Кардинал Ришелье - одна из наиболее известных и одиозных фигур Франции. Благодаря его амбициям и любви к роскоши на одной из площадей Парижа появился чудесный дворец, окруженный великолепным парком - Пале Рояль.
Кардинал Ришелье был одной из самых влиятельных политических фигур Франции XVII века. Меняя замки и дома, Ришелье никак не мог найти то место, в котором ему было бы комфортно: загородные резиденции мешали активной натуре кардинала постоянно быть при дворе, а жить в одном, пусть и большом, дворце с королем было явно ниже достоинства Дюка. В 1624 году он покупает себе большое поместье Анжен, расположенное напротив Лувра. Поместье насчитывало несколько зданий, оборонные сооружения и даже небольшой сад, однако это не устраивало амбициозного Ришелье. Нужно было построить что-то, уж если и не превышающее по уровню, то уж точно соответствующее королевскому дворцу. Заказ на реконструкцию получил друг и протеже Ришелье – архитектор Жак Лемерсье.
Через несколько лет на этом месте появился Пале-Кардиналь – Дворец Кардинала. Чего здесь только не было – и настоящий гвардейский зал, и библиотека и театр. А картинная галерея (Ришелье по праву считался одним из первых коллекционеров того времени)? Ни много, ни мало, 262 полотна именитых европейских художников, среди которых стоит упомянуть Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Дюрера. А скульптура, а увлечение фарфором? Если вспомнить еще и о чудеснейшем саде, то станут ясны причины зависти королевской семьи к Ришелье. Таким уютным и вместе с тем роскошным поместьем Людовик похвастаться никак не мог. Дальновидный стратег Ришелье сделал «ход конем» — он завещал свой замок после смерти королевской семье, сняв тем самым все претензии и обеспечив себе уверенную старость (грустная насмешка судьбы – Людовик XIII пережил своего министра Ришелье всего на год, так и не успев в полноте воспользоваться этим даром).
Итак, 1642 год – год смерти Ришелье. На смену ему приходит «серый кардинал» — Мазарини. Вдова Анна Австрийская удаляется из Лувра в Пале Кардиналь вместе с детьми. Так дворец превращается в Пале Рояль (Королевский), это имя осталось с ним и до сего дня. Именно здесь проходит детство будущего Короля-Солнце Людовика XIV. Именно здесь закладываются его принципы абсолютной монархии и Божественного права королей («Государство – это я»). Монарх, переживший период смут, названный впоследствии Фрондой, воспитанный матерью и Мазарини, впоследствии правил 72 года (больше всех иных монархов в европейской истории), но так и не вернулся более в Пале Рояль. Наверное, нехорошие воспоминания детства. Правда, это не помешало ему поселить в одном из флигелей свою фаворитку герцогиню де Лавальер. Она родила ему 2-х небрачных сыновей. Несомненной заслугой Лавальер можно считать влияние, оказанное ей на Людовика. Именно в восторге от этой встречи король начал строительство Версаля – несомненно, одной из блистательнейших резиденций монархов Европы. В 1750 году Анна вынуждена бежать из Пале Рояль, спасаясь от Фронды.
Людовик Великий дарит дворец своему брату – Филиппу Орлеанскому. Во владении семьи Орлеанских Пале Рояль пробудет до самой Великой Французской Революции. Перестройки начинаются здесь еще в 80-х годах XVIII века и длятся до конца столетия. Герцог Орлеанский, известный как Филипп Эгалите кардинально поменял образ королевского дворца. После его нововведений от постройки Ришелье остался лишь общий образ. Дело в том, что Филипп привык к роскошной праздной жизни, однако денег на нее ему постоянно не хватало. Получив в наследство Пале Рояль он заказал архитектору Виктору Луи застроить свободное место домами с аркадами, из которых получились бы кафе и торговые лавки. Там же возникает французский театр, впоследствии переросший в Комеди Франсез. В центре парка некоторое время и вовсе разбили цирк-шапито. На несколько лет квартал превратился в огромный развлекательный центр Парижа. Двоюродный брат Людовика XVI пристроил целый квартал, окружив дворцовый сад тремя улицами, дав им имена своих сыновей — Божоле, Валуа и Монпансье. На правах герцога Филипп запретил полиции появляться на территории Пале Рояль а из дворца сделал огромны бордель. Здесь можно было найти девушку на любой вкус и кошелек…
Кафе, магазинчики, девушки легкого поведения и почти полная безнаказанность привлекали сюда самых разных людей. Говорят, что постоянным посетителем здесь был Бонапарт. Именно здесь началась Великая Французская Революция, когда Камиль Демулен, вскочив на стол, произносил пламенные речи. Отсюда толпа шла брать Бастилию…
Это и стало следующим этапом жизни королевско-кардинальского дворца. Начатое здесь восстание прокатилось не только по Парижу, но затронуло и Францию и остальную Европу. В 1793 году Филиппа Эгалите казнят революционеры и дворец национализируют – так впервые за всю историю он становится общим достоянием Франции.
Еще некоторое время дворец просуществовал в прежнем облике – здесь разместили биржу и суд. Все изменилось в 1814. Людовик XVIII возвращает Пале Рояль прежним хозяевам; бордель, кафе изгоняют и начинают воссоздание обстановки времен Ришелье. Вновь Пале Рояль блистает, вновь здесь весь великий свет Парижа. Здесь проводят литературные вечера, здесь играет молодой но уже популярный Лист. Благополучие закончилось в 1848. После революции дворец пришел в упадок, а коммуна 1871, переворачивая все с ног на голову, и вовсе сожгла его.
Таким, как Вы увидите его сегодня, дворец стал сравнительно недавно – его восстановили и с 1873 года в нем размещаются правительственные учреждения — Государственный совет, Конституционный совет и Министерство культуры.
Последнюю доработку Пале Рояль пережил уже в XX веке. В 1986г. на площади появились современные инсталляции — так называемые Колонны Бюрена. Архитектурный проект «Две площади», больше известный как «колонны Бюрена», был начат в 1980 году французским художником-концептуалистом Даниэлем Бюреном по заказу министра культуры Жака Ланга. Колонны Бюрена — это 260 колонн разной высоты, облицованных продолговатыми черными и белыми мраморными пластинами при входе в дворцовый сад. Установке колонн предшествовали два года споров как среди искусствоведов и архитекторов, так и среди простых парижан, которые в итоге смирились с колоннами и даже их полюбили. Теперь комиссия по надзору за памятниками искусства Парижа объявила, что колонны Бюрена нуждаются в реставрации. Вода просачивается в расположенные под площадью помещения, которые использует находящийся в правом крыле Пале-Рояля театр "Комеди Франсэз". Реставрация, по словам Алена Шарля Перро, архитектора, ответственного за Пале-Рояль, будет заключаться в демонтировании колонн и застиле двора герметичной пленкой из эластомера. Все это, по подсчетам господина Перро, обойдется как минимум в €2,6 млн. Изначальная стоимость колонн была более чем в два раза меньше суммы, необходимой для их реставрации…
http://www.nice-places.com/articles/europe/paris/406.htm
Серия сообщений "Из Парижа с любовью":…Лето за границей прекрасно, но в далекое путешествие хорошо брать старых, добрых – друзей. Мостовые и кафе de Flore – чтобы расслабится, и стать музей, или выбрать другой маршрут – атаковать магазины, читать классику и дегустировать сладости как современная Мария Антуанетта…
Часть 1 - Marie-Antoinette
Часть 2 - Cafe de Flore
...
Часть 7 - Parfait
Часть 8 - Printemps Haussmann
Часть 9 - Palais Royal
Часть 10 - Grimaldi
Часть 11 - Roger Vivier
...
Часть 24 - Коко о жизни, о любви, о моде
Часть 25 - Laduree - из Парижа с любовью
Часть 26 - YVES MONTAND - Les Feuilles Mortes