-Метки

акафист актеры актрисы артисты божья матерь великая отечественная война великий пост видео видеомолитва воспоминания дети документальный фильм донбас духовная музыка духовная поэзия европа женщины живопись животные житие святых жития святых задорнов здоровье иконы интервью история история любви история монастырей и храмов история песни история россии караоке картины кино клип клипы композиторы крещение кулинария литературоведение личности личность любимая музыка любопытные факты монастыри москва музеи народная медицина николай чудотворец новомученики новости новости православия новость олимпиада патриарх кирилл певцы песни о любви писатели подвижники поздравления полезное политика поломничество портреты поэты православие православная публицистика православное видео православные клипы православные праздники праздники преподобный природа проза проповеди проповедь публицистика путешествие путешествия путин пушкин рассказ ретрофотографии романовы романсы россия русская поэзия сериалы советы стихи о жизни судьбы сша трагедия украина ученые фото фоторепортаж франция художники чудотворные иконы юмор

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Белогорский мужской  монастырь
Белогорский мужской монастырь
15:44 08.08.2011
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии Савва-Сторожевский монастырь
Савва-Сторожевский монастырь
18:21 14.03.2010
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии иконы божьей матери
иконы божьей матери
17:46 14.03.2010
Фотографий: 56

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в татьяна_магаева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.12.2009
Записей: 7719
Комментариев: 7403
Написано: 21021


Михайловский Златоверхий монастырь.

Четверг, 23 Ноября 2017 г. 13:12 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

                                                         

Небесно-голубой, сияющий, златоверхий Михайловский храм на территории одноименного монастыря, который в 2008 году широко отмечал 900-летие, своей изысканностью и великолепием никого не оставит равнодушным.

Миха́йловский Златове́рхий монасты́рь — один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и заново построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы)

                                                                    

Во времена князя Владимира Крестителя на месте современного собора Архангела Михаила находилось капище самых известных языческих божеств — Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Мокоши и Стрибога. После уничтожения пантеона место пустовало, но в начале 11 столетия первый киевский митрополит Михаил закладывает тут церковь в честь своего святого. Первая церковь Михаила была сделана из дерева…

В 1108 году два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича — Петр-Ярополк и Михаил-Святополк — основали в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. Временные рамки строительства собора Архангела Михаила определяются по «Повести временных лет». Под 6616 г. (1108 г.) говорится, что «заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля».

Святой Михаил, особо почитаемый в Византии, культ которого вместе с христианством был занесен оттуда, чтился как покровитель князей, заступник во время военных походов. Ему приписывали уничтожение языческих идолов; позже Михаил стал защитником казачества. Михаил – святой покровитель Киева и киевлян.

                            

киворий

В этом же году (1108 г.), в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освященСобор Архангела Михаила был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру.

Трехнефный крестовокупольный храм с одним куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы.

Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.. С начала 12 века, после захоронения в храме князя Святополка, он становится княжеской усыпальницей

                        

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами.Вид Михайловского собора до революции    

                            Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом.

                            

Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

                           

«…А особливо церковь и монастырь знаменито прославил сей князь великий чудотворными святыя великомученицы Варвары мощами, из Царяграда привезенными, у приданное супруги ево царя греческого Алексея Комнина дочере благоверной Варваре Алексеевне данными и доныне нетленно почивающими и чудодействующими» — говорится в «Историческом и топографическом описании Киева» от 20 января 1787 года.

Но, как свидетельствуют исторические источники, у Алексея Комнина никогда не было дочери Варвары. Первая жена Святополка была родом из Византии и носила имя Варвара. То есть, возможно, именно она привезла мощи в Киев. Это торжественное событие могло состояться между 1065—1075 годами.. Гробница с мощами стояла в центре собора; сначала она была сделана из кипариса, а в конце 17 века заменена на серебряную.

макет

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей.

                         

В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты.

Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции..

                    

Возрождался Михайловский монастырь в начале 18 века, был обогащен комплексом барочных сооружений (колокольней, келейными корпусами, трапезной церковью Иоанна Богослова).Немалое значение имели жертвы на церковь украинских гетманов разных времён. Богдан Хмельницкий своими средствами, обновил позолоту на центральном куполе храма

                                                   

При императоре Петре, невысокие стены было достроены так, чтобы они сравнялись со стенами главного храма.В начале XVIII века в результате, зачастую, необдуманных надстроек или перестройки храм едва не раскололся пополам. Окончательный вид архитектурный шедевр приобрел после реконструкции 1746 года — собор становится семикупольным.

                           

С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом — выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.

На рубеже 19-20 веков на территории монастыря появилась гостиница для паломников, при ней – храм Смоленской Богоматери. При монастыре работала библиотека, церковная паломническая школа, имелась ризница и просфорная. Наряду с Киево Печерской Лаврой, это было самое посещаемое святое место, где ежегодно бывали сотни паломников.

     

После взрыва                        

В 1936 году в связи со строительством комплекса правительственных учреждений, Михайловский Златоверхий собор был взорван и разобран по приказу коммунистических властей Киева того времени.

Непреходящую славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора — они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.

Зарождение этой школы связано, прежде всего, с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.Житие преподобного Алимпия включено в текст Киево-Печерского патерика.

В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича» (сына Ярослава Мудрого), родители отдали его «на учение иконного писания» кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря.

Учась и работая над созданием фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских церквях, Алимпий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы.

Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.В эпоху раздробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство «мерцающей живописи» угасло — для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали вершиной древнерусского мозаичного мастерства. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей

 В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось.

.

С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине

.                           

Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии

.                          

Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.

                               

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.

Разборка и снос собора осуществлялись в 1934—1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934—35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством В. Фролова)

.

Мозаика «Евхаристия», установленная в киевском Софийском соборе

Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую апсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников.

                             

Рельеф с изображением двух всадников (Нестора и Дмитрия). Около 1062 года. ГТГ

Одного из них считают Святым Георгием, другого — Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика — неясной.В 1694 году на средства Ивана Мазепы была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр ювелирного мастерства. Но время — главный враг шедевров — сделало свое дело, и в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары.

В 1847 году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.К другим святыням собора принадлежали 15 перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями грунта были найдены реликвии — фрески XI века, иконостас церкви сделан мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.

Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями.В 1919 году, большевистской властью было конфисковано имущество храма «Для нужд Красной Армии», а в последствие, в 1934 г. ответственность за разграбление имущества переложили на монахов.

Дмитрий Солунский. Мозаика собора. XII век. ГТГ                         

Дмитрий Солунский.Мозаика

26 июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть страшную картину — под управлением ленинградского профессора Фролова группа работников начала демонтаж фресок и мозаик собора.Множество произведений искусства в период 1934—1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за бесценок иностранным государствам.

Иконостас храма был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.В годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в Эрмитаж.Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Росписи собора Архангела Михаила, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 г. — Варваринский и Екатерининский приделы.Современность

                              

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных храмов неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Но храм был воссоздан не в первоначальных формах (до наслоений), поэтому многие историки его не признают

             

C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение министерства культуры Украины15 июля 2008 года возвращенные Россией фрески были выставлены

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

http://historydoc.edu.ru

Кивлицкий Е. А. Златоверхий Михайловский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

http://www.archangel.kiev.ua/

 


Рубрики:  путешествия и поломничечкие поездки/Зарубежные монастыри
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

вариния   обратиться по имени спасибо.замечательный пост. Четверг, 23 Ноября 2017 г. 20:06 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку