Подводный фотоарт Зены Холловэй //img-fotki.yandex.ru/get/3802/yes06.f7/0_2451a_6c8499e9_XL....
топ - (0)Черный топ "Стрекоза"
Без заголовка - (3)Лицо (Сфинкс) и Пирамиды Марса - Следы богов? Оптимизм сторонникам существования жизни на Марсе ...
Собрание рамочек Среда, 09 Июня 2010 г. 18:00 (ссылка) + в цитатник или сообщество +поставить ссылку Цитата сообщения Дам - (0)Собрание рамочек Как делать рамки? Не хочу пугать вас непонятными тегами НТМL кода. Не замор...
О дарении крашеных яиц на Пасху. Традиция красить яйца на Пасху Среда, 31 Марта 2010 г. 10:59 (ссылка) - (0)О дарении крашеных яиц на Пасху. Традиция красить яйца на Пасху “Дорого яичко к ...
Без заголовка |
Понятие гармонии невозможно определить в нескольких словах. Более или менее полно раскрывается оно в системе категорий, составляющих это понятие.
Первый признак гармонии — cогласованность, связанность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему.
Так, наш мир в целом гармоничен, потому что создан единым Творцом по единому плану. Все вещи мира родственны. Эта мысль звучит в памятниках самых древних культур.
Един огонь, многоразлично возжигаемый,
Едино Солнце, всепроникающее,
Едина заря, всё освещающая,
И едино то, что стало всем этим. (Ригведа, VIII, 58)
Из китайского трактата Хуайнаньцзы:
То, что покрывается небом, что поддерживается
землей, обнимается шестью сторонами света,
что живет дыханием инь и ян, что увлажняется
дождем и росой, что опирается на дао и благо-
всё это рождено от одного отца и одной матери,
вскормлено одной гармонией. (Лу Ань, 2-й в. до н.э)
В Древней Греции первоначальный смысл понятия «гармония» был аналогичен понятию «музыка», а в строительном деле этот термин обозначал особо прочный способ кладки камней в стене (Павсаний), а также гармониями называли скрепы или гвозди, которыми сбивали корабли (Гомер). В античной философии категория Единого занимает обширное место. Назовем здесь Парменида, Платона, Синезия, Плотина, Марка Аврелия, Боэция…
Второй признак гармонии — единство и борьба противоположных начал, контрасты.
Это отражено в мифологии Древней Греции: Гармонией называлась дочь Афродиты и Ареса — богини любви и бога войны. Пифагореец Филолай утверждает: Гармония… возникает из противоположностей. Ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного.
Великий диалектик Гераклит находит источник гармонии мира: это Логос, создающий сущее из противоположных стремлений, устроивший всё через всё. Ещё одно изречение Гераклита: Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и всё возникает через вражду.
В эстетике средневековой Европы контрасты обостряются, становятся непримиримыми. Божественное и демоническое, добро и зло, свет и тьма вступают в конфликт, не зная примиряющей середины.
Пророк Исайя гремит проклятиями: — Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! (Ис. 5;20)
Однако, все эти контрасты исходят от Бога: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это. (Ис. 45:7,11) Средневековое мышление антиномично, то есть всякому понятию противопоставляется другое, контрастное понятие, потому и в изобразительном искусстве средневековья мы видим напряженные контрасты: темное и светлое, красное и зеленое, золотое и синее.
Художники эпохи Возрождения также признавали одной из основ гармонии полярные противопоставления (контрасты), но эта эпоха понимает третий признак гармонии, а именно категорию меры, не так, как Средневековье. Приведем для убедительности выдержку из «Книги о живописи» Леонардо да Винчи:
Прими во внимание, что если ты хочешь сделать превосходнейшую темноту, то придай ей для сравнения превосходнейшую белизну, и совершенно так же превосходнейшую белизну сопоставляй с величайшей темнотою. Бледно-синий заставит казаться красный более огненно-красным, чем он кажется сам по себе в сравнении с пурпуром… Зеленый красному и красный зеленому… взаимно придают прелесть.
Третий признак гармонии — мера.
В традиционной классической эстетике, восходящей к античности, категория меры занимает одно из важнейших мест. Дружный хор поэтов, философов, ученых воспевает умеренность и «золотую середину» во всём: в трудах, чувствах, искусствах. Поэт Феогнид поучает своего сына:
Кирн, ни в чём не усердствуй. Во всём выбирай середину.
Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.
Лучше всего человеку не быть чрезмерно богатым,
Лучше всего для него бедности крайней не знать.
В эпиграмме неизвестного автора «Семь мудрецов» запечатлены их главные речения:
Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье:
«Мера важнее всего»,— Клеобул говаривал Линдский;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа.
«Лишку ни в чём!»— поговорка была митиленца Питтака…
Великий мудрец Пифагор наставляет своих учеников:
Соблюдай меру в пище, питье, гимнастике.
Не будь расточителем и скрягой.
Обуздывай чрево, сон, похоть, гнев…
Платон и Аристотель связывают понятие меры с человеческой психикой, со способностью человека к восприятию различных ощущений. То, что выше или ниже определенной меры, не ощущается как гармоничное. Только сомасштабное человеку, посильное для него и соразмерное гармонично. Аристотель в трактате «О душе» ясно сформулировал эту закономерность:
Каждое превышение меры разрушает слух, — как чрезмерность высоких, так и низких тонов; также излишества во вкусовых качествах разрушают вкус, и слишком яркое и темное в цветах пагубно действует на зрение… ведь ощущение есть отношение, чрезмерности же причиняют неудовольствие или действуют разрушающе.
Четвертый признак гармонии — пропорциональность.
Гармоничная система всегда составлена из двух или более элементов, между которыми должно быть определенное количественное отношение, или пропорция. Пифагор признает началами всех вещей «числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями»… (Аэций 13,8). Древнеримский теоретик архитектуры писал: Ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека.
Любимой пропорцией в античности и в классическом искусстве последующих веков было «золотое сечение», выражаемое иррациопальным числом «фи», равным 0,618. Говоря описательно, чтобы разделить отрезок С в «золотой пропорции», нужно, чтобы его часть А относилась к части В, как В относится к С. Более грубое приближение к этой пропорции можно получить отношениями 3:5, 5:8, 8:13.
В колористической системе размеры цветовых пятен обратно пропорциональны их эффективной яркости. Чем светлее и ярче пятно, тем меньшую площадь оно занимает в гармоничной композиции.
Пропорция, наряду с другими компонентами гармонии, является предметом размышлений средневековых философов. Вот вывод Фомы Аквинского (ХIII в.):
… В понятие прекрасного … или красоты входят ясность и должная пропорция… Вот почему красота тела заключается в том, что у человека члены тела хорошо спропорционированы , вместе с тем имея ясность должного цвета.
Пятый признак гармонии — равновесие.
Гармоничная композиция всегда уравновешена, устойчива. Идеальное состояние уравновешенности дает симметрия.
Понятие симметрии усвоено нами из природы. Законы природы построены на симметрии противоположных (или подобных) начал: плюс и минус, позитрон и электрон, жизнь и смерть, лето и зима, и т.д. Сам человек устроен симметрично, поэтому всё симметричное он воспринимает как нормальное и позитивное. В древности и средневековье была замечена родственность и взаимные превращения симметричных начал. Платон утверждал, что если существуют две какие-либо противоположности, то одна возникает из другой: живое из мертвого, мертвое из живого, прекрасное из безобразного, легкое из тяжелого и т.д. (Федон)
Экклезиаст предопределяет антиномиям равную судьбу, то есть намекает на их тождество: Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы… (Эккл. 9;2)
В сопоставлениях симметричных частей познаётся природа вещей. Гуго сен-Викторский: Если присоединишь подобное к подобному, одинаковость частей обнаружит превосходство той и другой части. Если же ты сопоставишь несходное, то более явным станет отличие каждого… Сопоставь белое с черным, мудреца с глупцом, гордого со смиренным, зло с добром и тогда,… к каждому виду словно присоединится подлинное содержание его собственной природы.
В классической архитектуре симметрия обязательна; в живописи или скульптуре её избегают, заменяя «живым» равновесием. Так, на картине светлые или темные пятна слева уравновешиваются такими же пятнами справа; фигуры, тела, предметы, цветовые пятна располагаются по такому же принципу. Закон уравновешивания по вертикали несколько иной: здесь художник-реалист следует натурным прототипам, а высоту картины делит в отношениях золотого сечения или простых целочисленных пропорциях.
Шестой признак гармонии — ясность, легкость восприятия.
Классическому стилю во всех его проявлениях присуща рациональность и ясность-неотъемлемые признаки гармонии. Всё рациональное ясно, то есть легко воспринимается человеческим разумом и чувствами. Рациональное — это логичное, упорядоченное, организованное. Античные философы именно так представляли себе Космос: он расчислен, размерен, умопостигаем, закономерно «разгорается и угасает». Здесь главный бог — это Логос (слово, смысл). Он враждебен всему темному, смутному, мистическому, хаотичному.
Логичность системы, очевидность закона её строения, ясность постижения-существенные признаки гармонии.
Седьмой признак гармонии — уместность, соответствие, природосообразность.
Природа,как было сказано, это свойство Вселенной в целом. Любая часть природы гармонично сочетается со всеми остальными, составляя систему. Гармоничное произведение искусства — это также система, в которой каждый элемент родствен другим, каждый на своем месте, и если заменить его другим — это нарушит гармонию. Так, например, апокалиптическая саранча — страшное чудовище, лишенное и красоты, и гармонии:
По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; … И волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; … У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала… (Откр. 9:7,8,10)
Мы судим об уместности частей композиции при помощи сравнения данной системы с какой-либо природной. Даже в абстрактной живописи В. Кандинского сам художник усматривал картины космических катаклизмов, «грохочущее столкновение миров». И хотя эта живопись далека от классической традиции, мы чувствуем её гармоничность.
Св. Августин Блаженный (IV - V в.) точно и кратко определяет категорию соответственного в связи с категорией прекрасного (это восьмой признак гармонии):
Прекрасное рассматривается и одобряется само в себе; ему противоположно постыдное и безобразное. Соответственное же, которому противоположно нелепое, как бы связанное, зависит от другого, и о нем судят не по нему самому, а по тому, с чем оно связано.
В сочинении «Об истинной религии» Августин продолжает эту мысль: Во всех искусствах нравится соответствие, только благодаря которому всё целостно и прекрасно…
Восьмой признак гармонии — прекрасное.
Определить прекрасное так же трудно, как гармонию. В диалоге Платона «Пир» одна из участников пира мудрая Диотима определяет прекрасное апофатическим способом: оно не возникает, не уничтожается, не увеличивается, не убывает, оно прекрасно везде и всегда, существует вечно, не является в виде какого-либо облика, или речи, или науки, на земле, на небе или в каком-нибудь предмете, оно единообразно с собою и ни в чем не испытывает страдания.
В диалоге Платона «Гиппий Больший» философ Сократ еще более подробно обсуждает проблему прекрасного с известным софистом, но длительная дискуссия не приводит ни к какому результату. Сократ с присущей ему честностью и мужеством признаётся, что определение прекрасного очень трудно: Кажется, я узнал, что значит пословица «прекрасное-трудно».
Добавим к этому слова Августина: Разве любим мы что-либо иное, кроме прекрасного?
Девятый признак гармонии — возвышенное.
Гармоничное искусство создает естественные, природосообразные формы, но не копирует их с натуры. Формы и краски гармоничного искусства облагорожены, возвышены над природными прототипами, приведены в соответствие с идеалом прекрасного. Иными словами, в гармонии всегда ощущается божественное начало, слышатся звуки лиры Аполлона, гимнов Орфея. Возвышенное — это то, что создано при содействии муз, ангелов, Бога.
Десятый признак гармонии — совершенство.
Скажем о нем совсем кратко: совершенное произведение — это такое, в котором нет никакого недостатка и никакого избытка — ни прибавить, ни убавить. Этим критерием измерялась гармоничность произведений искусства как в античности, так и во все последующие времена во всех классических стилях.
Неясность, несоразмерность, нагромождение деталей, дикая экспрессия, необузданная фантазия, хаос и разобщённость — признаки, выводящие произведение искусства за грань классического и гармоничного.
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5:48)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |