Об этом известные люди
Анжела ЛИСИЦА, стилист, создававшая образы для Ани Лорак, Ирины Билык:
– Первый образ ищется для клипа, а потом используется и на концертах. Костюмы – обязательно. Сколько все это стоит? Можно использовать камни Swarovski, а можно – подделки… Думаю, минимум, с работой стилиста – это $2 тыс.
«Нанять тех, кто займется пиаром – от $400 до $1200 в месяц. Но это – только начало»
Роман МЕДЫНСКИЙ, руководитель «Агентства PR Batteries», работающего с Ассией Ахат, артистами шоу «Файна Юкрайна»:
– Одна трансляция клипа в телеэфире – от $30 до $200 (хотя бывает и дороже) в зависимости от рейтинга канала. Один цикл ротации клипа (100–150 показов на одном канале) – это 2,5–3 месяца. Одна трансляция на радио – $10–45 (в зависимости от популярности станции).
За публикации в печатных СМИ и интернете сейчас, в принципе, платить не принято (хотя бывает). Но продвигать себя самому – занятие бесперспективное. Нужны PR-менеджеры и PR-агентства. Нанять PR-менеджера – от $400 до $1000 в месяц, агентство – $800–1200.
«$100 тысяч – и человека будут узнавать»
Юрий НИКИТИН, продюсер, генеральный директор компании Mamamusic, представляющей Ирину Билык, Андрея Данилко, группы «неАнгелы», NikitA:
– Сколько стоит звезда «под ключ»? Это зависит от множества факторов. Например – стиля. Если некоммерческая музыка – раскручивать дольше и намного дороже. Коммерция – короче и дешевле. Но тоже нюансы: раскрутить мужчин сложнее, девушек – проще, группу – еще проще и быстрее. Важно, скандальный артист или нет. Скандальный – дешевле: лучше продвигается. Вообще, главное – песня: бывает, записал песню, поставил ее на радио, и она так полюбилась, что даже клип не нужен.
Так с Земфирой было, с Сердючкой. Вообще, что вкладывать в понятие «звезда» – собирать стадионы или просто примелькаться? Разные сроки, разные суммы. Среднестатистические «поющие трусы»? Я не занимаюсь «поющими трусами». В этом бизнесе все зависит от качества. Какого уровня видеоматериал, песни.
Можно снять клип за $200 тыс., а можно – за $10 тыс. Есть группы, которые вообще по $3–5 тыс. клипы снимают! Песню можно взять бесплатно, а можно заплатить за нее $10 тыс. Аранжировку сделать – за $100, или – за $5 тыс. весь продакшн «под ключ». Показывать клип 20 раз в день или один. Костюм – пошить самому за $20, или купить за $20 тыс. от Versace. Это все – себестоимость проекта.
И каждый ее определяет сам для себя. Минимальная сумма? Я бы, например, за 500 тыс. грн сделал бы известного артиста. Или чуть больше. Ну, $70–100 тыс., может – $120 тыс. Подчеркиваю: мы не говорим о качестве. Только – об имени, которое знают люди. Говорите, до кризиса называли суммы в $300-500 тыс.? Ерунда! Можно и $5 млн сказать, но если это умный человек – он не будет тратить $500 тыс. на раскрутку.
Это никогда не отобьется. Реальные цены до кризиса? Максимум за $150 тыс. я мог бы сделать очень известного артиста. Но это – сумма со старта: потом, конечно, продолжаешь инвестировать, но деньги уже возвращаются. Имеет ли смысл сейчас начинать раскручивать кого-то? Всегда имеет смысл начинать хороший проект. Качественное всегда будет продаваться!
Подсчитаем
Звездный «калькулятор»
Выведя «среднее арифметическое», подсчитаем по пунктам, во что нам обойдется создание звезды «с нуля».
Люди мы в этом бизнесе новые, и «за бесплатно-по дружбе» нам никто ничего делать не будет. Что нужно сначала? Песня. Ту, что за $10 тыс., брать не будем – возьмем попроще, но приличную: за $5 тыс. И не одну, а три минимум: надо же варьировать репертуар. Купить мало – нужно записать: по неопытности выбираем вариант «продакшн под ключ» и умножаем на три. Итак, минимальный репертуар, за который перед людьми не стыдно, нам обошелся в $30 тыс.
Дальше – клип. Выделим на него $25 тыс., приплюсуем услуги стилиста (умножив минимальную сумму на два – если уж делать, то делать красиво!), и получим $29 тыс. Дальше наймем PR-менеджера или агентство ($1 тыс.) и выдадим денежки на эфиры: усредненные 100 трансляций клипа по $100 и 150 радиоэфиров по $30. Но одним каналом и одной радиостанцией сыт не будешь: так что – минимум три. Итого эфиры + PR-услуги – $44 500. Что забыли? Персональный сайт: должны же журналисты и будущие поклонники где-то брать информацию об артисте.
К студентам обращаться не станем: если все делают профи – значит профи. В специализированной фирме создание хорошего сайта обойдется в $3 тыс. Его раскрутка (регистрация в поисковиках, банеры и пр.) – минимум в $2 тыс. Итого – $5 тыс. Таким образом, наша условная раскрутка персонажа «с нуля» до явного «эффекта узнавания» в общей сумме обходится в $108 500 – практически в ту же сумму, что называли профессионалы.
Только цифры
Считаем «вехи большого творческого пути»
Купить песни – $15000
Аранжировки, запись в студии – $15000
Услуги стилиста – $4000
Съемки клипа – $25000
Раскрутка (PR на ТВ и радио, эфиры клипов и песен) – $44500
Персональный сайт в интернете – $5000
Готовая звезда «под ключ» – $108 500