Пятница была посвящена Мокоши. У древних славян считалось, что в этот день нельзя начинать никакого дела, иначе оно «не заладится, будет пятиться».
Среди пословиц, собранных В. Далем, есть такая: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут». Очевидно, что в те далекие времена и знакомые всем нам слова: «У него семь пятниц на неделе» — имели несколько иной, нежели сегодня, смысл. Мы так говорим о человеке, который не знает, чего хочет, постоянно меняет решения. Предки же подразумевали лентяя.
Сергей Соломко
С приходом христианства «двойником» Мокоши стала Параскева Пятница. Она приняла на свои плечи многие дела, присущие древней языческой богине, считалась покровительницей полей и скота. Ей молились о всяческом благополучии и домашнем счастье. В день св. Параскевы женщины приносили в церковь для освящения разные плоды, которые потом долго хранились в доме как священные. Параскеве Пятнице часто посвящали первый сноп. Как и Мокошь, она благоволила к пряхам.
А еще Параскева считалась покровительницей торговли. Ведь это было единственное дело, не считающееся в пятницу греховным. Вот и базарным днем на Руси издавна считалась пятница. Уже в 1207 г. в Великом Новгороде была возведена церковь Пятницы на Торгу. Да и в Москве в торговом Охотном ряду стояла церковь Пятницы, но была разрушена, как и многие памятники старины, в середине 30-х гг. нашего века.
А память о Мокоши надолго еще сохранилась на Руси. Даже в XVI в. церковникам приходилось задавать женщинам укоризненный вопрос: «Не ходила ли еси к Мокоши?»
***
Пятница — в восточнославянской мифологии — покровительница женщин и матерей. Вероятно, ведёт происхождение от Мокоши. Позднее её культ соединился с культом христианской святой Параскевы.
У восточных славян Пятница — персонифицированное представление дня недели. Иначе называлась Льняницей, другие прозвища Параскева-Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница. 28 октября по ст. стилю было посвящено Пятнице. В этот день, согласно «Стоглаву» и другим текстам, не пряли, не стирали и не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаза. В случае нарушения она могла наслать болезни.
Считалась «бабьей святой». О почитании в качестве христианской святой. Святая Параскева.
По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и изверченная веретенами. До XIX в. на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами.
У восточных славян деревянные скульптуры Пятницы ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (ср. Мокошь). Сохранились ранние свидетельства о почитании восточными славянами 12 Пятниц.
Типологически Пятница имеет параллели с таджикской Биби-Сешанби («госпожа Вторник»), и мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы (мойры, норны, хеттские ткачихи).
Существует древний обряд, согласно которому девушки босиком должны обойти вокруг церкви три раза, если они хотят выйти замуж или родить детей. Загаданное должно случиться в течение одного года.
ПЯТНИЦА
Божество, покровительница усопших душ. Монастыри все ее — кладбищенские или, как называли в старину, божедомки. Пятница являлась покровительницей убогих и нищих во всей Древней Руси, и около этих церквей (обычно выстроенных на подоле, у рек и самой воды) во всех местах селилась нищая братия со своими хатами и логовищами. Где не было воды, там непременно рыли колодцы и пруды.
Вот как женщины молились Пятнице о дожде: когда наступает время жатвы, одна из деревенских старух, легкая на руку и этим достоинством всем известная, отправляется в поле ночью и сжинает первый сноп. Связав его, ставит она на землю и три раза молится в это время Пятнице, чтобы помогла рабам Божиим (помянет всех женщин своей деревни, на которых, по хозяйскому обычаю, лежит обязанность жнитва). Просит старуха об окончании без скорбей и болезней тяжелой работы, молит Пятницу быть заступницей от лихих людей, особенно тех, которые умеют делать заломы. Затем берет она свой сноп и, крадучись ото всех, несет его в свою избу. Всякая встреча при этом — недобрый знак.
Пятницу также почитают богиней женского рукоделья, особенно пряжи. Она очень строго следила, чтобы в пятницу женщины ни в коем случае не прикасались к работе.
Существует легенда о девушке, которой госпожа приказала в этот день работать. Она, конечно, послушалась. Пришла к ней Пятница и в наказание велела под страхом смерти (и Смерть стояла при ней вживе), спрясть сорок мычек и занять ими сорок веретен. Испуганная до лихорадки девушка, не зная, что думать и делать, пошла посоветоваться с опытной и умной старухой. Эта велела напрясть ей на каждое веретено по одной лишь нитке. Когда Пятница пришла за работой, то сказала девушке: "Догадалась!" — и сама скрылась, и сошла беда на этот раз с рук.
И.М.Прянишников. Пряха. 1878. Частное собрание Санкт-Петербург
Во всех других случаях бывает хуже именно потому, что Пятница, ходя по земле, сама за всеми наблюдает (а хождение Пятницы — повсеместно распространенное верование). Ходит она всюду Вместе со Смертью, а потому немедля и наказует ею: обычно делает так, что скрючит на руках пальцы, а мужчинам вложит в спину стрелье и ломоту.
Пятницу все могут видеть, и кто видел — тот хорошо распознал, что это еще молодая женщина. Иногда она милует и награждает, а в иную пору жестоко наказывает.
У одной женщины, не почтившей ее и работавшей, она просто-напросто содрала с тела кожу и повесила на том же стану, на котором та ткала холст.
Попался ей раз навстречу по дороге работник, который отошел от хозяина. Сел этот прохожий закусить, а к нему и напрашивается неведомая красавица, чтоб разделил с нею хлеб-соль. Поели они. "Вот тебе за то награда: иди в это село, найди там богатую девушку-сиротку, бери ее за себя замуж. А я даю тебе сто лет веку". Он так и сделал.
Жил он ровно сто лет, и пришла к нему Пятница с тем сказом, что пора-де умирать. Умирать не хочется: "Прибавь еще одну сотню!" Прибавила. Когда исполнился последний день этой второй сотни лет, она опять пришла. "Еще прибавь сотню!" Прибавила, что просил.
Жил-жил человек, и самому даже надоело, и такой он стал старый, что по всему телу мох вырос. Приходит Святая Пятница и Смерть с собой привела. "Ну, теперь пойдем: и вот тебе хорошее местечко здесь остаться". Место очень понравилось, но она повела на другое, которое ветхому старику еще больше полюбилось.
Когда привела его на третье, то отворила дверь и пихнула его прямо в ад и промолвила: "Когда бы ты помер на первой сотне своих лет, то жил бы в первом месте, на второй — на втором, а то в триста-то лет ты столько нагрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?"
Этою легендою дается, между прочим, объяснение тому повсюдному на Руси обстоятельству, что Пятницким церквам отводятся места на кладбищах и там "девятничают" и "пятничают", то есть, по-старинному, старухи весь день проводят в строгом посте, воздерживаясь даже от рыбы в память умерших родителей, именно в Ильинскую пятницу особо и сверх прочих поминальных и панихидных дней.