-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина_Феофилактова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2009
Записей: 223
Комментариев: 81
Написано: 461


Флорентийский женский костюм

Суббота, 29 Декабря 2012 г. 21:29 + в цитатник

punto_di_vista

Предлагаю вашему вниманию небольшой справочно-развлекательный обзор женского костюма Флоренции второй половины 15 века, с упором на терминологию.
Еще в 14 веке в итальянской одежде проявляется увлечение античностью, прежде всего – в простом крое одежды и обилии драпировок. Часто фантазия художника даже преувеличивала степень «античности», так что, конечно не все, что изображено, можно отнести к реально существовавшему костюму.
Как и в более раннее время, костюм продолжал оставаться многослойным. Простыми словами, он состоял из рубашки, платья, при выходе из дома мог надеваться плащ, а в торжественных случаях – расшитая накидка, простая обувь, и предпочтительно для женщин было покрывать голову, хотя в основном это делали замужние женщины.
Все основные элементы костюма мы можем видеть у фра Карневале:
text="читать дальше с картинками">
Нижняя рубашка называлась «камича» (camicia). Помимо того, что она была нижним бельем, камича несла в одежде еще и декоративную функцию. Дело в том, крой платья предполагал многочисленные разрезы, сквозь которые была видна камича. Ворот и края рукавов ее часто украшались орнаментом. В чистом виде изображений камичи не существует, но ее фрагменты мы можем видеть практически во всех женских изображениях.
Платье – гамурра (gamurra). Характерной особенности платья этого периода является то, что лиф и юбка стали кроиться раздельно. На самом деле с терминологией «платьев» этого периода все не так просто. В средневековье основной «платьеобразной» одеждой как мужской, так и женской была котт (cotte) или как ее называли в Италии котта (cotta). Существуют разногласия по поводу внешнего вида котт, точно можно сказать, что с 14 века женская котт перестает быть цельнокроеной. Однако гамурра это не разновидность котты, а самостоятельная итальянская женская одежда, выглядит как платье с узким отрезным лифом и складчатой или сборчатой юбкой. Повседневные гамурры шили из однотонной ткани, обычно шерсти, праздничные – из узорчатой парчи. Различия в крое платьев можно разделить на три группы:
1. форма рукавов
Надо сказать, что у итальянцев довольно разветвленная терминология фасона рукавов. Я опишу только несколько, зато с примерами.
а) рукав с разрезами назывался aburattegli, acotelacio или affetate. Это либо несколько разрезов, либо один длинный от плеча до запястья. Как пример - женский портрет Боттичелли:

Иногда разрезы стягивались шнуровкой. Как у Джованны деи Альбиццы

b) рукава a gozzi, дословно это значит - в форме птичьего зоба, по-английски их называют мешкообразными, а по-русски это, наверное, рукава-фонарики. Пример - Филиппо Липпи, и, кстати у всех трех женщин с картины фра Карневале тоже такие рукава.

с) atrombe, рукава-трубочки, предположительно она в платье Неры Корси Сассетти с фрески Гирдандайо

d) самые простые рукава, прямые, прилегающие к рукам, назвались pullite. Такие рукава у женщин на дальнем плане работы фра Карневале:


Скорее  всего они же на портрете работы Антонио Полайоло из Берлина

e) fiorite, рукава с цветочным орнаментом, по ткани отличались от основного объема гамурры. Портрет молодой женщины кисти Антонио Полайоло из Уффици

2. другим способом вариации кроя был способ сочленения лифа и юбки.
Стоит выделить два типа. Либо гладкий переход, как в платье Лодовики Торнабуони:

либо низ лифа собран в небольшие валики, как у девушки с портрета Филиппо Липпи из Берлина:


3. наконец различалось оформления выреза спереди. Надо сказать, что глубина выреза регулировалась законодательно, но законы не всегда соблюдались. Как любопытный пример этого можно привести картину Лоренцо ди Креди, изначально у платья был более глубокий вырез, была видна камича, однако затем платье было "поднято" до ключиц:

Часто вырезы шнуровались различными способами, к примеру:
a href="http://pics.livejournal.com/punto_di_vista/pic/000q1s9c/">


Можно сказать, что повседневной женской уличной накидкой был плащ без рукавов «мантелло» (mantello). Края плаща набрасывались на руки и драпировались, иногда мантелло могли накидывать на голову. Как пример - Лукреция Торнабуони с фрески Гирландайо

Вариант мантелло, накинутого на голову:

Куда более торжественной была накидка «симара» (zimarra). Часто она шилась из тяжелой узорчатой ткани – бархата, золотой и серебряной парчи. Симара уподоблялась античной палле, однако на самом деле происходит она из французского упелянда (huppelande). Длинные рукава упелянда слились со спинкой, все это превратилось в мантию, боковые части перестали сшивать, а перед поддерживался высокорасположенным поясом. Симара обязательно драпировалась. Иногда часть подола поддерживалась руками на уровне пояса, иногда ткань набрасывалась на руки. Джованна деи Альбицци в симаре:


Разновидность симары называют чоппу (ciopa). Обычно она шилась из той же ткани, что и гамурра, чоппа – это одежда с высокой талией и откидными рукавами (а часто вообще без рукавов), через которые видны рукава гамурры.
Чоппа с рукавами:

Без рукавов:

Еще один тип верхней одежды, напрямую связанный с античностью, это туника-джорнеа (giornea). Джорнеа также является вариантом упелянда, в Италии различались мужская и женская туника. Вырез ее обычно имеет треугольную форму (в женском варианте), края украшены орнаментом. Женские туники часто шились без рукавов. В джорнеа одета Клавдия с работы Нероччо ди Ланди:


Непременным аксессуаром, особенно при выходе на улицу, был платок. Самая обычная поза женщины на флорентийских картинах – руки сложены спереди, а в руках платок. Если же женщине нужно было освободить руки, то мы видим, что платок висит на поясе на специальном шнурке.

Иногда женщины одевали перчатки, легкие, из шелка.

Другой дополнительный атрибут – косынка «конверчиере» (converciere). Часто из прозрачной ткани, с кружевными краями, она набрасывалась на плечи и скреплялась на груди, а иногда прикреплялась к и к рукавам. Гирландайо из музея Метрополитан:


Бастиано Майнарди из Берлина:


Итак, неохваченными остались обувь, прически, головные уборы и украшения, про них - в другой раз  

http://ornament-i-stil.livejournal.com/9533.html

Рубрики:  ДПИ/ДПИ Ренессанса
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку