-Рубрики

 -Цитатник

мурзик - (0)

мурзик https://uvrazh.ru/

Блокировка рекламы - (0)

Блокировка рекламы Я только что скачала себе дополнение к Мозилле, блокирующее рекламу. Теперь на...

"Чистилка" поможет легко убрать рекламу и всплывающие окна из браузера - (0)

"Чистилка" поможет легко убрать рекламу и всплывающие окна из браузера ПАМЯТКА НАЧИНАЮ...

Сумочка крючком в технике «интарсия» - (0)

Сумочка крючком в технике «интарсия» Сумочка крючком в технике «интарсия» связана ...

Мишка Кэнди на спицах - (0)

Мишка Кэнди на спицах Мастер-класс по вязанию медвежонка спицами. Этого очаровательного ма...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Музыка

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я
Я
23:13 08.07.2014
Фотографий: 5

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Отчаянная_хозяйка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Мир_рукоделия Секреты_здоровья Decor_Rospis DitaVonTeese_Fans
Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Мой_цитатник Как_похудеть_лентяйке Wandelhalle О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.11.2009
Записей: 14762
Комментариев: 130
Написано: 15631


ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ

Среда, 10 Декабря 2014 г. 13:45 + в цитатник
 ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ

http://petrikovka.in.ua/tag/petrikovskaya-rospis

Петриковская роспись: история, особенности техники

От куда же берет свое начало знаменитый "петриківський розпис"? В Днепропетровской области есть одно село с названием Петриковка. Это одно из немногих мест, где и на сегодняшний день бережно хранят традицию древних народных художественных промыслов. Основал же Петриковку Петр Калнышевский еще 230 лет назад. В селе этом вольном был обычай: все женщины расписывали стены хат цветочными красочными узорами. Рисовали эти узоры специальными кистями, которые делались из кошачьей шерсти, а так же обмотанными мягкой материей спичками, или же просто пальцами. Разводили краски на молоке и яйцах, а цвета же выбирали под стать всем краскам природы - самые яркие.
Приднепровские хозяйки устраивали друг с другом соревнования. В своем стремлении украсить дом, делая его более живописным, чем у других, они с ревностью засматривались на искусство соседских творений. Красиво, будто в церкви- говорили о самых удивительных росписях. Но коли было так, что хата белой оставалась, так с такой хозяйкой и вовсе здороваться прекращали, будто с чужой.


В Петриковке самых старательных хозяюшек прозвали "чепурушками". И именно благодаря их трудам навыки росписи были переданы из поколения в поколение, аж до 30-х годов XIX века. А после наступления коллективизации народное искусство будто померкло. Радость ушла из жизни, ну а вместе с ней, видимо, и желание красоту творить пропало. Уже намного позже, Александр Статева – сельский учитель предпринял попытку возродить утраченное народное искусство и открыл школу. В преподаватели он взял последнюю из петриковских "чепурушек" Татьяну Пата. А Федор Панко - один из учеников той школы, после войны, принял решение посвятить себя всего народному искусству. И именно благодаря его стараниям в селе возникло творческое объединение с названием "Петриковка".
С того времени, петриковские мастера принимали участие в росписи различных павильонов магазинов и выставок в Киеве и Москве. В стиле петриковского оформления интерьера даже курсируют по Днепру некоторые пароходы. Хотя на первый взгляд в этих работах не улавливается ничего, что было бы принципиально новым, но это выходит не совсем так. Когда расписывали тот или иной, даже достаточно большой по своим размерам, интерьер, мастера из Петриковки переносили очень схожий со своим домашним образом дизайн интерьера на новые помещения, и изменяли лишь масштабы, чтобы те соответствовали размеру помещения. В 1960 - 1970 года народное искусство завершило формирование декоративной монументальной живописи.

Из петиковских крестьян постепенно начала выделяться группа полупрофессиональных мастеров. Они не только расписывали интерьеры домов, но и наносили художественную роспись на народные музыкальные инструменты, сундуки, веялки, сани, а в начале двадцатого столетия начали делать малевки на бумаге.
Когда же в народном творчестве Украины утвердили подлаковую роспись, то мастера, творящие в сфере декоративной графики, решили вернуться к росписи посуды из дерева, только выглядит этот процесс теперь совсем иначе. Форма деревянного блюда вытачивается на токарном станке, но уже нет, как это раньше было, имитации под фаянсовое изделие. Силуэт новых блюд схож с гончарными изделиями характерными для юга Украины и Полтавской области, округлостью формы и плавностью своих линий. Художественная роспись наноситься масляными красками на достаточно хорошо отполированную поверхность, не используя предварительную прокладку фона. В краски подмешивали немного лака, благодаря которому они становились прозрачными. Сквозь такие краски с легкостью просвечивалось дерево. Впервые такие блюда возникли в 1963г.
Особенностью данной росписи было: высокое графическое исполнение, декоративность всей композиции, а так же сдержанность гаммы цветов (черный, желтый, красный цвета). Это была новая модификация для традиционной росписи посуды на основе подобной современной.
Даже далеко за пределами Украины стали известными имена некоторых народных мастеров из села Петриковки. На сегодняшнее время в оформлении интерьера, книжной графике, художественной промышленности широко используют ажурный, четкий графически орнамент, который в прошлые времена развивался как декор предметов быта и настенная роспись. Прекрасный петриковский цветок распустился на фарфоровом блюде, волшебным узором окутал шелковую ткань, ценными самоцветами засветился на лакированной поверхности шкатулки для сувениров.
История петриковского орнамента имеет свою технику, пластический язык, и набор художественных образов. Традиции росписи передавались из одного поколения другому. Самобытный, преимущественно растительный орнамент, по прошествии лет, все более и более совершенствовался. Бытовые Вещи оформленные в стиле петриковской росписи, которые хранятся в музеях, датируются примерно к ХVIII-ХІХ столетиям. А сам же петриковский орнамент берет свое начало еще в традиции старинной орнаментики, которая нашла широкое применение среди быта запорожцев, украшая узором их жилье, начинку и оружие.
Петриковский орнамент современности, прежде всего, характеризуется преимущественно как растительный, цветочный. Основан он на тщательном изучении форм реальной флоры местности и создании на основе этих реалий несуществующих в природе, фантастических цветов (например, " кучерявки" или "лучка"). Достаточно широкое применение нашли мотивы луговых (василька, ромени) и садовых (розы, георгины, астры) цветов, винограда, ягод калины, клубники. Также характерным является изображение листьев папоротника, ажурной перистой листвы и бутонов. Петриковсих мастеров характеризует удивительно точный глазомер и чрезвычайная ловкость рук - все орнаменталисты рисуют без помощи намеченного предварительно контура, а так же не используют ни одного измерительного инструмента. Все виртуозное выполнение достигается с помощью письма тоненькой, сделанной из кошачьей шерсти, кисточки. Петриковские мастера, кроме кисти, используют щепочки, стебли, а некоторые цветы и ягоды рисуют и вовсе - пальцем.
Для росписи на бумаге петриковские мастера используют яичную темперу, а в настенной росписи применяют - гуашь, масляные краски и яичную темперу - на грунте, на деревянной поверхности преобладает в основном подлаковая роспись, нанесенная масляными красками. Основными сюжетами традиционной композиции петриковской росписи являются: "букет", "фриз", "веточка", декоративное панно, которое часто напоминает мануфактурные ковры приблизительно XIX столетия. Виды этих композиций часто используют в строительстве, когда наносят настенную роспись, как компонент архитектурного декора интерьеров.
Особенностью характерной для традиционной композиции, например, "букета" в петриковском стиле, является расположение в центре композиции трех достаточно больших цветков, с ответвлением из их сторон меньших по размеру цветочков и бутонов, которые грациозно завершаются стебельками луговых трав и выгнутыми усиками. Цветовое решение подобного букета будет всегда держаться на основном акцентирующем пятне (в нашем случае - на трех центровых цветах), с которым перекликаются небольшие цветные пятна второстепенных композиционных элементов.
В строительстве для передачи колорита традиционной росписи в петриковском стиле характерное соединение контрастов дополнительных и основных цветов спектра. Преобладают зеленые и красные краски. В наше время мастера-строители, которые имеют определенный опыт или профессиональное художественное образование, достаточно часто свои композиции выполняют в холодной или теплой гамме. И хочется отметить, что рисуют они не к себе, а от себя, в отличие от мастеров хохломской декоративной росписи

ligamasterov.com/note/37/



Петриковская роспись (часть 1)



Далеко за пределами Украины известно искусство народных мастеров села Петриковка на Днепропетровщине. Ажурный, легкий, волшебный цветок, который в прошлом украшал стены и печь сельского дома, бытовые вещи, сейчас расцвел изящным узором на фарфоровой вазе, на шелковой ткани, на деревянной сувенирной шкатулке.

Гроздь калины перед глазами и стебелек в удивительно ловких руках — вот и весь премудрый инструмент, с помощью которого талантливые мастера Петриковки творят непостижимую красоту.

История края корнями уходит в глубину веков. Память хранит и оглушительный топот копыт многочисленных татарских орд, и звон булатных сабель янычаров, и стон-плач истязаемых невольников. В ее глубинах высечены и лениво-размеренное поскрипывание чумацкой арбы, и мощный ритм походной казацкой песни, и грустная мелодия странствующего бандуриста-философа. Издавна земли приднепровские славились плодородием, вода в колодцах была кристально чистой, леса и реки изобиловали зверем и рыбой. Удивительная по красоте и щедрости природа манила, навеки пленяла сердце.
Еще в середине XVIII века места эти были облюбованы для поселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья — Петриковка. Село, свободно раскинувшееся посреди степей, было «казенной государственной слободой» и поэтому не знало тяжелого гнета крепостничества.Вечно живой дух неповиновения, гордое сознание своей независимости, личное достоинство — главные черты характера Петриковки, — формируют особый тип человека-творца, способного не только видеть и ценить красоту своей земли, но и выражать ее в особой лиричности песенных мелодий, в подчеркнутой изысканности рисунка вышивок, в изящной красочности декоративной росписи.
Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества.Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, куда съезжались крестьяне, чтобы купить раскрашенную деревянную и керамическую посуду, бандуры и прялки, сундуки и копилки, вышитые скатерти и полотенца с сочным по колориту цветочно-растительным орнаментом. Особенно ценились изделия местных «рисовальщиц» — мастериц по росписи домов и их внутренней отделки.Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель в прекрасное жилье, которое радует глаз.
Однако настоящих мастериц росписи были единицы, и удовлетворить желание всех желающих украсить родные стены было невозможно. Вот тогда наиболее сообразительные из них начали рисовать цветочные узоры на бумаге. Бумажные «малевки», как прозвали их в народе, можно было делать в любое свободное время года и даже в зимнюю непогоду. Со временем эти нехитрые рисунки, постепенно вытесняя роспись, становятся любимым украшением в крестьянском быту на Приднепровье. И поныне в некоторых домах Петриковки, Лобойковке, Китайгороде и других ближних сел можно встретить «малевки», размещенные в «красном углу», на печи, оконных рамах, полочках для посуды.История не сохранила имен знаменитых народных мастериц прошлого. Безжалостно обошлась она и с творениями их умелых рук. До наших дней не дожили ни старинные разрисованные дома, ни, тем более, создаваемые «малевки». Лишь на рубеже XIX-ХХ веков, когда возрастает интерес к народному творчеству, и изучением ее начинают заниматься не только любители, но и ученые, безымянные работы сельских мастеров приобретают свое авторство. Волшебную красоту петриковского цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И.Яворницкий. Он одним из первых стал серьезным исследователем и восторженным собирателем произведений петриковских «рисовальщиц». Значительную роль в популяризации декоративной росписи сыграли также работы харьковского искусствоведа Е. Верченко, который в 1930 году опубликовала книгу «Настенная роспись Днепропетровщины», монографические альбомы 1950-х годов А. Стативы, который обратил внимание на творчество ведущих мастеров старшего поколения, фундаментальные исследования 1960-1970-х годов Б. Бутник-Северского и Н. Глухенькой. Последняя не только широко пропагандировала петриковский промысел, но и принимала непосредственное участие в организационных и творческих делах. Если заглянуть в истоки зарождения промысла, можно проследить, как прорастали его корни на благодатной почве искусства Запорожской Сечи, как в основу цветочных композиций закладывались, с одной стороны, традиции орнамента, широко используемые казаками для отделки своего быта и оружия, с другой — крестьянское понимание и переживание красоты окружающего мира. Несмотря на различные подходы в изображении натуры, мастеров петриковской декоративной росписи объединяла любовь к своему краю. Произведения их — прямой отклик на редкую по богатству и щедростью природу. Она, для настоящего творца — всегда источник вдохновения. В народном же искусстве связь художника и родной земли особо глубинный и непосредственный. Поэтому своеобразие природы испокон веков было в народном творчестве источником безграничных вариаций форм и видов деятельности, рисунка орнаментальных узоров, цветовой палитры. Вглядитесь в красочную вязь орнамента петриковской росписи — и на вас буквально повеет ароматом трав, ягод и цветов привольных степей Приднепровья.
Это языческое поклонение перед земным богатством, отмечает искусство Петриковки, побуждает на создание своеобразной декоративно-художественной летописи флоры и фауны Приднепровья.

Однако петриковский орнамент не является прямым отражением природных мотивов. Созданный в росписях мир — плод творческой фантазии народного художника. Поэтому он так близок сердцу, жизнерадостный и празднично красивый.
Словно по мановению руки мастера-волшебника распускаются на бумаге удивительные «луковички» и «кучерявки», розы и папоротник, слетаются невиданные жар-птицы и горлицы, совы и кукушки, приплывают из сказочного океан-моря золотые рыбки. Удивительными самоцветами начинают переливаться и обычные краски.

Первыми петриковской волшебницами называли Т.Я.Пату, Н.А.Белоконь, И.У.Пилипенко. Три прекрасные мастерицы, три яркие творческие индивидуальности и три направления в развитии традиций декоративной росписи.

Даже среди самых известных «рисовальщиц» Татьяна Акимовна Пата — явление уникальное. Она не только настоящий художник, который сумел создать свою неповторимую вязь петриковского орнамента, но и основательница целой школы декоративной росписи. Судьба ее не жаловала. Татьяна Пата родилась в бедной крестьянской семье, где было восемь детей. И выпала бы ей судьба сверстниц, сельских тружениц, которые гнули спину с утра до ночи на ниве и в усадьбе, если бы не талант, дарованный природой и прародителями. С юных лет разрисовывая дома, печи, крестьянский инвентарь, она досконально овладела искусством росписи. Поражают тонкий художественный вкус и живописное мастерство Татьяны Паты, которая «на глаз», виртуозно творила свои райские кущи из простых полевых и садовых цветов, из коряг калины и клубники, любовно взлелеянных ей в собственном дворе.
Совсем по-другому видит и вторит свет в декоративных панно Надежда Аврамовна Белоконь. Она — настоящий народный мастер в подходе к решению композиционной картины. Свободно и гармонично вплетаются незатейливые сюжеты ее живописных рассказов в богатую отделку цветочного орнамента. Звонкое анилиновое многоголосие праздничных процессий молодых, свадебных поездов, сватаний, нарисованных ею с непритязательной простотой, похожей искрящимся юмором и весельем на народные танцевальные мелодии. Наивный мир добра и счастья. Только искренность чувств и щедрость души могли породить эти яркие красочные картинки жизни родного села и земляков.

Из трех старейшин петриковской росписи Ирина Ульяновна Пилипенко наиболее традиционная.Прочная нить связывает творчество мастерицы с истоками петриковского искусства, когда «малевка» говорила еще на языке настенной росписи и мудрая простота декоративного орнамента соединялась с монументальной значимостью каждой его детали.Неподдельный реалист в изображении «петриковского цветка», поэт, глубоко чувствующий «упругий ритм травы цветения», Ирина Пилипенко творит свои цветочные фантазии согласно народному представлению о красоте.А красота эта, судя по ее «малевкам», рождается на гармонии контрастов.Мастерица чутьем угадывает, какие цветы объединить в букет, чтобы их соседство подчеркивало неповторимую прелесть каждого.Так, крупные яркие георгины особенно хороши в ее декоративных росписях наряду с простенькими по форме и цвету цинниями, массивные темные головки «луковиц» будто нарочно выглядывают из-за гвоздик, подчеркивая сочную окраску и причудливую ажурность их лепестков.
Умение сопоставлять, объединять разнородное в гармоничный образ воспитывалось природой.Урок этот Ирина Пилипенко, наблюдательный человек и талантливый художник, усвоила быстро и на всю жизнь.
Наряду с признанными мастерами декоративной росписи создавали свои орнаментальные выдумки из цветов Прасковья Ивановна Павленко, Надежда Митрофановна Тимошенко, Анна Кондратьевна Пилипенко-Исаева, Пелагея Ивановна Глущенко, Василий Митрофанович Вовк. Их творческие голоса в большом хоре петриковских умельцев звучат не так громко и колоритно, как знаменитое трио.Однако каждый из них, искусно выводя собственную, пусть даже нехитрую мелодию, обогащал и разнообразил цветовую и композиционную оркестровку орнамента.Рассматривая произведения Петриковки старшего поколения, удивляешься утонченному искусству и легкости, с которой придумывали и создавали удивительной красоты соцветия эти простые крестьяне, не имевшие не только художественного, но и общего образования.

Точный глазомер и твердость руки позволяли им без предварительной прорисовки одним мазком выписывать и нежный лепесток цветка, и гибкий стебель растения, прикосновением пальца передавать и тугую твердость плода, и соковитую мягкость ягоды.

Природа, которую с такой любовью и знанием изображали народные художники, была для них не только неиссякаемым источником вдохновения, но и щедрой кладовой материалов для творческой работы. Свои радужные краски в Петриковке добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом.Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый — с пырея и листьев паслена, синий — из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелуха лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель.
Инструменты для росписи имели также природное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, особенно ситник и рогоза, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера — вот небогатый набор художественных орудий, которыми создовали народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне.

Популярность не обошла стороной петриковских старейшин. Слава о них как о волшебниках и колдунах неслась по всему Приднепровью

А после 1936 года, когда в Киеве открылась первая большая выставка народного творчества, на которой были показаны произведения художников из Петриковки, о них узнала вся Украина, пришло и официальное признание. За участие в выставке Ирина Пилипенко и Анна Исаева получили дипломы I степени, а Татьяна Пата и Надежда Белоконь вернулись домой со званием мастера народного искусства Украины.

Поездка в Киев стала вехой в развитии петриковского промысла. Встречи в музеях с шедеврами мирового искусства, с творчеством ведущих профессиональных художников современности, обмен накопленным опытом с народными мастерами из других районов Украины произвели огромное впечатление на Петриковку, послужили своеобразным детонатором для сильного всплеска творческой активности. Качественно изменилася и сам роспись. С прикладной «малевки», подчиненной строению сельского хаты, она постепенно превратилась в самоценное художественное произведение.
Немалую роль в этой метаморфозе сыграла, открытая в том же 1936 году в Петриковке, школа декоративного рисунка. Главным педагогом ее на долгие годы стала Татьяна Пата. Несколько поколений обязаны ей возможностью открыть дверь в неизвестный, но прекрасный мир искусства. Талант художника и наставника, доброта и чуткость души, которыми так щедро одарила природа этого, удивительно скромного человека, позволяли ей быстро завоевывать сердца своих учеников, оставаться для многих на всю жизнь любимым Учителем. Потому и говорят и пишут о ней с непременным уважением и нежностью все ее воспитанники и последователи. А среди них такие известные ныне мастера, как Галина Прудникова, Фекла Кучеренко, Евдокия Клюпа, Иван Завгородний, Мария Шишацкая, Александр Пикуш, Надежда Шулик, Федор Панко, Василий Соколенко и Зоя Кудиш, жизнь и творчество которых тесно связаны с родным селом.
Однако ученики Татьяны Паты работали не только на Приднепровье. Целая группа киевских художников — выходцев из Петриковки, таких как Полина Глущенко, Вера Клименко-Жукова, Марфа Тимченко, сестры Галина и Вера Павленко — успешно развивали традиции цветочного орнамента в росписи по фарфору на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.

Именно в этой среде сформировался в послевоенное время тип народного мастера — профессионального художника, в творчестве которого традиционные приемы и современное мышление дали неожиданно интересные плоды.

С творчеством нынешнего поколения соединены возрождение декоративной росписи на стене, в архитектурном интерьере, большие возможности его использования в различных видах прикладной графики и книжной иллюстрации, в промышленных изделиях и тканях.
Продолжается освоение под роспись различных материалов — фарфора, металла, пластмассы, дерева, керамики.
Вместе с тем, именно в 1950-1960 годы, благодаря множеству выставок искусств Петриковка переступает пределы Украины. В то же время наиболее талантливых народных мастеров признают полноправными членами творческого Союза профессиональных художников.


http://gorodinfo.org.ua/blog/racshiryem_krugozor/2392.html









 



PEROOO

 

Рубрики:  Рисунки. трафареты/Петриковская роспись
уроки. советы


Процитировано 1 раз