![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Elzbieta_Branicka.jpg)
Elzbieta Branicka-Woroncow.1839.George Hayter
![](http://www.pemberley.com/janeinfo/fashnoxj.jpg)
"Boeuf à la Mode"
Здесь разные формы модных головных уборов и карикатуры на них: береты (в том числе-малиновые), капоры, чепцы, тюрбаны
и так далее.
-----------------Предистория-1810-е годы-------------
В это время в женской моде соперничали капор, чепец и шляпа.
------------------Капоры--------------
![](http://images.nypl.org/index.php?id=824144&t=w)
Costume Parisien. (1805)
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801762&t=w)
1807- капоры
![](http://images.nypl.org/index.php?id=824145&t=w)
Costume parisien. 1812
![](http://images.nypl.org/index.php?id=824413&t=w)
Costume parisien. 1812
![](http://images.nypl.org/index.php?id=824281&t=w)
Costume parisien. 1812
Капоры были очень популярны в 1910-х, поля их доходили до таких размеров, что полностью скрывали лицо, по этому поводу было много карикатур:
![](http://www.pemberley.com/janeinfo/1810invs.jpg)
"Невидимки"
"Les Invisibles", an 1810 caricature of how various fashions (including women's bonnets, along with male hats and high collars) seemed to hide the face ("Invisible" is the French word for a poke bonnet)
![](http://www.pemberley.com/janeinfo/tetatete.jpg)
----------------------------------------
----------
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801887&t=w)
1814
Но в 1810-х все больше становиться увлечение расширяющимися полями шляпок:
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801933&t=w)
1814
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801827&t=w)
Walking dress. (1818)
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801926&t=w)
Women, France, 1818.
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801912&t=w)
Women, France, 1818.
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801934&t=w)
Women, France, 1819.
---------------------1820-е-------------
--------
В соперничестве трех форм победила шляпа, она так же, как и дамское платье с прической, буквально сплошь была покрыта цветами, бантами, перьями, лентами и воланами.
Шляпная мода предлагала множество образцов, и каждый мастер (модистка) непременно изобретали свое. Опять вошли в моду береты и тюрбаны.
![](http://images.nypl.org/index.php?id=802054&t=w)
Die Moden des XIX. Jahrhunderts, 1820.
капор, шляпка и тюрбан
![](http://images.nypl.org/index.php?id=802060&t=w)
Die Moden des XIX. Jahrhunderts, 1824.
----------------------------
![](http://www.koshka-the-cat.com/royal/1831/marcha.jpg)
March 1831
![](http://www.koshka-the-cat.com/royal/1831/mayb.jpg)
1831г.
---------------------1820-30-е----------
---------
========================================
=====
--------------------Чепец---------------
------------
========================================
==================
В конце 18 века чепец уже был очень популярен, поскольку был удобен для высоких причесок и дамских париков, но с 1820-х годов чепец обретает новое значение в костюме, обозначая семейное положение женщины – носили его только замужние.
Чепец украшали кружевом, лентами и цветами, носили его с утра и днем.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/02/Catherine_Tiesenhausen.JPG)
Catherine Fedorovna Tiesenhausen, said to be mistress of Friedrich Wilhelm IV
Date
1820s
Иван Гаврилович Григорьев
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/Orest_Kiprensky_003.jpg)
Кипренский, Орест Адамович; Kiprenskiy,
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной 1822 (1823?), дочь Сергея Саввича Яковлева и внучка миллионера Саввы Яковлевича Яковлева.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e0/Constantin_Hansen_1826_-_Birgitte_S%C3%B8b%C3%B8tker.jpg)
Cathrine Jensen, født Lorenzen
Christian Albrecht Jensen
Year: 1825
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Borovikovsky_arharova.jpg)
Боровиковский, Владимир Лукич
Portrait of Ye. A. Arkharova. 1820. Oil on canvas. The Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/Portrait_of_a_Lady_in_Blue_Dress_%28Christian_Albrecht_Jensen%29.jpg)
Portrait of a Lady in Blue Dress
1824(1824)
Source
Hermitage Museum, Saint Petersburg
Author
Chrsitian Albrecht Jensen
Со временем он становился все больше и больше, и уже напоминал шляпу:
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Portret_Natalii_Kirillovny_Zagryazhskoy.jpg)
Н.К.Загряжская (1747-1837)
Date
1821 год
П.В.Соколов
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/P.F._Sokolov_015.jpg)
Соколов Петр Федорович. Портрет М.Т.Пашковой с дочерью Александрой. 1830-е гг
Date
1830-е гг
----------------------------------------
----
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7f/%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B01.jpg)
Alexander Brullov
Портрет А.А.Брюлловой, жены художника
Date
первая половина 1830-х гг.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/88/Olga_Pavlovna_Alexander_Brullov.jpg)
Ольга Павловна Ферзен (1808-1837) ур. Строганова
Date
Alexander Brullov
1830-е
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/P.F._Sokolov_017.jpg)
П.Ф.Соколов.Портрет Е.К.Воронцовой" около 1823 г
Date
ок. 1823
--------------------Портреты-шляпы------
-----
========================================
============
-------------------Повседневные---------
----
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Natalia_Viktorovna_Stroganova_.jpg)
Natalia Viktorovna Stroganova
Баронесса Наталья Викторовна Строганова (1800-1854), ур.Кочубей
Date
Pyotr Fyodorovich Sokolov (1791-1848)
1821
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Birgitte_Sobotker_Hohlenberg.jpg)
Portrait by Christian Albrecht Jensen
Date
1826
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Johann_Nepomuk_Ender_002.jpg)
Johann Nepomuk Ender
Title
English: Empress Maria Anna of Austria
Date
ca. 1830's or late 1820's
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/26/SokolovElena_Grigoriyevna_Chertkova%28Stroganova%29.jpg/482px-SokolovElena_Grigoriyevna_Chertkova%28Stroganova%29.jpg)
Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная Строганова.
Date
Pyotr Fyodorovich Sokolov
Русский: Пётр Федорович Соколов
1820-е
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fd/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.jpg)
Кипренский О.А.
Портрет З.А.Волконской
Date 1829 г.
![](//i054.radikal.ru/1006/0e/a0e70a9377e5.jpg)
Marquise de Blaizel
Sir Thomas Lawrence
---------------------Берет--------------
----
========================================
============
В начале 19 века в России дамы носили берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов – бархата, парчи, шелка. Их украшали перьями и аграфами,были они очень большими. Береты в Европе носили мужчины и женщины издавна,с 15 века, как и тюрбан- он имеет свою долгую и интересную историю, постараюсь в дальнейшем ее показать отдельно и подробно.
1
![](http://www.gogmsite.net/_Media/1830ca_grand_duchess_elena_.jpg)
ca. 1830 Grand Duchess Elena Pavlovna by A. Gral
![](http://images.bridgeman.co.uk/cgi-bin/bridgemanImage.cgi/600.XRZ.343240.7055475/39164.JPG)
La_Duchesse_de_Berry
Artist:
Sir Thomas Lawrence
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Maria_Fedorovna_by_Daw2.JPG)
Portrait of empress Maria Feodorovna (1759-1828).
Date
1820-е
George Dawe
Maria Amalia of Naples and Sicily
Малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, помнят все.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Marie_Amelie_de_Bourbon.jpg)
Queen Maria Amalia of the French, with her children Henry of Orleans, Duke of Aumale (1822) and Antoine of Orleans, Duke of Montpensier (1824)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e3/Vasily_Tropinin_04.jpg)
Портрет графини Натальи Александровны Зубовой
Date
1834
Vasily Tropinin
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/SokolovElena_Grigoriyevna_ChertkovaStroganova.jpg)
Sokolov
Elena Grigoriyevna Chertkova--Stroganova
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/52/Frederica_of_Hanover.jpg)
Duchess Frederica of Mecklenburg-Strelitz (3 March 1778 – 29 June 1841)
Date
1830-е
Franz Krüger
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Elzbieta_Branicka.jpg)
Elzbieta Branicka-Woroncow
Date
1839(1839)
George Hayter (1792–1871
----------------------Тюрбан------------
----------
========================================
==============
К вечернему туалету также был очень популярен тюрбан, его носили на балах, украшая перьями и драгоценностями.
Тюрбан пришел в наряды светских дам не только из восточного и театрального костюма, а тоже имеет свою длинную историю в Европе.
