Бархатный сезон в Крыму. Что может быть прекраснее. Пляжи опустели от детворы, солнце перестало быть палящим, воздух пахнет необыкновенной смесью осени и моря…
В такую пору мне посчастливилось побывать в Крыму в сентябре 2007 года. Мы с мужем отправились в свадебное путешествие в Ялту. Прекрасный город, чистейшее море, масса достопримечательностей. Но для меня самым ярким впечатлением и до сих пор является путешествие на гору Ай-Петри. О нем и хочу поведать всем читателям МирСоветов.
Гора Ай-Петри – самая большая гора Крыма. Ее высота 1234 м и своей вершиной она, без сомнения, цепляет небо. По советам старожилов (у которых мы снимали комнату), собираясь на гору, следует взять с собой теплую одежду, так как на вершине температура воздуха на 5-10 градусов ниже, чем у основания.
Рано утром, прихватив свитера, мы на катере (экскурсия стоит от 5$ на человека) отправились в Мисхор. Надо сказать, прогулка по морю удалась. Увидев Ласточкино гнездо, множество красивейших санаториев и не услышав ни слова из того, что по громкоговорителю рассказывал экскурсовод, мы прибыли в Мисхор. Прогуливаясь по саду Воронцовского дворца, мы увязались за экскурсией и благодаря этому увидели ядовитое дерево, которому 2000 лет и обалденный пруд с почти ручными лебедями. Эта самая экскурсия и вывела нас к уникальной, как было указано в нашем путеводителе, канатной дороге.
Канатная дорога на Ай-Петри
Надо сказать, увидев верхнюю станцию, мне резко перехотелось туда подыматься. Высоты я не боюсь, но вот представить себя в кабине трамвая, который мчит над пропастью, не могла никак.
Канатная дорога на Ай-Петри уникальна тем, что между средней и верхней станцией канатки нет вышек. Рекорд Европы.
Выстояв минут 20 в очереди и услышав от экскурсовода, что несчастных случаев со времени запуска дороги (а это с 1988 года) не было, я успокоилась и села в трамвай. Рассчитан он был на 35 человек, причем все места были стоячие. Один билет стоил 4 доллара. Окна в трамвае занимали две трети его высоты, и из них открывалась прекрасная панорама виноградников, над которыми мы «плыли». До первой – нижней станции – добрались минут за 8. Пересели на другой трамвайчик. И тут началось самое интересное. Скорость увеличилась раза в два, а высота раз в пять. Вместо виноградников под нами проносились леса, а позже и вовсе отвесные скалы. От резкой смены давления заложило уши, и муж посоветовал, закрыв нос, надуть щеки. Помогло. Не помню, как добрались до верхней станции: половина людей в вагончике постанывала от страха, а я и вовсе закрыла глаза.
На вершине горы
Когда мы ехали, я представляла вершину горы лысой, безлюдной площадкой, по которой снуют туристы. Не тут-то было. Мы прибыли в настоящий город! Немного переведя дух, пошли гулять по плато. Надо сказать, свитера взяли не зря. Разница температур чувствовалась хорошо. А кроме этого, все плато было окутано облаком и создавалось впечатление тумана. В то, что находимся в облаке, не верилось. Особенно, когда со смотровой площадки увидели солнечную Ялту.
С этой же площадки виднелись Зубцы Ай-Петри (их высота 12-15 метров), которые образуют целый ряд пиков.
Да и деревья здесь странные: кривые крымские сосны, обвешанные ленточками. Оказывается, вешая ленточки из целлофана, туристы загадывают желания.
Развлечения в «городке»
Побродив по горам, мы двинули в «город». Ради такого можно пережить даже подъем по канатной дороге.
Начнем с того, что здесь можно пофотографироваться и с огромным чучелом симпатичного медведя,
и с орлом, и с пантерой,
и с живым, но маленьким медвежонком.
Само собой это не бесплатно и стоит от 2 долларов за кадр. Вот кого не ожидала увидеть на горе – так это верблюда.
Предприимчивые татары (местные жители) за 5-10 долларов покатают вас, облачив в шикарный национальный костюм.
Одному парню предложили взлезть на верблюда всего за 1 доллар. Он, порадовавшись почти «халяве», взлез. Верблюд покатал его немного, после чего хозяин зверушки запросил уже 15 долларов за спуск с верблюда. Парень был в шоке, заплатил – побоялся прыгать. Я его понимаю. Высота верблюда в стоячем положении где-то метра два.
Покататься здесь можно и на ослике, и на ретромобиле, и на картингах. Стоимость такого удовольствия от 6 долларов за час.
Стоит на горе и качеля-центрифуга для любителей экстрима. Так что скучно не будет.
На Ай-Петри исследовано более 35 пещер. И экскурсия по ним стоит от 20 долларов. Мы хотели найти пещеру-холодильник, о которой много слышали, но без проводника это почти невозможно. А жаль, ведь в ней даже летом лежит снег.
О вкусном…
Побродив по почти альпийским лугам, надышавшись горным воздухом и даже наткнувшись на несколько крупных грибов, мы вернулись к подъемнику. А там… десятки кафешек, тепленьких, с коврами и кальянами, хозяева которых просто-таки тянут тебя за руки – зовут у них отобедать.
Лагман (домашняя лапша с овощами и бараниной), шурпа (суп из мяса барашка) и нереально вкусный плов и все из настоящих восточных казанов. Это для начала.
Шашлык из свинины, баранины, овощей, свеженький, приготовленный при вас.
Салаты, сладости, вкуснейший чай и, наконец, вино… Вина здесь на любой вкус – десертное, белок, красное, крепленое… Дегустация всех сортов бесплатная, а сортов этих по 10-15 у каждого хозяина.
Всем читателям МирСоветов рекомендую брать с собой побольше денег: стоимость порции шашлыка (любого) от 4 долларов, порции любого горячего блюда – 3 доллара. А вот вино лучше брать литрами (на разлив с собой). Причем с хозяином легко сторговаться (только чтоб не слышали конкуренты). Литр вина стоит 4-6 долларов. Мы поторговались и взяли 2 литра, но по 3 доллара. Кстати, вино тут домашнего приготовления, но такое густое и вкусное, что легко поспорит с самой Массандрой. Как вы поняли, отобедать можно шикарно.
Только вот после такой обильной еды захотелось полежать. Жаль, что здесь нет гостиницы. Хотя, видимо, скоро будет – уже был возведен почти весь ее каркас.
Сувениры
Засобирались домой. Но перед этим зашли на рынок за сувенирами. Чего тут только нет: овечьи шкурки прекрасной выделки (от 40 долларов), жилеты-безрукавки из овчины (взрослые от 20 долларов; детские – по 10), изделия из яшмы, пахучего можжевельника, пряности, подушечки, наполненные ароматными луговыми травами и так далее.
И цены сравнительно низкие. У подножия горы в сувенирной лавке всё вышеперечисленное стоило на 2 доллара дороже, а в Ялте так и вовсе на 5. Так что если покупать сувениры, то здесь.
Обратная дорога
Скупившись, мы обратили внимание на маршрутные такси с надписью «Ай-Петри – Ялта». Решив, что спуск на трамвайчике я не переживу, решили ехать микроавтобусом. Сразу хочу предупредить всех читателей МирСоветов, что спуск по этой дорогое – экстрим еще тот. Дорога по самой горе не страшна – обычная трасса.
По пути мы увидели купола метеостанции и Ай-Петринский меридиан.
А вот когда начался спуск по серпантину – мы поняли смысл жизни… Дорога шириной не более четырех метров была двухсторонней. С одной стороны дороги была отвесная скала, с другой – не менее отвесный обрыв. Поворот сменялся поворотом, а водитель, казалось, едет на ощупь. Встречные маршрутки почти терлись об окна нашей. Да и пассажиры один за одним просили остановить на минутку. Спуск покруче, чем на канатной дороге. Подольше (на канатке подъем-спуск занимает ровно 20 минут, по серпантину – минут 40), зато дешевле – всего 3 доллара за дорогу до ялтинского автовокзала.
Оказалось, эту дорогу строили 50 лет. Титанический труд.
Доехав до бахчисарайской трассы, серпантин закончился, и мы выдохнули. И я пообещала себе больше никогда не подыматься в горы. Но спустя два дня, мы вернулись на Ай-Петри. Знаете ли, захотелось шашлычка и острых ощущений… Очень советую.