23, 24 и 25 ноября прошел III ежегодный Молодежный Фестиваль Камерного Искусства в актовом зале Тольяттинского Государственного Университета. Действо происходило с подачи добрых спонсоров и моральной теплой поддержки, которой в отличие от материальной никогда не бывает мало, Департамента Культуры мэрии г.о. Тольятти и Комитета по делам молодежи нашего же славного округа.
Благодаря неутихающей здоровой инициативе студенческого братства ТГУ фестиваль можно уже смело называть традиционным. Работа не только набрала оборот, но и накатала лыжню в проведение своих мероприятий. И это не только узнаваемый дизайн афиш, костюм и голос организатора и ведущего Сергея Немкова, зал, разбитый на несколько небольших сцен, каждая со своим зрительским рядом, так что зрители после каждого нового отделения попадают в новую обстановку, не выходя из контекста заданной изначально атмосферы. Традиционными и ожидаемыми стали рубрики фестиваля.
Это всегда живая музыка и исполнение в первый день проведения. В этот раз слух пришедших на огонек радовал лауреат всероссийских и международных конкурсов Хор мальчиков и юношей «Ладья» (Тольятти) с концертной программой «Мужского братства голоса». Ребята порадовали не только силой подачи и мощной энергетикой, но и умилили составом, в который вошли совсем маленькие, но очень талантливые мальчики-хористы.
Во втором отделение того же дня выступили, как указано в программке, обладатели I и II премий фестиваля «Виват, баян!» Антон Дорофеев и Николай Белоусов. К счастью, тандем обаятельных ребят с большими талантом и инструментами, называется более поэтично, чем вышеуказанный конкурс. «Angellis» по мотивам фамилии известного композитора Маурицио Де Анджелис. Помимо отличной техники, подметила цепляющую манеру игры баянистов. Эти нервные движения губ, переходы на дрожь всем телом в моменты главной кульминационной партии исполняемого произведения. Так бывает, во сне видя что-то яркое или тревожное, бессознательно шевелишься, реагируя на собственные переживания. Да и нечего стесняться, если действительно и глубоко чувствуешь то, что делаешь.
В перерывах между выступлениями и обсуждениями этих выступлений с участниками по средствам вопросов из зала, открывался в свободный доступ стол с нехитрыми печеньм-конфетами и чаем. Это создавало необходимые таким мероприятиям паузы для переваривания впечатлений, перекура. Создавались маленькие кружки, делящиеся друг с другом мыслями. Профессионалы, любители и просто слушатели могли в свободном режиме обсудить тонкости и ошибки показанного им представления. В этом чувствовалось некое единство круга пришедших, элитарность в выборе своего досуга и интересов витавшая в воздухе.
Во второй день, т.е. 24 ноября, так же традиционно для Фестиваля Камерного Искусства, состоялся вечер современной поэзии. Автором и исполнителем стала Юлия Пилипчатина – воплощение мечты провинциального дарования - уехать из родных нагретых мест в Столицу и оказаться там востребованным. В Тольятти Юля была редактором молодежной газеты «Спичка», организатором творческой группы «Человечки», которая ставила экспериментальные постановки при театре «Голосова 20», продвигало авангардное искусство в массы. Сейчас она иллюстратор произведений для детей при одном из Московских издании. Она и на фестиваль приехала с персональной выставкой графических работ, за которые, по признанию самой, волновалась гораздо больше, чем за собственное выступление. И то и другое переживании оказались напрасными: исповедальная и очень женская лирика Юли Пилипчатиной была внимательно впитана слушателями. Выставка так же прошла на отлично, особенно если учитывать ту непроходимую толпу, которая образовывалась у работ в чайные перерывы.
Серебряный призёр VIII Молодёжных Дельфийских игр России, лауреат Всероссийских, Европейских и Международных фестивалей Театр танца «Скрим» (Самара) с хореографическим спектаклем «Весна», выступавший во втором отделение оставил двоякое впечатление. С одной стороны впечатлили и образы, созданные режиссером, и идея прослеживалась так, что обывательский вопрос «О чем спектакль?» возник у малого процента после просмотра. Отлично подобрана музыка, однако слишком резкий переход от этно мотивов к качественным эстрадным композициям. Движения всех персонажей на сцене, что очень важно для театра пластики, не синхронны и часто неточны в построение единого рисунка. Девочки, которые должны выполнять движения ровно по центру сцены, смещаются в бок, чем смазывают единство линий тел, красоты человеческой пластики. Судя по диалогу с залом во время обсуждения, это происходит из-за частой текучки в постоянном составе. Почти все актеры – одногруппники хореографического отделения Самарской Академии при которой и существует театр, следовательно они находятся в труппе пока учатся. Театр существует с 97 года, но состав постоянно меняется, что не дает знаниям закрепится на техническом уровне. Впрочем, это уже не самодеятельность, к которой мы привыкли на камерных сценах наших подпольных концертных площадках. Это некая ступень выше, конечно же, со своими недоработками, но с намеченной точкой роста.
Третий день блистал местными молодыми талантами. Традиционная свободная сцена по предварительному прослушиванию с каждым годам все более разрастается в массе участников. Самопровозглашенные поэты, музыканты, певцы, танцоры, актеры и прочие демонстрировали собравшейся публике свои таланты. Кто-то с большим, а кто-то с меньшим успехом. Впрочем те, кто уже был не единожды замечен в творческой самореализации так и остался в лидерах, еще более выделяя на своем фоне пассивных одноразовых дарований.
Так инструментальный ансамбль «Эмпатия» под чутким руководством Олега Иванова ожидаемо стал обладателем спец.диплома жюри фестиваля. Ребята давно и прочно зарекомендовали друг друга, выступая на различных конкурсах, концертах и мероприятиях для молодежи. А главное – развиваясь!
Подводя итоги, скажу, что зрителей было не так уж много, зато всем хватило чая и впечатлений. Преподаватели и прочие сильные мира ТГУ в зале замечены не были. Странно, что даже работники Гуманитарного Института, казалось бы ближе некуда к современному искусству и молодежной культуре, не нашли времени забежать на огонек. А что делать? Дела-дела. Но я уверенна, что они очень гордятся этим большим и уже свершившемся событием. Возможно, они даже делают это прямо сейчас, в своих кабинетах или дома за чашечкой чая и заполнением очередного отчета – сидят и гордятся. Молодцы они у нас все-таки!
Огромную благодарность за работу хочется сказать профкому студентов и аспирантов ТГУ, Марии Иткуловой – главному специалисту по Внеучебной Деятельности Гуманитарного Института при ТГУ, и ребятам-студентам-организаторам – Антону Кутузову, Вере Боженовой. Постарались и порадовали. Собрались и сделали. И хорошо сделали!
Словом, фестиваль будет иметь продолжение и в следующем году. Так что ожидаем новых приглашений в своих электронных ящиках, афиш в черно-желтых тонах и других узнаваемых позывных уже IV Фестиваля Камерного Искусства.
Дарья Муранова