-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина_Феофилактова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2009
Записей: 223
Комментариев: 81
Написано: 461


Драгоценности курфюрстов

Суббота, 24 Ноября 2012 г. 22:56 + в цитатник
Цитата сообщения socker Драгоценности курфюрстов.

Оригинал взят у в Драгоценности курфюрстов.

"Грюнес Гевёльбе"(зелёные своды) - так называлась сокровищница саксонских курфюрстов. В ней хранится более 3000 изделий из золота,   серебра,  драгоценных  камней, слоновой кости, эбенового дерева и янтаря, а также из стекла, латуни и бронзы. Это самое обширное собрание драгоценностей на европейском континенте. На выставке показано около половины этих фондов, причем отдельные группы изделий представлены по-разному. Например, большая часть обширного собрания изделий из слоновой кости, бронзы и горного хрусталя находится еще в запасниках, в то время как коллекция ювелирных украшений выставлена почти полностью. Скопление такого большого количества сокровищ и их чрезвычайно высокое художественное качество объясняются важной экономической и политической ролью саксонского курфюршества, а также его историей.

                                                                                                           Кулоны

Германия и, вероятно, Франция. Около 1560—1570 гг.

Кулон с вензелем «АА» (для курфюрста Августа Саксонского и его супруги Анны).

Кулон с крестообразной розеткой.

Кулон с монограммой «А» (для курфюрста Августа или его супруги Анны).

Кулоны

                                                                                                           Цепочки
 

Германия. Третья четверть XVI в.

Около 1600 г. Золото, эмаль, лазурит.


Цепочки

 

 В конце XII века в саксонских горах были обнаружены месторождения серебра. Это повлекло за собой бурное развитие горного дела, и  вскоре  Саксония  стала  одним из крупнейших в Европе экспортеров этого благородного металла, а также олова, железа, меди, кобальта и таких ценных камней, как змеевик и яшма. В позднее средневековье здесь уже существовало жизнеспособное деятельное бюргерство. Многие города, не имеющие в настоящее время особого значения, построили себе тогда церкви, не уступавшие по размерам тем, что стояли в могущественных ганзейских городах, и даже превосходившие их по богатству внутреннего убранства. В XVI веке горожане строили на центральных рыночных площадях ратуши, по сравнению с которыми меркли дворцы аристократов.

Не случайно именно здесь, в Саксонии, возникла сила, которая оставалась долгое время ведущей в европейском протестантизме. Всё это способствовало развитию у саксонских курфюрстов Веттинской династии незаурядного интереса и знаний в экономической области, а также осведомленности в вопросах художественно-ремесленного мастерства. Об этом свидетельствует основание курфюрстом Августом в 1560 году в Дрездене Кунсткамеры. Этот универсальный музей охватывал все известные в то время отрасли науки и техники. Картинам и скульптурам отводилась второстепенная роль. Позднее из Кунсткамеры в фонды сокровищницы «Грюнес гевёльбе» поступили важные экспонаты: особенно ценные предметы из золоченого серебра в сочетании со скорлупой страусовых яиц и кокосовых орехов, с морскими раковинами и кораллами, а также астрономические часы и различные безделушки, выточенные из слоновой кости.

Кроме Кунсткамеры, в дрезденском дворце курфюрста имелся еще так называемый «тайник». Первоначально он состоял из одного помещения на первом этаже, позже к нему были присоединены две соседних комнаты. Эти помещения считались самыми безопасными в случае пожара или попытки взлома. Толщина их внешних стен превышала два метра, окна защищали массивные кованые решетки и железные ставни, потолки были сводчатыми. В случае пожара огонь не мог добраться до хранящихся там государственных бумаг, денег и драгоценностей. Потайная винтовая лестница внутри стены вела в курфюршеские покои. Первоначально помещение было окрашено в зеленый цвет, чем, по всей вероятности, и объясняется возникновение в обиходном языке жителей замка названия «Грюнес гевёльбе», то есть «Зеленые своды». В 1723—1724 годах в этих помещениях был размещен первый музей сокровищницы. Там были выставлены драгоценные предметы из тайника. Кунсткамеры, а также частично из Серебяной палаты, предназначенной для хранения и ухода за курфюршеским столовым серебром.

                                                                                                           Кулоны

Кулоны с изображением св. Георгия, суда Париса, сирены и головы воина.

Германия. Около 1570—1600 гг. Золото, алмазы, рубины, один изумруд, жемчуг, эмаль.

Золото, алмазы, рубины, один изумруд, жемчуг, эмаль

Обратная сторона зеркала

Около 1670 г. Золото, эмаль. Высота 19 см. Ширина 14,5 см.

Обратная сторона зеркала - золото, эмаль

Часы со святым Губертом

Каминные часы работы И. X. Кёлера и И. Г. Граупнера. Дрезден. После 1720 г. Золото, золоченое серебро, драгоценные камни, эмаль. Высота 36 см.

антикварные часы

 

 

В 1727—1730 годах были пробиты двери в соседние помещения и оборудованы еще четыре выставочных зала и вестибюль с боковыми кабинетами. Там был сделан вход в музей. Создание этого музея было во многих отношениях удивительным достижением, заслуживающим интереса и уважения людей нашего времени.

С тех пор, как люди начали жить оседлыми группами и объединяться в более высокоорганизованные общины, существуют специальные сокровищницы для хранения предметов культа, регалий, запасов благородных металлов, денег или особо ценного оружия. Туда в любом случае было вхоже только высшее духовенство, правители и их высочайшие вельможи. Принимая это во внимание, следует признать примечательным тот факт, что была открыта и превращена в музей одна из богатейших сокровищниц мира. К тому же это был, вероятно, первый музей подобного рода в мире. Кроме выставочных помещений, здесь имелось также фойе с гардеробом, служебное помещение для ответственного чиновника и даже запасник. Примечательно и то, что музей имел отдельный вход и был изолирован от остальных помещений дворца путем заделки всех имевшихся проходов. Бесспорно, наличие только одного входа является обязательным условием безопасности каждой сокровищницы. Однако для нас важно то, что это был уже единый функциональный организм, какими являются музеи наших дней. Основание дрезденского музея драгоценностей явилось частью обширной реорганизации всех коллекций. В эти же годы были созданы гравюрный кабинет, картинная галерея, музей фарфора, а также все естественнонаучные музеи. Основой их фондов тоже стали коллекции из Кунсткамеры. Очевидно, имелись лве главных причины, для того чтобы на долгие годы привести в движение целую армию ученых, реставраторов, архитекторов и ремесленников, содержание которых обходилось довольно дорого.

В 1697 году курфюрст Август, прозванный позже Августом Сильным, был избран королем Польши. Польское королевство в союзе с экономически сильной Саксонией являлось важным фактором политической власти в тогдашней Европе. Монарх хотел создать из этих обеих стран восточноевропейскую великую державу.

Однако эти политические спекуляции так и остались несбыточными мечтами. Но сперва Август Сильный собирался сделать из несколько провинциального курфюршеского Дрездена современную европейскую королевскую резиденцию. В осуществлении этих планов важное место отводилось музеям. Король видел специализированные художественные собрания в крупых старых европейских центрах власти и искусства, которые он объездил в молодости. По сравнению с этими музеями концепция Кунсткамеры устарела и была неопределенной. Здесь бессистемно стояли и висели многочисленные произведения искусства, экспонаты естественнонаучных коллекций, научные инструменты и технические приборы. Можно предположить, что это сильно портило как общую картину, так и впечатление от каждого отдельного предмета. Таким образом, решение образовать из этих фондов специализированные музеи отвечало политическим целям и универсальным интересам Августа Сильного. Упорядоченная и размещенная в анфиладах галерейных залов масса культурного наследства Веттинов могла в полной мере служить блеску королевской короны. Одновременно появилась возможность применить к коллекциям научные принципы предметного и исторического подразделения, сложившиеся с началом и развитием Просвещения. Тесное единство обоих принципов способствовало высокому качеству научной обработки материала. Произведенное тогда расчленение коллекций осталось неизменным до сих пор, а инвентаря, составленные работавшими тогда в музеях специалистами, по-прежнему служат основой при научной обработке всех собраний.
 

                                                                         Малый алтарь со святым Иосифом

Мастер И. X. Кёлер. Дрезден. Около 1730 г. Золоченое серебро, кораллы, драгоценные камни, эмаль. Высота 30,1 см. 

Малый алтарь со святым Иосифом - Золоченое серебро, кораллы, драгоценные камни, эмаль

Характер коллекции, хранившейся в сокровищнице «Грюнес гевёльбе», давал широкий простор причудам барочной фантазии и творческим прихотям монарха, а также полностью отвечал требованиям репрезентативности абсолютистского государства. Отделка помещений для сокровищницы была поручена архитектору Пёппель-ману, построившему Цвингер. По его проекту плоскости стен под каждой дугой были облицованы зеркалами и декорированы резными украшениями, покрытыми лаком и позолотой. Перед ними в орнаментальном порядке были размещены консоли. Перед панелями стояли ряды позолоченных столов. Пилоны были также облицованы зеркалами, полы и дверные рамы выложены полированным саксонским мрамором. Важнейшие произведения искусства стояли на мраморных плитах столов, другие первостепенные вещи — на нижних консолях. Таким образом, было создано два уровня расположения и обозрения экспонатов в зависимости от их ценности. Предметы, имевшие главным образом только декоративную ценность, размещались еще выше, вплоть до 4 метров от пола, и служили в основном деталями общей картины интерьера. Выставленные вещи многократно отражались в зеркалах, укрепленных за ними, на противоположных стенах и на пилонах. Таким образом, изобилие пластических форм, характерное для Цвингера, было достигнуто здесь другими средствами и сливалось в единый многоцветный ансамбль интерьера.



                                                                                       Кулон с алмазной розеткой

Вероятно, Нюрнберг. Начало XVI в. Золото, алмазы, рубины, изумруды. Высота 5,2 см. Ширина 4,4 см. 

Кулон с алмазной розеткой

Кулон в виде розетки — одно из самых красивых украшений начала XVI века. Возможно, он сделан в Нюрнберге. Особенно искусно выполнена алмазная розетка в центре кулона. Индийские Великие моголы, которым принадлежали единственные известные в то время алмазные месторождения, запрещали вывозить более крупные камни. Для того чтобы на изделии заблистал относительно большой алмаз, ювелирам приходилось составлять его из отдельных мелких камней. Для достижения нужных углов граней приходилось стачивать до половины всего камня. При несовершенстве технических средств и инструментов того времени это была необычайно трудоемкая и дорогая работа, которую умели делать лишь единичные специалисты. Поэтому алмазные розетки имелись только в самых богатых княжеских домах. Лукас Кранах старший изобразил подобное украшение на алтаре святой Екатерины, написанном в 1506 году (картинная галерея Старых мастеров). В эти десятилетия, не раз сотрясаемые войнами, большое распространение получили также кулоны с изображением святого Георгия, поражающего многоголового дракона. Святой Георгий считался покровителем воинов. Обычно его представляли в виде рыцаря на коне. Однако обе фигуры воинов с мечами, составленные из алмазов (), также изображают этого угодника. Это части бывших кулонов. Выражение динамичности и силы, которым наделены эти, казалось бы, совсем миниатюрные фигурки, свидетельствует о высоком уровне искусства немецкого Ренессанса.

                                                                                                Кубок из раковины

Первая половина XVII в. Часть оправы мастера И. X. Кёлера. Дрезден. 1724 г. Высота 42 см.
 Кубок из раковины

Эгрер для шляпы из корнеолового гарнитура

Проект И. М. Динглингера. Дрезден. Около 1719 г.

Эгрет для шляпы из карнеолового гарнитура

Двор великого Могола

Работа Щ. М. Динглингера и его братьев. Дрезден. 1701—1708 гг. Золото, серебро, частично золоченое. Драгоценные камни, жемчуг, эмаль. Высота 58 см. Длина 142 см. Ширина 114 см. 

Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого могола Ауренг Зеба

больше по ссылке: http://bibliotekar.ru/muzeumGrun/index.htm

 

 





Deutsche Welt
Рубрики:  ДПИ/ДПИ барокко
ДПИ/ДПИ Ренессанса
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку