятия –
плоды и плодовые деревья.
• Викторина «Ответь на вопросы». Употребление в речи глаголов в разных временных формах.
-
Что делает? (Дует.)
-
ВЕТЕР Что сделает? (Подует.)
-
Что делал? (Дул.)
-
Что будет делать? (Будет дуть.)
Игра повторяется со словами дождь, трава, листья.
• «Чего много в корзине?»: Закрепление категории родительного падежа множественного числа.
В корзине много помидоров. И т.д.
• Подобрать слова. Подбор однородных прилагательных к существительным.
Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).
• Куда положил фрукт? Употребление в речи предлога возле.
• Четвертый лишний.
Дети должны уметь:
• «Угадай слово» Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Окончания глаголов выделяют голосом.
Урожай созревает, а урожаи… Ветер дует, а ветры … Цветок увядает, а цветы...
Лист желтеет, а листья… Дождь моросит, дожди… Холод наступает, а холода…
Лист падает, а листья… Птица улетает, а птицы…
• «Соберем урожай». Усвоение глаголов с различным значением:
- Я срезаю капусту. - Я дергаю морковь.
– Я срываю горох. – Я снимаю огурцы.
– Я копаю картошку. – Я срезаю кабачок.
• «Составь предложение». Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.
Помидор круглый, а морковь…( продолговатая).
Помидор растет на земле, а морковь…(в земле).
Помидор красный, а морковь…
Помидор мягкий, а морковь…
Помидор кислый, а морковь…
У помидора внутри семечки, а у морвкови…и т.д.
• «Осень». Составлять рассказ по первым словам в предложении:
«Прошло лето, и наступила… Дни стали… Подул…
Люди собирают...Стало…Люди одеваются… Увядает
На деревьях… На землю… Моросит… Увядает…
На юг… Скоро наступит…»
Дети повторяют рассказ без помощи взрослого.
«Апельсин». Составлять рассказ – описание по
вопросам взрослого.
Ноябрь
Дети должны знать:
· «Лес» Какие растения растут в лесу; кто живет в лесу; в чём его польза. «Деревья, кустарники»,
чем они отличаются от трав и цветов, какие особенности хвойных и лиственных деревьев. «Грибы и ягоды - дары леса»; их польза, особенности. «Перелётные птицы», почему их так называют, какие птицы улетают в теплые края; почему они улетают; когда возвращаются; части тела птицы; оперение.
· «Какой?» Подбор прилагательных к слову лес (большой, зелёный, жёлтый, летний, осенний, красивый, густой, дремучий, голый, родной, прекрасный, сказочный, полезный, богатый, берёзовый, сосновый, смешанный, тёмный, светлый).
· «Найди слово» . Образование родственных слов от слова лес – лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесовал, лесозаготовки.
· «Что приготовим?» Образование относительных прилагательных от существительных:
Из малины – малиновое варенье;
Из грибов – грибной суп, грибной соус;
Из клюквы – клюквенный морс и т.д.
«Как улетают птицы?»
Гуси, утки, лебеди улетают вереницей;
ласточки, грачи, скворцы – стаей; журавли – клином;
Дети должны уметь:
«Много - один». Формирование навыка словоизменения:
Деревья – дерево; кусты – куст; кроны – крона; стволы – ствол; ветки – ветка; сучья – сук; листья – лист.
«Сосчитай до десяти». Согласование числительных с существительными:гриб,ветка,дерево,журавль,грач,утка
«Съедобный - несъедобный». Какие грибы и ягоды нельзя есть – ядовитые. Взрослый называет грибы и ягоды, а дети отвечают съедобный – ядовитый.
«Чем питаются птицы?» Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Дети должны дать полный ответ.
«Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
Птица улетает, а птицы … (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, пьёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт, щебечет).
«Составление рассказа». Рассматривание иллюстрации «Лес» и составление рассказа по ней. Цель: развивать навык связной речи; учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы.
Дети должны знать:
• «Зима» Основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.
• «Новогодний праздник. Рождество» Значение Нового года и Рождества; праздничные персонажи.
• «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, ветреная, весёлая, нарядная и т.д.
• «Придумай слово» Образование родственных слов: снег – снежок, снежки, снежочек, снежинка, снежный, заснежило, снежище, белоснежный, Белоснежка, подснежник, снеговик, снеговичок, снегопад, снегоход, снегокат, снегирь, Снегурочка.
• «Что будешь делать?» Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без неё.
На празднике я буду веселиться – повеселюсь (буду кружиться - покружусь, буду радоваться – порадуюсь, буду петь – попою, буду танцевать – потанцую, буду играть – поиграю и т. д.).
Дети должны уметь:
• «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа. Дети составляют предложения, в которых говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, травы, цветов, ледохода, перелётных птиц, насекомых и т. д.)»
• «Скажи наоборот» Подбор слов – антонимов.
Холодный – горячий, морозный – жаркий,
злой – добрый, пасмурный – ясный,
зимний – летний и т. д.
• «Кто пришёл на ёлку?» Согласование числительных с существительными.
К нам пришли на праздник 2 …(зайца, белочки)
К нам пришли на праздник 3…
К нам пришли на праздник 4…
К нам пришли на праздник 5…
• «Закончи предложение» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Зимой бывает снег, а осенью…
Зимой бывает снегопад, а осенью…
Зимой снег падает, а весной…
Зимой насекомые прячутся, а весной…
Зимой катаются на коньках, а летом…
Зимой лес спит, а летом…
Январь
Дети должны знать:
• «Домашние животные» Названия домашних животных; их внешний вид и повадки; в чём их польза; любовь человека к животным.
• «Дикие животные наших лесов» Повадки животных; их внешний вид; где они живут; чем питаются; названия их детёнышей.
• «Дикие животные холодных и жарких стран» Названия животных, которые живут в холодных и жарких странах; их различия; приспособление к окружающей среде.
• «Кто чем питается?» Усвоение категории творительного падежа.
• «Кто хозяин?» Употребление притяжательных прилагательных, отвечая на вопросы: «Чей хвост? Чья голова?» Дети отвечают полным ответом.
• «Кто кем будет?» Закрепление названий детёнышей животных. Развитие логического мышления. Усвоение категории творительного падежа. Щенок будет …(собакой).Котёнок будет … (котом) и т.д.
Дети должны уметь:
• «Исправь ошибку». Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.
Морж был ежонком, а ёж моржонком. И т.д.
Пары слов: тюлень – олень, тигр – лев, медведь – заяц, слон – кенгуру.
• «Кто кого кормит?» Усвоение категории
родительного падежа.
Волк кормит …(волчонка или волчат). И т.д.
• «Какие? » Подбор прилагательных к слову животные: травоядные, беззащитные, хищные, злые, слабые, сильные, опасные, пугливые, дикие, южные, северные, красивые, гордые, спокойные.
• «О чём думают животные?» Усвоение падежных окончаний. Расширение словаря по изучаемой теме.
Медведь в берлоге думает о… (мёде).
Ёж в норе думает о … (яблоке).
Лось под деревом думает о … (травке).
Волк в логове думает о … (козлёнке).
Заяц под кустом думает о … (морковке).
• «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Кошка мяукает, а свинья…
Корова рогатая, а лошадь…
Заяц трусливый, а волк…
Ёж колючий, а заяц…
Бурый медведь живёт в наших лесах, а белый…
Тигр хищный, а жираф…
Дети должны знать:
"Рыбы". Названия рыб; их особенности; строение; среда обитания; чем они питаются; рыбопродукты, рыболов, рыбозавод.
"Наш город". Название города, главных улиц, площадей, парков; основные достопримечательности; важнейшие предприятия.
"Наша улица". Улица и её особенности (широкая - узкая, длинная - короткая, прямая, тихая, шумная, центральная); какие дома, учреждения есть в городе; какие деревья, цветы в нём растут.
"Дом и его части". Городской, загородный дом, его строение.
"Мебель". Мебель; её виды; назначение.
Дети должны уметь:
"Игра "Подбери слово" - подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.
"Рыбы великаны". Формирование навыка словообразования, употребление существительных с суффиксами -ище, -ища: пескарь - пескарище, окунь - окунище, акула - акулища, рыба - рыбища.
"В нашем городе". Составление распространённых предложений. В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, чистых, тихих, благоустроеных, длинных улиц. И т.д.
"Что у нас, а что у вас?" Усвоение степеней сравнения прилагательных. Взрослый начинает предложение, а дети заканчивают. В нашем городе деревья высокие (зелёные, старые, большие), ... а в нашем городе ещё выше. И т.д.
"Скажи наоборот". Усвоение антонимов. Взрослый начинает, а дети заканчивают. Моя улица старая, а ... моя улица новая.
Моя улица длинная, а ... моя улица короткая. И т.д.
"Вопросы - ответы". Как называется твоя улица? Какая она по величине? Она широкая или узкая? Какие на ней дома? Какие растут деревья? Есть ли на ней клумбы? Какие учреждения есть на твоей улице? И т.д.
"Что делают?" Подбор однородных сказуемых к слову дом: ломают, строят, разрушают, ремонтируют, красят, моют, рисуют, покупают, продают, любят, украшают и т.д.
"Дом с чем?" Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. Дом с полом. Дом с дверями. Дом с комнатами.И т.д.
"Для чего нужна эта мебель?" Взрослый показывает картинки с изображением предметов мебели и спрашивает, а дети отвечают: Мебель нужна для того, чтобы сидеть(лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т.д.).
"Найди предмет". Усвоение предлога для.Крышка нужна для ...(стола). Спинка нужна для ...(стула, кресла, дивана). Ножки нужны для ... (стола, стула, кресла, дивана). И т.д.
Дети должны знать:
• «Мамин праздник. Профессии мам. Семья; её состав; функции всех членов семьи; какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, культурная, здоровая, заботливая)».
• «Профессии в городе и в селе; какую пользу приносят профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии».
• «Одежда. Обувь. Головные уборы. Назначение и детали одежды, обуви и головных уборов, связь с временами года, с изменением погодных условий».
Дети должны уметь:
• «А у вас?» Составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных.
Моя семья заботливая, … а наша заботливее.
Моя семья большая, … а наша больше. И т.д.
• «Договори предложение»
Я пою и мама…(поёт).
Я ем и папа …(ест).
Я играю и брат … (играет). И т.д.
• «Подбери слово» Подбор подходящих по смыслу определений.
Учительница какая? – Добрая, весёлая, умная.
Водитель какой? – Внимательный, осторожный.
Танцовщица какая? – Талантливая, изящная.И т.д.
• Кем хочешь быть?
Я хочу быть врачом, потому что …
• «Разгадай слово»
Рыболов, хлебороб, цветовод, лесоруб, скотовод, пчеловод, трубочист, садовод, землекоп.
• «Что наденем на прогулку?» Усвоение глагола надеть.
• «Какая одежда?» Подбор прилагательных к слову одежда: верх…, детс.., взрос…, женс…, мужс…, спортив…, сезон…, весен…, гряз…, чис… и т.д.
• «Чего не хватает?» Знакомство с деталями одежды, обуви и головных уборов. Усвоение категории родительного падежа.
У рубашки не хватает рукава. И т.д.
• «Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по теме: надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, повесить – снять, гладить – мять.
• «Подбери слово». Подбор глаголов к слову одежда: носить, снимать, шить, вязать, одевать, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, вешать, сушить, гладить и т. д.
Дети должны знать:
• «Весна». Названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно-следственных связей (почему тает снег, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы и т.д.); пробуждение животных от зимней спячки появление детёнышей.
• «Насекомые». Образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.
• «Подбери слово» Подбор прилагательных к слову весна: ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, холодная, шумная, весёлая, звонкая, цветущая.
• «Что делают?».Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, звенят, гудят, надоедают, вредят, кусают, пьют, сосут , жалят, жужжат, собирают, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, переносят, трудятся.
• «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными.
Дети должны уметь:
• «Исправь ошибку». Употребление сложных предложений с союзом потому что.
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что текут ручьи.
• «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Муравей ползает, а бабочка … Бабочка летает, а кузнечик … Кузнечик прыгает, а червяк …
• «Насекомые великаны». Употребление слов с увеличительными значениями. Составление предложений по образцу.
Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не червяк, а червячище.
• «Почемучка». Установление элементарных причинно-следственных связей.
Почему весной тает снег?
Почему трескается лёд?
Почему тает лёд?
• «Пришла весна». Составление рассказа с опорой на картинки-символы: часы, солнце, снег, ручьи; крыша, ветка, жук, гнездо.
• «Как бабочка летала». Составление рассказа с предлогами под, из-под.
Информация к размышлению! О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: "подготовка к школе".
Что же родители будущего первоклассника вкладывают в понятие подготовки, и какой она должна быть?Что значит "готов к обучению"?
К сожалению, в последние годы произошла подмена понятия готовности к школе. Это не вина родителей, а беда. Школа, которая по определению призвана учить, ждет детей уже обученных, удобных для себя и выставляет те требования, которые подходят ей, а не ребенку.
Говоря обобщенно, к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье. Можно ли быть уверенным, что читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех героев популярных мультфильмов ребенок будет успешным в школе? Вовсе нет.