Почти все монастыри, попадавшиеся на нашем пути, принадлежали самой распространенной буддийской школе, Гелугпа.
Но в последний день пребывания в Тибете мы съездили в один из самых главных монастырей другой школы, Кагью.
Его можно смело назвать одной из жемчужин Тибета.
Он и был самой главной точкой нашего путешествия.
Он не входит в общепринятый туристический маршрут, и для его посещения мы получали отдельное разрешение от китайских властей и доплачивали за поездку.
Монастырь называется Цурпху, и это традиционное местонахождение главы этой школы, Кармапы, царя всех йогинов.
Этот монастырь очень отличается от других, которые более подвластны китайскому руководству.
Здесь можно фотографировать бесплатно все, кроме алтарей.
Здесь мало туристов, а те, кто едут сюда, едут осознанно.
Цурпху находится в 70 км на северо-запад от Лхасы в продуваемой всеми ветрами долине на высоте 4300 метров.
Построил его в 1159 году первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа.
При этом, как и в случае с Джокангом, не обошлось без геомантии «саче».
Дюсум Кхьенпа выбрал место посреди долины там, где склоны гор перед монастырем были ровными и покрытыми растительностью, а позади монастыря — скалистыми и малоприступными.
Это символизировало мягкую силу «мирных» будд и яростную энергию «защитников дхармы», или «гневных» проявлений будд. Посередине долины протекала речка, что всегда считается благоприятным знаком.
Сделав ритуал подношения хранителям местности, первый Кармапа заложил монастырь, в котором впоследствии проживало около тысячи монахов.
Во время культурной революции 60-х, как и многие другие священные буддийские места, монастырь был разрушен, и отстроен заново в 80-х благодаря усилиям шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже.
Кармапу называют Ламой в Черной короне. Считается, что, когда в одном из прошлых воплощений он достиг просветления, дакини поднесли в честь этого события корону, свитую из их черных волос.
Некоторые наиболее реализованные люди на самом деле способны увидеть эту энергетическую корону.
А для всех остальных кто-то из китайских императоров приказал своим мастерам сделать копию того, что сам увидел над головой пятого Кармапы, Дешин Шегпы.
В школе Кагью всегда было много йогинов, и Кармапа — король йогинов.
Будучи йогинами, постигшими реальность, Кармапы способны по своей воле эту реальность менять.
Иногда это выглядит как чудо.
Например, седьмой Кармапа Чёдраг Гьяцо оставил отпечаток своей ладони прямо в стене.
Кармапа стал первым сознательно перерождающимся ламой в Тибете.
Все его перерождения жили в Цурпху, вплоть до шестнадцатого Кармапы.
На трон очередного, семнадцатого Кармапы сейчас претендуют два кандидата, выбранных разными учениками предыдущего, шестнадцатого Кармапы.
Оба они проживают в Индии, и монастырь временно остался без главы.
Тем не менее здесь все пропитано духом Кармапы и других мастеров линии передачи, например Миларепы, в пещере которого нам удалось помедитировать в самом начале поездки. Энергетика места непередаваемая!
Целиком линию Кагью можно увидеть на так называемом Дереве Прибежища высотой более 6 метров.
Здесь изображены все главные учителя Кагью и основные йидамы, медитационные аспекты.
Внизу их защищают защитники линии во главе со свирепым Махакалой.
В разных залах стоят ступы с кудунгами и реликвиями разных кагьюпинских учителей и настоятелей монастыря.
Есть и ступа с реликвиями шестнадцатого Кармапы.
Так выглядят почти все залы монастыря.
В одном из залов сохранился трон, на котором когда-то восседали все Кармапы.
А в другом можно получить благословение статуей Сангье Ненпы, учителя восьмого Кармапы Микьё Дордже.
После смерти учителя Микьё Дордже сделал эту статую и наполнил ее реликвиями, оставшимися после кремации Сангье Ненпы. После этого статуя взлетела в воздух и висела семь дней.
Ее до сих пор так и называют — «висящая в воздухе».
Каждый зал монастыря посвящен тому или иному будде или учителю.
При желании можно сделать подношения тому будде, который больше понравился или с которым есть медитационная связь.
Также можно пожертвовать деньги монаху, который сидит поблизости и проводит ритуальные пуджи этого будды.
Есть несколько комнат, которые полностью заставлены статуями того или иного будды, например Будды Шакьямуни, Зеленой Тары или, как на фотографии, Авалокитешвары. Этот четырехрукий бодхисаттва является олицетворением сочувствия всех будд.
В некоторых залах статуи просто огромные.
Это подношения местным духам и защитникам.
Побродив вместе с тибетскими бабушками по монастырю, мы забрались на крышу, чтобы поближе взглянуть на традиционное украшение — двух оленей и колесо Дхармы. Когда Будда Шакьямуни давал первое учение (или, как говорят буддисты, сделал первый поворот колеса Дхармы), это произошло в Оленьем парке в индийском Сарнатхе.
Кроме пяти первых учеников, послушать Будду пришло и двое оленей.
А к нам в монастырскую столовую зашел горный козел. Чего хотел — не сказал, наверное, по-русски не понимает
Пообедав, мы пошли осматривать окрестности.
Главным объектом нашего внимания стала бурная речка. Известный йогин Другпа Кюнле назвал ее «черной».
Но нам она показалась скорее белой из-за бурлящей воды.
Еще говорят, что ее вода течет со звуком мантры Чакрасамвары…
Река сама по себе тоже значима для последователей Кагью.
Ее благословляли все Кармапы, и каждый кагьюпа должен обязательно попить из нее воды.
Однако наш водитель, который как раз принадлежал этой школе, сказал, что воду нужно пить в другом месте, в нескольких километрах от монастыря.
Там есть источник, который втекает в «черную» речку.
И действительно, когда на обратном пути мы заехали туда, оказалось, что место очень популярно.
Тибетцы останавливали машины, чтобы умыться, попить водички и взять бутылочку с собой.
А пока мы продолжили осмотр долины. Повсюду вдоль дороги лежат камни с высеченными мантрами и текстами сутр.
Традиционные молитвенные барабаны тоже присутствуют, но эти крутятся сами за счет реки и ветра.
Чуть поодаль мы обнаружили старое святилище.
Его стены расписаны изображениями будд, индийских сиддхов, Кармап и других кагьюпинских учителей.
Тут же лежали «ца-ца», подношения, сделанные из глины с помощью специальных металлических форм.
Некоторые подношения были довольно старыми, другие — поновее.
Осмотрев святилище, мы прошли еще с полкилометра и дошли до точки, от которой туристы начинают треккинг до монастыря Янгпачен через перевал Ласар-Ла.
Внутри шатер из молитвенных флажков выглядит просто фантастически.
Вид на монастырь с крыши.
На обратном пути мы посмотрели, как живут монахи.
Община здесь небольшая, но жилые домики довольно аккуратные.
Купив последние сувениры, мы вернулись в Лхасу.
Путешествовать по Тибету можно бесконечно. Бродить пешком или ездить на машине — все равно.
Везде вы встретите полные чудес места, удивительную природу и замечательных людей.
Две недели в Тибете пролетели незаметно, и осталось огромное желание вернуться сюда еще раз.