«Я часто размышлял, за что Его казнили?..» - так начинается неизвестное стихотворение Сергея Есенина, найденное и обнародованное ухтинкой Валентиной Пашининой. Предметом «частых размышлений» Валентины Семеновны стала судьба и смерть поэта, а результатом - книга «Неизвестный Есенин».
Валентине Семеновне идет уже восьмой десяток. Большую часть жизни, до выхода на пенсию, она «сеяла разумное, доброе, вечное» на уроках литературы и русского языка в ухтинских школах. Поначалу Есенин не был в числе ее любимых поэтов. Больше импонировала «железная» лирика Маяковского. Все решил «его величество» случай...
В пятидесятые годы хрущевской «оттепели» в руки молодой учительницы попал пожелтевший листок с неизвестным стихотворением Есенина «Послание евангелисту Демьяну Бедному». Хранитель «Послания» Василий Надеждин рассказал, что это стихотворение попало к нему в лагерях Ухтпечлага, где он провел пять лет только за то, что однажды не вовремя произнес слово «шашлычник». Как оказалось, за хранение крамольного стихотворения людей репрессировали, ссылали на Соловки, даже расстреливали. Как удалось выяснить бывшему работнику республиканского архива КГБ Вениамину Полещикову, за хранение этого стихотворения была, в частности, расстреляна фрейлина царского двора А.Штокович. Но заключенные с риском для жизни передавали его из рук в руки, заучивали наизусть.
В том, что автором этого стихотворения, ни разу не появлявшегося в печати, был Сергей Есенин, Валентина Семеновна не сомневалась ни минуты. Даже несмотря на то, что специалисты из московской комиссии по есенинскому наследию приписывают авторство другому поэту - Николаю Горбачеву.
Желая разобраться во всем самостоятельно, Валентина Семеновна начала поиск литературных и архивных источников, рассказывающих о жизни «несродного революции» поэта. Встречалась и переписывалась с учеными и родственниками Есенина, ездила в музеи и архивы, покупала редкие книги о любимом поэте.
«Мне вырисовывался совсем иной образ Есенина, совершенно не такой, о котором я говорила 30 лет в школе. Он не был хулиганом, пьяницей и необразованным человеком. И был на голову выше своих современников, переплюнул Маяковского, который сам понял, что уступил Есенину. О поэте всегда писали заведомую ложь, но писали хорошо, и мы поверили. Чтобы написать ложь, достаточно одного предложения, а чтобы ее опровергнуть, нужны целые тома. Есенина «подчистили» и увековечили на полке рядом с теми, кто его травил и преследовал. Он - первая жертва политических репрессий, с него начинается новая эра в уничтожении русской интеллигенции. Нужно опровергнуть всю ложь вокруг Есенина и Айседоры Дункан, чья смерть была также подстроена», - считает Валентина Пашинина.
Желания писать книгу поначалу не было, но опять же все определил случай. Несчастный случай... В мае 1996 года Валентина Семеновна упала со второго этажа дачного домика, получила тяжелые ушибы, сломала ключицу и оказалась надолго прикованной к инвалидному креслу. Перечитывала собранные материалы, свои записи и решила все это упорядочить. По ее просьбе принесли печатную машинку, и началась работа над книгой.
Но написать ее оказалось легче, чем издать. Первые варианты рукописи автор отправила двоим тогда еще действующим президентам России и США - Борису Ельцину и Билу Клинтону. Из рук в руки экземпляры неопубликованной книги получили Борис Немцов и Григорий Явлинский. Но политиков судьба поэта не заинтересовала. В нефтяных и газовых компаниях помочь также отказались, из «Газпрома», к примеру, пришел официальный ответ, что у них «нет денег на Есенина». Поиски меценатов увенчались успехом только в республиканском фонде «Покаяние». Там выдали восемьсот долларов, на СЛПК помогли бумагой, и «Неизвестного Есенина» удалось издать небольшим тиражом в 250 экземпляров, которые моментально разошлись по библиотекам, музеям, институтам. В декабре 2000 года в ухтинском Доме культуры прошла презентация книги. Исследователи есенинского наследия отметили не только искреннюю любовь автора к своему герою - Сергею Есенину, но также научную новизну и ценность малоизвестного фактического материала, собранного Валентиной Пашининой.
Но на этом Валентина Семеновна не остановилась: «Я верю, что родилась на свет, чтобы поведать всю правду о Есенине! Это мой жизненный крест! Я буду работать над книгой до конца жизни, все оставшиеся годы». Написаны еще три главы, примечания и дополнения. В конце мая Валентина Пашинина уехала в Москву нянчить правнуков, а заодно искать меценатов, у которых «есть деньги на Есенина».
А.Артеев газета"молодёжь севера" № 23/2002
6 июня 2002 года