![](http://hal.ucr.edu/%7Ecathy/images/heads/ba3-12f2hd.gif)
Moorish Turban from March 1812 Issue of La Belle Assemblée
-----------------------------
![](http://www.gogmsite.net/_Media/alexandra_feodorovna_wear-2.jpeg)
Alexandra Feodorovna (1798-1860), Hohenzollern family, Romanov famil wearing a turban print
1810
![](http://www.gogmsite.net/_Media/1839_after_alexandra_feodor.jpg)
Она же в 1839 году
Alexandra Feodorovna by P. F. Sokolov
----------------------------
![](http://bryullov.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=0755a1b0-ccb3-4819-bd0b-069e2866d5d9)
Брюллов
--------------------
![](http://storage.canalblog.com/82/56/388090/29560846.jpg)
Miniature de Michael Theweneti Femme au turban 1820
![](http://storage.canalblog.com/36/35/388090/29562868.jpg)
La femme au turban de Girodet Musée de l'Ermitage
-----------------------
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b3/Tominz_C_D%27Auersperg.jpg)
Ritratto di Cecilia D'Auersperg, ol/tl, 95,5x79,5 cm Narodna Galerija, Ljubljana
Date
1822(1822)
Source
Giuseppe Tominz
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Natalia_Stepanovna_Golitsyna_.jpg)
Голицына Наталья Степановна, урожд. графиня Апраксина (1794—1890)
Date
1821(1821)
Л.Герсан
![](//img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/41/286/41286812_022.jpg)
Также носили небольшие тюрбаны, в виде чалмы.
Vladimir Borovikovsky. Portrait of M-me de Stael. 1812.
![](http://www.belygorod.ru/img2/1000_rushud/Used3/253FN_PtKnTVGolicynoyBARN.jpg)
Женский портрет. 1830. ФРАНЦ РИСС.
![](//s004.radikal.ru/i208/1001/2b/1aa65c334a06.jpg)
Тимашевский Орест Исаакович 1822-1866/7
Итальянка
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2c/Sophia_Urusova_by_Alexander_Brullov.jpg)
Софья Александровна Урусова (1804–1889)?
Date
1830-е
![](http://artinvestment.ru/content/download/news/brullov_demid.jpg)
КАРЛ БРЮЛЛОВ. Портрет княгини Авроры Демидовой. Около 1836. Холст, масло.
---------------------Цилиндр------------
-
========================================
===
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801881&t=w)
Women standing with fan and hat, France, 1814
![](http://images.nypl.org/index.php?id=801916&t=w)
Parisienne de 1810.
Форма цилиндра в шляпках, популярная в 1910-х, осталась в одежде для верховой езды:
![](http://www.gogmsite.net/_Media/1836_empress_alexandra_fy-2.jpeg)
Alexandra Feodorovna's equestrian dress was a mass of solid black in this 1836 Krüger so I detail-enhanced it to reveal details like the skirt folds.
![](http://www.britishmuseum.org/collectionimages/AN00098/AN00098377_001_l.jpg)
Les coeffures Incroyables en 1814
---------------------Народные традиции-------------
=====================Кокошники==========
========
В конце 1830-х годов Императорский двор ввел моду на русский стиль. Дамы появлялись на великосветских раутах в роскошных кокошниках, украшенных драгоценными камнями и жемчугом.
![](http://www.gogmsite.net/_Media/empressalexandrafeodorovna_.jpg)
1836 Empress Alexandra Feodorovna
![](http://www.gogmsite.net/_Media/1836_malyukov_after_origi-2.jpeg)
1836 Alexandra Feodorovna by A. Malyukov (Hermitage)
-----------Картинки из журналов мод------------------
========================================
===============
------------El mundo de la moda 1829 ------------
========================================
==========
---------------------Шляпки-------------
-------
Нашла интересный текст про модисток в России:
----------------------------------------
--------------
Лучшими модистками считались француженки – и «законодатели мод» пришли в Россию задолго до Французской революции. Французских портных пригласила еще Елизавета Петровна, а ее фактическая преемница Екатерина Великая указом от 1763 года позволила иностранцам жить и торговать в Москве с привилегиями. Французы облюбовали район Кузнецкого моста: один из них, портной Фуркасье оставил имя Фуркасовского переулка, где когда-то был его дом.
----------------------------------------
--
Начало активной французской торговли на Кузнецком мосту предание связывает с графом Иваном Воронцовым, который поселился на Рождественке в середине XVIII века и первым сдал французам в аренду часть своих владений.
А после революции 1789 года в Москву хлынули эмигранты. Среди них была знаменитая мадам Мари-Роз Обер-Шальме.
С конца XVIII века мадам имела магазин на Кузнецком мосту, а потом в собственном доме в Глинищевском переулке близ Тверской, где среди прочего торговала превосходными шляпками с запредельными ценами, отчего москвичи прозвали ее «обер-шельмой» - даже считают, что само слово шельма произошло от ее имени. У нее был такой «приезд», что Глинищевский переулок был весь заставлен каретами, а сам магазин стал модным центром встреч московского бомонда. Знатные клиенты однажды спасли саму мадам, когда ее магазин был запечатан за контрабанду.
![](http://farm3.static.flickr.com/2792/4417138556_5f0a30d39c_b.jpg)
continental feuilletons 1829
Профиль модистки был весьма широк. У нее заказывали и «приданое» для богатых девиц на выданье, и бальные платья. Когда Наполеон напал на Россию, два враждовавших мира столкнулись и на Кузнецком мосту. Став советницей Наполеона, опытная мадам давала ему ценные рекомендации относительно политики в России. Французские гвардейцы охраняли ее магазин на Кузнецком, как и имущество остальных своих соплеменников, от воровства и пожара, но будущего у мадам в России больше не было: вместе с наполеоновской армией она покинула Москву и в дороге умерла от тифа.
![](http://images.nypl.org/index.php?id=802044&t=w)
[French women wearing hats with feathers and ribbons, 1827.]
![](http://images.nypl.org/index.php?id=824326&t=w)
Costumes parisiens. (1828)
>
Главнокомандующий граф Ростопчин изгнал французов с Кузнецкого моста и запретил вывески на французском языке, но уже в 1814 году на Кузнецком мосту наблюдалось «прежнее владычество французских мод».
В 1833 году Пушкин писал жене: «Важная новость: французские вывески, уничтоженные в год, когда ты родилась, появились опять на Кузнецком мосту». Пушкин тоже оказался причастен к московской моде.
На смену Обер-Шальме пришла еще более известная модистка Сиклер, в московском просторечии Сихлерша. В Петербурге она имела магазин близ Гороховой улицы, а в Москве - на Большой Дмитровке. У нее одевался высший свет России и жены знаменитостей. Одной из постоянных клиенток Сиклер была Натали Пушкина, которая обожала заказывать у нее туалеты, а однажды преподнесла в подарок шляпку от Сиклер жене Павла Нащокина, друга Пушкина. Говорили, что Пушкин заплатил Сиклер за туалеты жены сумму, едва ли не большую гонорара за «Историю Пугачевского бунта», а после смерти Пушкина опека возместила Сиклер еще 3 тысячи его долгов.
Высшее общество заказывало у Сиклер бальные платья в тот год, когда Москву посещал Николай I, за что модистка имела в месяц 80 тысяч барыша. Выходили и казусы. Иногда не богатые, но нежные мужья большим финансовым усилием баловали любимых жен платьем от Сиклер, но оно оказывалось настолько роскошным, что в нем нельзя было показаться на вечер в обществе их круга, и для визитов требовалось шить новый туалет попроще.
----------------------Карикатуры--------
----
========================================
====
Естественно, что такие шляпы, больше похожие на клумбы- породили множество карикатур:
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/Monstrosities-of-1818-Cruikshank.jpg)
Monstrosities-of-1818-Cruikshank
![](http://www.britishmuseum.org/collectionimages/AN00063/AN00063083_001_l.jpg)
Fashionables of 1818
After Captain Simon Hehl
Date
1818
Js. Gillray
![](http://www.britishmuseum.org/collectionimages/AN00793/AN00793166_001_l.jpg)
Can such things be! And ourcome us like a summer's cloud, without our special wonder? Vide Mackbeth
Print made by William Heath
Date
1827
![](http://www.pemberley.com/janeinfo/fashnoxj.jpg)
"Boeuf à la Mode", an anonymous French caricature of the beginning of the 19th century which pretends to interpret the name of the menu item "Boeuf à la Mode" as meaning "The Fashionable Ox" (instead of "Stewed Beef".
===========================
По шляпкам 1900-1930-х есть еще очень много картинок, здесь нет соломенных шляпок и еще массы портретов и иллюстраций из журналов мод.
Но мне в очередной раз пожаловались, (у кого медленный интернет)- что посты слишком большие и плохо грузятся.
Поэтому будет вторая часть, пишите- как лучше выкладывать, отдельно по формам: тюрбан, берет и т.п. в разных эпохах? Как интереснее смотреть?
Пока можно посмотреть, кто не видел:
========================================
==
Карикатуры на прически конца 18 века.-ТУТ
Женские прически конца 18 века и карикатуры на них-ТУТ
Мода и модники конца 18-начала 19 века-ТУТ
http://commons.wikimedia.org/
http://digitalgallery.nypl.org/
http://community.livejournal.com/ua_bal/tag/XIX%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA
http://dv0r.ru/forum/index.php?topic=3411.100
http://hal.ucr.edu/~cathy/index.html
http://maxence2943.canalblog.com/
http://www.flickr.com/photos/odisea2008/sets/72157623454114763/
http://www.pemberley.com/
http://www.gogmsite.net/
текст про модисток:
http://www.liveinternet.ru/users/3292146/post105689962/