Цитата сообщения Ольга_Жаворонкина
Что можно прочесть между строк в визитке?
Визитная карточка – допустимая и даже обязательная часть «саморекламной» кампании любого делового человека. Какие требования предъявляются к современной визитке? Что можно прочитать на ней «между строк»?
Небольшой экскурс в прошлое. В России визитные карточки появились при Екатерине II и были заимствованы из французского придворного этикета. Первые визитки служили своего рода напоминанием об их владельцах и не содержали никакой информации рекламного толка. Они были индивидуальны и «почтительны».
Советские визитки были «застегнутыми на все пуговицы» – их подвергали строжайшей цензуре. Существовал весьма строгий порядок получения визитных карточек: нужно было написать заявление в «органы» с убедительным обоснованием – зачем это нужно. Право на визитку имели сотрудники обкомов, райкомов, дипломаты, космонавты, «выездные» деятели культуры. От советских времен в наше светлое настоящее перешла манера писать фамилию впереди имени – так до сих пор делают только в России.
Время рыночных отношений считается расцветом визитных карточек. Вместе с малиновыми пиджаками «от Версаче» в деловую жизнь вошли визитки, внешний вид которых был важнее содержащейся в них информации. «Business card» украсилась золотым тиснением, голограммами, перфорацией. Сегодня подобный «новорусский» стиль считается дурным тоном.
Обмен визитными карточками в наши дни уже не является парадом амбиций, как лет 10 назад. Современная визитка стала подчиняться строгим правилам. Она – такой же значимый атрибут бизнесмена, как костюм или машина. Можно ли доверять человеку, протягивающему вам несуразный клочок бумаги вместо солидной карточки? Это все равно, что придти на важную встречу в мятой рубашке и спортивном трико (особенно эффективно выглядели бы треники с вытянутыми коленками).
Визитка должна быть содержательной, то есть нести ясную и лаконичную информацию о своем владельце. Не очень хорошо, когда визитка перегружена текстом. Рассматривая такую карточку, сложно понять, кем же ее хозяин является на самом деле. Вопрос «правильного» дизайна
визитки – самый спорный. В конце 80-х некоторые российские банкиры любили помещать на визитке свой «герб» с изображением хищных животных, что вызывало шок у зарубежных партнеров. До сих пор в ходу одиозные визитные карточки с фотографиями владельцев (особенно популярны они у дам творческих профессий и напоминают рекламу эскорт-услуг…). Однако большинство деловых людей стараются придерживаться общеевропейских норм.
Дизайн визитки напрямую связан с родом деятельности компании, которую представляет ее владелец. Если речь идет о крупном банке, то визитки стоит выдерживать в консервативном стиле. Размеры шрифтов должен быть не больше и не меньше общепринятых и не отличаться вычурностью. Количество цветов – два-три максимум. Лаконичность визитки говорит о том, что компания знает себе цену и не стремится к дешевой популярности.
Визитная карточка может многое рассказать о своем хозяине внимательному «читателю». Здесь следует обращать внимание на каждую мелочь. Начнем с размера, который, как известно, имеет значение. Нестандартная визитка (норма – 9х5 см) говорит о том, что ее владелец претендует на исключительность. Причем речь идет скорее об амбициозном, чем оригинальном характере. Визитка с рамкой подчеркивает строгость, официальность отношений, на которые рассчитывает ее хозяин. Такой человек склонен устанавливать границы (себе и другим) и любит ясность в рассуждениях партнера.
Важным атрибутом визитной карточки является наличие символа – фирменного знака, герба страны, торговой марки и т.д. Однако чрезмерно крупный логотип свидетельствует о претензии на значимость и вместе с тем о зависимости от чужого мнения. С другой стороны, мелкий логотип может скрывать неуверенность в себе со всеми вытекающими из этого последствиями: непредсказуемостью в поведении и даже самодурством. Обычно логотип располагается справа или слева на визитной карточке, что не несет каких-то особых смыслов. А вот если символ помещен посередине, человек явно ощущает себя «центром вселенной». Сегодня, когда от логотипов уже рябит в глазах, визитка без оного выглядит даже оригинально и свидетельствует о том, что человеку не нужно компенсировать недостаток своего статуса эффектной картинкой.
Последний атрибут визитки – адреса и телефон. Если они занимают более трети пространства карточки, значит, человек очень нуждается в контактах (а организация – в клиентах). О многом может поведать и расположение текста. Обычно на деловой визитке название организации находится вверху, ниже – ФИО и еще ниже – должность. Если этот порядок нарушен (вначале имя, потом фирма), у человека явно проблемы с реальной самооценкой, и он ощущает себя эдаким царьком. Наихудший вариант, когда на первом месте в визитке расположена должность, а на втором – название организации. Такое расположение характеризует боязнь принятия решений, желание спрятаться за вывеской фирмы.
И напоследок. Необходимо знать правила обмена визитными карточками. В переговорах, особенно на высоком уровне, существуют специальные правила этикета, регламентирующие то, как подобающим образом вручать свою визитку. Это нужно делать в начале встречи, во время представления людей друг другу. Визитка преподносится лицевой стороной к собеседнику. Во время переговоров стоит положить ее на стол, чтобы иметь возможность уточнить имя или должность собеседника. Если переговоры не состоялись по причине отсутствия хозяина, необходимо оставить визитную карточку на столе, загнув ее правый угол. И не нужно передавать визитку секретарше – это не деловое письмо. Также не принято посылать визитку по почте. Дать «ответ» на визитную карточку следует в течение 24-х часов с момента ее получения.