-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ya_tut

 -Подписка по e-mail

 


Про чувство вины

Среда, 02 Января 2013 г. 22:45 + в цитатник
Цитата сообщения Anju- Про чувство вины

http://chopinn.livejournal.com/

Как-то от одного психотерапевта услышала о том, что все человеческие чувства неслучайны, все они для чего-то нужны и даже полезны, и есть только одно, которое ни-че-го полезного не несет в себе и от которого, если есть возможность, можно избавляться легко и без сожалений (ага, попробуй-ка, избавься!) - так вот, это, как уже стало понятно, Чувство Вины. И недавно удалось увидеть, как я это ощущаю, его основную функцию/опасность. Опасность Чувства Вины в том, что оно является Заменой Действия. Оно создает Видимость того, что происходит какое-то действие. Типа есть поломка - есть починка. Хотя в реальности никакой починки не происходит, вообще. То есть вот накатило чувство вины, я его проживаю, болит внутри, и горько, и стыдно, и сил уходит МАССА, незаметно, но постоянно, высасываются силы (куда? вот это интересно... понятно куда, ухаются в переживание, то есть в прошлое, то есть в то, что уже-не-существует). И я себя, допустим, корю. И от того, что в процессе этого силы уходят, создается ощущение, что я что-то такое делаю, как-то там изменяю ситуацию (а если еще корю себя прелюдно, жалуясь подругам, какая я плохая, то это уже действие ну прямо-таки Мирового Масштаба, не меньше). А ведь ничего подобного! Ситуация остается прежней! Это как история с алкоголиком. Нет ведь более склонного к чувству вины человека... И вот он отрезвел/напился и начинает у всех просить прощения. И искренне! Ему очень-очень стыдно. Зализывает раны всем вокруг. Унижается. Обещает. И что? А ничего. Что тут рассказывать, всем кто имел когда-либо дело с алкоголиком, очень хорошо это знает. Или, допустим, склонный к истеричности человек (не важно, мужчина или женщина). Человек после того, как "слился" (то есть вылил излишки больной силы), потом у всех попросил(а) прощения и всё(!), ощущение, что ЧТО-ТО сделано. Хотя реально не сделано ничего. И ничего не мешает в следующий раз также на кого-то проораться/напиться.

Интересно, кстати, этот момент поисследовать. Я прям очень хорошо помню эту технологию при-ви-ва-ния чувства вины в детстве. Я что-то сделала не так. Взрослый (условный: воспитатель там, родственник) Обиделся. То есть перекрыл общение. Если мне от этого грустно (а мне грустно, так как взрослый умеет очень правильно перекрывать общение, может, не с первого раза, но грустно мне обязательно станет: забрали игрушку, закрыли дверь, отвернулись спиной, есть много вариантов Разделения). Так вот, если мне от этого грустно, то меня раз за разом учат - иди, проси прощения. Очень хорошо помню, что это всегда было противно, особенно поначалу, когда еще не чувствовала себя виноватой, но скоро это становится автоматикой, и исходит уже не из меня, а из него: если Он, взрослый, обиделся, значит я, деть, неправа. Виновата. И нужно что-то Сделать. Что? Попросить прощения. Такая волшебная палочка. И потом мы всю жизнь живем с уверенностью, что вот это и есть Действие - испытать Чувство Вины и Попросить Прощения. Без осознания, без понимания того, что произошло. Очень интересно отслеживать в себе, взрослой, эти состояния, когда что-то идет не так (не важно где, на вечеринке ли, на выставке, подруга пришла хмурая) - первый испуганный вопрос - Что я сделала не так??? И готовность - Извиняться.

То есть чувство вины это то, что уводит от понимания, от осознания. Вроде как обвинила себя, и все, дело сделано. Хотя реально окружающим - детям, женам и мужьям - от нашего чувства вины ни тепло ни холодно. Вот реально (и это нужно увидеть и осознать) им от этого НИКАК. Даже, скорее, хуже. Потому что находиться рядом с человеком, загибающимся от чувства вины, тяжелее некуда. Это еще и требует немалых затрат - жалеть его, понимать, прощать (и все через-силу, потому что понимания-то ноль, баланса нет).
Если есть понимание ситуации, то с этим уже можно что-то сделать, например, ошибку можно исправить, а если есть Вина, а тем более, Большая Вина, то, блин, с этим ничего уже не сделаешь, только "обезболивающее" в виде извинений.

Это я все к чему. А к тому что решила я свое Чувство Вины теперь любить. То есть если оно пришло, значит, пора задать вопрос - что я НЕ ХОЧУ видеть? От ЧЕГО я пытаюсь защитить себя при помощи чувства Вины? Хм, как говориться, не можешь избежать, возглавь:)
Рубрики:  KIDS
for ReaD

Понравилось: 2 пользователям

Аноним   обратиться по имени Среда, 30 Января 2013 г. 18:21 (ссылка)
Я не думаю, что чувство вины совсем не нужное. Часто именно оно граничит с совестью. Когда, под его воздействием, миришься с близкими людьми и стараешься не допускать ошибок в дальнейшем.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку