-Метки

акафист актеры актрисы артисты божья матерь великая отечественная война великий пост видео видеомолитва воспоминания дети документальный фильм донбас духовная музыка духовная поэзия европа женщины живопись животные житие святых жития святых задорнов здоровье иконы интервью история история любви история монастырей и храмов история песни история россии караоке картины кино клип клипы композиторы крещение кулинария литературоведение личности личность любимая музыка любопытные факты монастыри москва музеи народная медицина николай чудотворец новомученики новости новости православия новость олимпиада патриарх кирилл певцы песни о любви писатели подвижники поздравления полезное политика поломничество портреты поэты православие православная публицистика православное видео православные клипы православные праздники праздники преподобный природа проза проповеди проповедь публицистика путешествие путешествия путин пушкин рассказ ретрофотографии романовы романсы россия русская поэзия сериалы советы стихи о жизни судьбы сша трагедия украина ученые фото фоторепортаж франция художники чудотворные иконы юмор

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Белогорский мужской  монастырь
Белогорский мужской монастырь
15:44 08.08.2011
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии Савва-Сторожевский монастырь
Савва-Сторожевский монастырь
18:21 14.03.2010
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии иконы божьей матери
иконы божьей матери
17:46 14.03.2010
Фотографий: 56

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в татьяна_магаева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.12.2009
Записей: 7719
Комментариев: 7403
Написано: 21021


Соломония Юрьевна Сабурова

Четверг, 16 Марта 2017 г. 16:14 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова (1490-1542) - первая жена Василия III

Ещё при жизни Софьи Фоминичны Иван III решил женить сына Василия. Прожив долгие годы с византийской царевной, как бы порой на неё не гневался, Государь всея Руси желал сыну столь же знатную жену. Он оставлял ему сильное государство - достойная жена должна была украсить престол.

Требуя для своих дочерей в стране, куда их отправлял, сохранения родительской религии, Иван III в то же время требовал от заморской невесты сына непременного принятия православия, то есть ставил себя в особое положение перед другими монархами. Кому из них могла понравиться претензия Ивана III на исключительность своего вероисповедания?

Василий III Иванович

Иван III искал. Отправлял послов в Литву к дочери Елене, наказывал им:
- Если королева Елена укажет государей, у которых есть дочери, то спросить, каких лет они, да о матерях их справиться: не было ли о них какой другой молвы?

Елена, всегда исполнявшая требования родителя, докладывала письменно: "Разведывала я про детей деспота сербского, но ничего не могла допытаться. У маркграфа Бранденбургского, говорят, пять дочерей, большая семнадцати лет, хрома, нехороша, следующая - четырнадцати лет, из себя хороша... Есть дочери у баварского князя, каких лет, не знают, матери у них нет. У стетинского князя есть дочери, слава про мать и про них добрая. У короля Франции сестра была обручена за Альбрехта, короля Польского, собой хороша, да хрома, и теперь на себя чепец положила, пошла в монастырь"...

Все эти сведения не вдохновляли Ивана III: мелковато, он хотел принцессу, королевну, царевну! 

Возникла идея женитьбы Василия на дочери датского кроля, но тот предпочел будущему русскому государю бранденбургского курфюрста, выдал за него свою дочь, принцессу Елизавету.

Получив немало осечек из-за своих жестких условий, Иван III к концу жизни задумался: не следует ли пересмотреть позиции. Жены Софьи, ярой приверженки этих условий, уже не было на свете, некому было подталкивать и направлять государя.

В 1505 году вдовый и ослабнувший Иван III ощутил близость смерти и заторопился женить сына, решив выбрать ему невесту среди своих. Перебрал в памяти местных княжон. Приближенный Ивана грек Юрий Траханиот, явившийся когда-то в Москву вместе с Софьей, вовремя напомнил ему старинный греческий обычай - смотрины: из дочерей подданных прилюдно выбирать невесту царскому сыну. У Траханиота была дочь на выданье, и он мечтал о счастливом случае для неё.

Идея понравилась и государю, и его наследнику. Со всех земель и княжеств съехались знатные красавицы-невесты. По разным сведениям их было от 500 до 15000. Немало. 

Вместе с сыном Иван III обошел ряды красавиц. Выбор их совпал: Соломония Сабурова. Она целомудренная, скромная, розовощекая, была дочерью не самого знатного царского сановника, Юрия Сабурова, потомка ордынца Четы-Мурзы, о котором в родословных говорилось: "Приде из Орды Чет, а во крещении Захария, а у Захарии Александр, а у Александра сын Дмитрий Зерно, а Дмитриевы дети Иван, Константин Шея, да Дмитрий, а у Ивана Дмитриевича Зернова дети Федор Сабур да Иван Годун".

Соломония была внучкой Федора Сабура.

Столь единодушный выбор обоих государей ошеломил всех. В первую очередь невесту и её семью, никак не ожидавших попасть, можно сказать, "из грязи да в князи".

Неужели красота победила традицию, амбиции и прочие государственные резоны?

Как бы не так. Острым своим чутьем Иван III, уходя из этой жизни, ощутил необходимость совершить некий шаг, впрочем подготовленный историей новой страны: женитьбой на почти простой девушке его сын, будущий государь, в определенном смысле развязывал себе руки. Прежде, выбирая жену из княжеской семьи, сам принадлежа к той же среде, великий князь находился почти в равных положениях со знатной невестой, её отцом и братьями, которые тут же начинали в своих корыстных целях пользоваться положениям. Они и по крови были князья, а теперь почти равные. В новой ситуации равенство великого князя относилось не к князьям, а к народу.

Девушка скромного происхождения, Соломония, фактом своего замужества выводила великого князя на полную свободу от знати.
Сыграли пышную свадьбу. Князья и бояре, разумеется, тихо взвыли:

- Простолюдинка! Ну пусть государь не в своем уже уме, но сынок о чем думает, ему с такой женой оставаться! Софья Палеолог, поди, в гробу переворачивается!

- Уж если захотели татарских кровей, пусть бы ханшу взяли!

- И это семья Рюрика, род святой княгини Ольги! 

А народу понравился выбор обоих государей: невеста красавица и своя.

Вскоре после свадьбы сына умер Иван III. Василий стал Государем всея Руси Василием III.

Трепеща от страха, входила юная государыня в кремлевские терема, где ей предстояло хозяйничать. Стены ещё хранили дух Софьи Фоминичны, и Сабурова, не смея ничего менять, долго не ощущала себя хозяйкой. Сознание своего неравенства с мужем также накладывало отпечаток на образ мысли и поведение Соломонии. Её же осчастливили. Она была "тише воды, ниже травы". Не было у неё ни хитрости, ни столь необходимого при дворе вероломного интриганства.

Самое главное её переживание всем кололо глаза - с первых месяцев женитьбы весь двор обжигал взглядами фигуру новой великой княгини, жаждал видеть полнеющий стан будущей матери, а она как назло оставалась юношески стройной.

Соломония не беременела. Это обстоятельство не давало ей покоя ни днем, ни ночью. Она ощущала себя виноватой перед мужем, негодной, никудышной, порченой, всё больше замыкалась у себя в тереме, пользуясь любым случаем никому не показываться на глаза. Когда в Москву в 1520 приехала знаменитая царица Тавриды Нурсалтан, старая подруга ещё Ивана III, с которой он обменивался дарами и казалось, прилюдное появление рядом с ней Соломонии могло бы быть отмечено летописцами - ничего подобного не случилось.

Соломония Юрьевна Сабурова

Царица жила в своем тереме так, словно её не было.

Объяснение её затворничеству отчасти есть в воспоминаниях заморского гостя Франциска де Колло: "Василий избрал себе невесту и женился на ней, однако ж не имел удовольствия быть отцом и не весьма уважал свою супругу, так что я, находясь в Москве, должен был ходатайствовать о свободе брата её, сидевшего в темнице за легкую вину".

Шли годы, шли войны. История запечатлела множество событий из жизни Василия III, но, ни в одном даже не просвечивала легкая тень Соломонии.

С годами быт великокняжеского женского терема изменился соответственно вкусам и привычкам Соломонии Юрьевны: не имея возможности исполнить детородную функцию, она как могла служила своему князю, угождала, беспрекословно слушалась, оберегала и не смела иметь особых привычек и вкусов.

Соломония боялась довериться завистливым боярыням и стеснительная, не стеснялась прибегать к помощи своего брата Ивана Сабурова, который поставлял ей колдунов да знахарок. Эти хитроумные "жонки и мужики" снабжали великую княгиню всевозможными чародейственными средствами якобы могущими дать ей возможность понести. На Соломонию стало косо поглядывать придворное духовенство, несмотря на то, что она целые дни проводила в молитвах.

Брак государя не давал плодов. И государь решил избавиться от такой жены. Василий решился на развод с Соломонией и ссылку ее в монастырь. У него уже была на примете другая невеста, молодая красавица Елена Глинская.

Соломония Сабурова. Смирение. (художник - Минеева П.В.)

По инициативе Василия III их брак был расторгнут, Соломонию насильно в 1525 г. постригли в монашество, она вначале сопротивлялась, но смирилась, узнав, что постриг совершен по воле Василия III. Якобы перед постригом в московском Рождественском монастыре она сказала двум женщинам, что она беременная; но точно никто этого не знал, как и то, кто же мог быть истинным отцом ребенка.

София Суздальская

Когда она уже была в суздальском Покровском монастыре (с 1526), в Москву пришел слух о том, что она родила в обители мальчика. В монастырь прислали из Москвы комиссию, которой старица София объявила, что ребенок действительно родился, но вскоре умер и показала его гробницу. Большинство исследователей считают, что Соломония действительно родила сына Георгия (хотя и не ясно, от кого, скорее всего не от Василия III), мальчик остался жив, его отдали на воспитание надежным людям, он не знал о всоем происхождении. София убедилась, что она не бесплодна, что ее без вины наказали. Осознавала она и то, что после смерти Василия III раскрытие тайны ее сына не принесет ему счастья, даже может лишить жизни, поэтому весь свой век он по воле Соломонии жил в какой-то боярской семье, не знал тайну своего рождения. В монастыре монахиня София и верные ей люди соорудили гробницу, где якобы был похоронен ее сын. При раскопках в подклете Покровского собора вскрыли стоявшую рядом с саркофагом Софии маленькую гробницу, в котрой вместо останков ребенка лежала деревянная кукла, одетая в вышитую рубаху. Все 17 лет, проведенные в Покровском монастыре, доказали, что София смогла стать смиренной старицей, приняла то, что ей дала судьба, то есть сам Господь Бог. Подвиг смирения дал ей силы жить, замаливать свои грехи и надеяться на вечную небесную жизнь. Монахиня София была канонизирована РПЦ.

Преподобная София Суздальская. Икона XVII века. Покровский монастырь

Во втором браке у Василия III родился сын, ставший со временем Иваном Грозным, который всю жизнь опасался появления своего сводного брата царевича Георгия, материю которого была Соломония Сабурова. Приезжая в Суздаль и посещая Покровский монастырь, он пытался узнать что-либо новое о Соломонии Сабуровой и Георгии, но ничего найти не смог. Он искал сына Соломонии всю жизнь, разрушал города и вотчины, где он (по поступившим к нему слухам) мог скрыться, так пострадали Великий Новгород, Тверь, вотчины князей Шуйских, некоторые другие места. А народная легенда утверждала, что Георгий стал разбойником Кудеяром, героем песен и сказаний, совершавшим дерзкие нападения в лесах между Шуей и Суздалем.

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.

Спустя несколько веков в Государственном московском архиве была найдена следующая грамота: "Я, Князь Великий, Василий Иванович, пожаловал старицу Софью в Суздале своим селом Вышеславским с деревнями и починками". Откупился...

via
 



Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией . Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых".

Явление Богоматери Сергию и праздники. Пелена. 1525 г. Вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии.

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". На иконах преподобная стала писаться:

«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.

Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.

София Самбурова современная икона

В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была состав­лена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются. 

источники:

http://library.narod.ru/saga/osnova309.htm
https://drevo-info.ru/articles/8342.html
http://olga74ru.livejournal.com/75496.html

 

Рубрики:  Личности и судьбы/Женщины
Личности и судьбы/Коронованные особы
жития святых/Преподобные
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку