-Метки

акафист актеры актрисы артисты божья матерь великая отечественная война великий пост видео видеомолитва воспоминания дети документальный фильм донбас духовная музыка духовная поэзия европа женщины живопись животные житие святых жития святых задорнов здоровье иконы интервью история история любви история монастырей и храмов история песни история россии караоке картины кино клип клипы композиторы крещение кулинария литературоведение личности личность любимая музыка любопытные факты монастыри москва музеи народная медицина николай чудотворец новомученики новости новости православия новость олимпиада патриарх кирилл певцы песни о любви писатели подвижники поздравления полезное политика поломничество портреты поэты православие православная публицистика православное видео православные клипы православные праздники праздники преподобный природа проза проповеди проповедь публицистика путешествие путешествия путин пушкин рассказ ретрофотографии романовы романсы россия русская поэзия сериалы советы стихи о жизни судьбы сша трагедия украина ученые фото фоторепортаж франция художники чудотворные иконы юмор

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Белогорский мужской  монастырь
Белогорский мужской монастырь
15:44 08.08.2011
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии Савва-Сторожевский монастырь
Савва-Сторожевский монастырь
18:21 14.03.2010
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии иконы божьей матери
иконы божьей матери
17:46 14.03.2010
Фотографий: 56

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в татьяна_магаева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.12.2009
Записей: 7719
Комментариев: 7403
Написано: 21021


Варвара Фёдоровна Степанова (1894–1958)

Воскресенье, 05 Ноября 2017 г. 20:55 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка

Варвара СтепановаРусская художница, представительница авангардизма первой половины 20 века, представительница конструктивизма, а также дизайнер и поэтесса. Долгое время выставлялась под псевдонимом Варст.

  Варвара Степанова родилась в Литве в городе Ковно 5 ноября 1894 года.

В 1910-1913 Степанова училась в Казанской художественной школе, где познакомилась со своим будущим супругом художником Александром Родченко. Не закончив школы уехала в Москву. В Москве Варвара Фёдоровна  работала на фабрике, сначала бухгалтером, а потом машинисткой, а в свободное время писала картины в студии Юона.

В Москве определился самостоятельный путь Варвары Степановой в искусстве. К авангардизму она пришла не сразу. Сначала занималась визуальной поэзией.

В 1915 году состоялся художественный дебют Степановой в московской Галерее Лемерсье. Она выставила два эскиза декоративных панно на выставке «Художники-декораторы в пользу раненых».

  В 1916 Степанова и Родченко стали жить и работать вместе. Мастерская молодой пары расположилась в центре Москвы на улице Мясницкой. В разное время супруги проживали на Зубовской площади, на Волхонке и даже в квартире Василия Кандинского.



Под влиянием своего партнёра художница отошла от символистских пейзажей и графики в духе Обри Бёрдслея и увлеклась новейшими авангардистскими течениями. Она вошла в круг московских левых художников и осталась преданной идее коммунизма до конца своих дней.

Февральская революция была с восторгом принята Степановой и Родченко. В 1917 ими был создан профсоюз художников-живописцев – Левая федерация. В это время художница выбирает самостоятельный творческий путь. Она вышла из тени своего мужа и стала полноправной и активной участницей московской художественной жизни.

Варвара Степанова

В период между 1917 и 1919 Степанова выпустила несколько сборников экспериментальной «трансрациональной» поэзии в духе футуристической «зауми»: «Ртны хомле», «Зигра ар», «Гауст Чаба» и «Глоболкым». Книги были рукописными и сопровождались её собственными иллюстрациями.

«Цветописная графика» Степановой была попыткой прийти к синтезу цвета и звука – эту задачу ставили перед собой многие авангардисты на рубеже веков. По замечанию А. Лаврентьева, «новизна метода Степановой кроется в том, что она стремится соединить фактуру звучания текста с фактурой его написания». Стихи были написаны разноцветными буквами, и цвет играл одну из ключевых ролей в передаче ритма и настроения. «Воспроизводя живописной графикой беспредметную поэзию двух книг "Зигра-Ар" и "Ртны хомле", я ввожу в живопись графики звук как новое качество, увеличивая этим ее (графики) количественные возможности», – объясняла художница. Интересен её приём использования газеты в качестве фона для рукописных стихов «анти-книги» Гауст Чаба.

В 1918 Степанова отправила свои экспериментально-аналитические работы на первую выставку картин профсоюза художников-живописцев.

В 1919 Степанова создала примечательные коллажи к пьесе А. Кручёных «Глы-глы», в которых были остроумно спародированы полотна её современников – Малевича, Матюшина, Поповой, Розановой и других.

Степанова Варвара Федоровна. Рукописный плакат

«Рукописный плакат». 1919

В том же году Степанова заявила о себе во всеуслышание на открывшейся 9 февраля 1919 V Государственной выставке картин в Музее Изобразительного искусства.

Следующие два года художница трудилась над циклом «Фигуры», выполненном в духе беспредметничества. В этой наиболее известной серии картин Степанова исследует фигуру человека в движении.

Варвара Степанова «Беспредметная композиция»

«Беспредметная композиция» 1919-1920

«Картина, превращаясь в опыт и научное данное, дает формулу для производства новой формы жизни», – писала художница.

Варвара Степанова «Танцующие фигуры на белом фоне»

«Танцующие фигуры на белом фоне» 1920

 

Варвара Степанова «Плакат Академии социального воспитания»

«Плакат Академии социального воспитания»

Известный поэт серебряного века Бенедикт Лившиц сравнил Степанову, Попову, Гончарову и Розанову с древними воительницами – именно его перу принадлежит меткое определение «амазонки авангарда». Он писал:

«Эти (…) замечательные женщины всё время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружающую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость французскому “яду”».

Степанова Варвара Федоровна. Здание Моссельпрома

«Здание Моссельпрома». 1925

Это был период активной творческой деятельности Степановой. Кроме преподавательской деятельности, она, как новатор текстильного дизайна, в 1924-1925 выполнила 150 рисунков для ситценабивной фабрики. Варвара Степанова использовала авангардный опыт в дизайне декораций и костюмов при оформлении пьесы Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» в театре Мейерхольда в 1922.

В 1925 году Степанова приняла участие в Международной выставке декоративного искусства в Париже. В Советском павильоне были представлены её театральные эскизы – декорации к спектаклю «Смерть Тарелкина» по одноимённой пьесе Сухово-Кобылина, поставленному В. Мейерхольдом в Московском драматическом театре, – и дизайны тканей.

Варвара Степанова «Журнал ЛЕФ»

Облолжки журнала «ЛЕФ» в исполнении В.Степановой

ЛЕФ – литературно-художественный журнал, основанный в 1923 году, предоставил Родченко и Степановой площадку для реализации всех своих смелых графических идей, которые отражали принципы конструктивизма.

 

В том же году Степанова и Родченко выполнили заказ на создание монументального панно для Дома Моссельпрома в Калашном переулке.

В 1926 году Степанова создала эскизы декораций для киноленты «Отрыв» - это был её первый и последний опыт сотрудничества с кинематографистами.

В 1928 году работы художницы попали на выставку «Бытовой советский текстиль», в 1930 – в экспозицию объединения «Октябрь».

К концу 20-х – началу 30-х гг. Степанова была признана одним из лидеров советского конструктивизма.

Варвара Степанова «За новый рекорд»

«За новый рекорд» 1929-30

В 1932 Варвара Фёдоровна Степанова вступила в МОСХ (Московскую организацию Союза художников СССР).

Большое место в творчестве Степановой занимала работа художественного редактора в журналах: «Кинофот», «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Советская жизнь».

В 1933-1934 она занимала должность художественного редактора в Партиздате. В 50-х годах, вместе с Родченко, оформила целую серию агитационно-политических альбомов.

После 1934 года, когда Сталиным был объявлен примат социалистического реализма, активность художницы существенно снизилась. Настало время жесточайшей цензуры – и самоцензуры в том числе. Вплоть до своей смерти бывшая «амазонка авангарда» занималась, в основном, оформлением книгопечатной продукции – преимущественно агитационного характера. В 1933-34 Степанова работала художественным редактором в Партиздате ЦК ВКП(б).

Начиная с 1935 года Степанова и Родченко вместе работали в издательстве «Изогиз», где оформляли фотоальбомы, среди которых – «10 лет Узбекистана», «Красная Армия», «Первая Конная», серия «СССР на стройке» и др.

В конце 30-х художница вернулась к станковой картине, но былого экспериментаторства в её поздних картинах уже не найти.

Степанова Варвара Федоровна. Вид из окна (с дирижаблем)

«Вид из окна (с дирижаблем)». 1938

1941-43 Степанова провела в эвакуации в Перми. Она оформляла Окна ТАСС и выставки Гослитмузея. После окончания Второй мировой войны сотрудничала с журналом «Советская женщина», создавала дизайны фотоальбомов «Москва» и «Московский метрополитен».



   Степанова скончалась 20 мая 1958 года в Москве. Её похоронили на Новом Донском кладбище рядом с супругом.

sovremennoe-iskusstvo.ru

Рубрики:  Личности и судьбы/Художники
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку