Цитата сообщения Привалова
Золотые чашки от Франца Гарднера (часть 2)
Фарфоровая фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» была основана в 1766 году и за более чем двухсотлетнюю историю создала шедевры фарфорового искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы. Главные принципы фабрики «Мануфактуры Гарднеръ» - высочайшее качество и верность традициям. C момента основания и по сей день старейшее российское предприятие становится обладателем самых значимых российских и зарубежных титулов и наград.
Фабрика Франца Гарднера располагалась в небольшом селе Вербилки Дмитровского уезда Московской области и производила великолепный фарфор, не уступавший по качеству европейскому. Существует легенда о том, что, готовясь отмечать именины, Екатерина II приказала своему фавориту князю Потемкину приготовить праздничный стол, который сумеет превзойти тот, что описан в сказках «Тысячи и одной ночи». Князь Потемкин постарался на славу. По воспоминаниям участников обеда, стол был отделан золотом и драгоценностями. Кухня была восточной, французской и итальянской, а на десерт гостям подали золотые чашечки, полностью наполненные бриллиантами. Известная своим изысканным вкусом императрица была в восторге и отметила это своему фавориту: «Спасибо, князь, ты и вправду затмил сказки «Тысячи и одной ночи» блеском золота и роскошью фарфора». Фарфор князем Потемкиным был приобретен у Гарднера.
Для справки: История чайной пары
Как утверждают историки, фарфоровая чашка с ручкой - та, которую мы ежедневно наполняем душистым чаем - появилась не столь уж давно. Произошло это поистине важное событие около 1730 г. в Вене, когда какой-то изобретательный и предприимчивый мастер фарфоровых дел придумал снабдить китайскую гайвань (пиалу) боковой ручкой, и эта конструкция стала более удобной для европейцев - ведь до этого в течение многих лет они пили кофе из металлических чашечек с ручкой, а воду, пиво или молоко - из кружек. Распространение чайного напитка в Европе совпало с расцветом производства фарфора в целом и посуды для чаепития как одного из его направлений. Необходимость осваивать новый материал была обусловлена также и крайне высокой закупочной стоимостью чайников, чайниц и гайваней, привозимых вместе с чаем из Китая. Фарфоровая и фаянсовая посуда для чая производилась и употреблялась с XVIII в. и в России. Но фарфор и чай всегда составляли элитарный тандем, и даже с превращением чаепития в общенародную традицию во второй половине XIX в. качественный фарфор и высокосортный чай сохранили статус атрибутов роскоши и в своем сочетании представляли удовольствие для немногих. Выражаясь высокопарно, чашка чая, соединяя в себе произведение искусства и дар природы, предназначена для получения изысканного наслаждения. Другое дело, что понимание чаепития доступно всем. Многообразие производимой посуды и хорошо налаженная поставка разных сортов чая способствовали развитию среди широких слоев населения России этой благотворной привычки.