-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в галина_суханова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2009
Записей: 2520
Комментариев: 62
Написано: 38502


Графиня Юлия Павловна Самойлова,урожденная Пален.

Понедельник, 10 Июня 2019 г. 02:24 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya

Восстановленный пост от 17.03.2014 г

4723908_82228996_28 (385x20, 2Kb)

«Ей нет соперниц,нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает...»
Эти строки А. С. Пушкин посвятил Ю. П. Самойловой.
oie_16162523FyOd1rMQ.jpg
Художник Б.-Ш. Митуар, 1825 год Государственный Эрмитаж
Юлия Павловна Самойлова,Художник Б.Ш.Митуар, 1825 год
...Во всем облике, в царственной фигуре удаляющейся с бала-маскарада великолепной женщины был высокомерный вызов и резкий протест. Взвившаяся алая драпировка создавала между ней и бальной залой как бы стену огня - Юлия сжигала все мосты между собой и светским Петербургом. Она сорвала маску с лица - ей ли, привыкшей и хвалу, и хулу принимать с открытым забралом, нужна была эта маска!?
К.Брюллов.Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией)
...Обратно она уже не вернется. "Санкт-Петербургские ведомости" через некоторое время сообщили - графиня Юлия Самойлова покинула Россию...
 
 "...Презренья к мнению полна,
        Над добродетелию женской
       Не насмехается ль она,
       Как над ужимкой деревенской?
       Кого в свой дом она манит,
       Не записных ли волокит,
       Не новичков ли миловидных?
       Не утомлен ли слух людей
       Молвой побед ее бесстыдных
       И соблазнительных связей?
       ... Но как влекла к себе всесильно
       Ее живая красота!
       Чьи непорочные уста
       Так улыбалися умильно?!
       Какая бы Людмила ей,
       Смирясь, лучей благочестивых
       Своих лазоревых очей
       И свежести ланит стыдливых
       Не отдала бы сей же час
       За яркий глянец черных глаз,
   Облитых влагой сладострастной,
       За пламя жаркое ланит?
       Какая фее самовластной
       Не уступила б из харит?"
 
               Е.Баратынский. "Бал"
***

...Уже с рождения образ Юленьки Пален окружен некоей тайной, но тайной не романтической, а, скорее, остро-скандальной. Её бабушка, Екатерина Скавронская-Литта, была племянницей всесильного Фаворита Екатерины Второй Григория Потёмкина, и, как все его племянницы - его любовницей. Самая красивая из сестер Энгельгардт, Екатерина Васильевна пользовалась огромным успехом у мужчин  и чуть было не вышла замуж за внебрачного сына императрицы Алексея Бобринского,но этого Екатерина Великая допустить не могла и сосватала красавицу за дальнего родственника императорской фамилии по линии жены Петра Первого Марты Скавронской (Екатерины Первой). В этом вполне удачном браке красавица родила двух дочерей - Екатерину и Марию, которая и стала позднее матерью нашей героини...oie_16165918I6TTm35S.jpg

Григорий Александрович Потёмкин-Таври́ческий

Бабушка Юлии -«Портрет графини Екатерины Скавронской», 1790,худ. Элизабет Виже-Лебренoie_16165854kMU0dDXl.jpg
Павел Мартынович Скавронский (1757-1793)Анге́лика (Анжели́ка) Ка́уфманoie_16174297VMkt9Th.jpgoie_16165731nfyJDTnq.jpg
Мать Юлии -Графиня Мария Павловна Ожаровская, ур. Скавронская (1782—1857), в первом браке Пален.oie_1617743LdIgWIC2 (1).jpg
Влади́мир Луки́ч Боровико́вский 
При этом ходили слухи, что отцом Марии был совсем не Скавронский - у его красавицы-жены во время пребывания в Италии, куда Скавронский был отправлен в качестве посланника, завязался бурный роман с неким графом Джулио-Ренато Литта-Висконти, обладателя знатнейшего имени, громадного состояния, а также эффектной и яркой мужественной красоты.
Екатерина Васильевна, ленивая и вялая с юности, вдруг влюбилась до умопомрачения; граф платил ей тем же. Он последовал за ней в Россию, и был принят на русскую службу сразу на очень высокую должность. После того, как графиня Скавронская овдовела, Литта женился на ней. 
oie_16162720D8Es11Uw.jpg
Портрет графа Юлия Литта работы неизвестного автора. 1800-е гг.
Шло время - и вот уже Катя и Маша Скавронские становятся богатейшими невестами России, что в совокупности с унаследованной от матери красотой делают их желанными для многочисленных поклонников. Но, несмотря на богатый выбор, девушки вдруг одновременно влюбляются в молодого красавца графа Павла фон дер Палена. Он явно предпочитает младшую - Марию. Екатерина же в истории останется как жена князя Петра Багратиона, героя Отечественной войны 1812 года.
Портрет Екатерины Багратион , урожденной Скавронской ,Жан-Батист Изабе
Портрет П. И. Багратиона работы Джорджа Доуoie_1617287T5vIn9LN.jpg
... Родня Марии категорически воспротивилась браку с Паленом - репутация и самого жениха, и его семьи была совсем не безупречной - ведь молодой граф был сыном организатора убийства Павла Первого. Но влюбленная пара. сговорившись, обвенчалась тайно. И начались скитания по дальним гарнизонам вместе с Изюмским полком, шефом которого был Пален, бывший к тому времени уже генерал-майором.
Портрет Павла Петровича  Палена мастерской ,Джорджа Доу. 
Кочевая жизнь лишала избалованную красавицу Марию привычного блеска и комфорта, и между супругами начались серьёзные ссоры. В 1803 году в каком-то селе Волынской губернии, в бедной крестьянской избе Мария родила дочь Юлию, названную как бы в честь бабушки Юлианы фон Пален.
Бабушка Юлии -Юлиана Ивановна Пален, ур.фон Шеппинг (1753—1814), статс-дама, жена П.А.Пален.
Сразу после рождения девочки отношения между супругами осложнились настолько, что Мария была вынуждена вернуться к матери, а Пален потребовал развода, который, вопреки всем церковно-светским установкам, был ему дан. Причина была очень серьезна - Пален обвинил свою жену в измене с её отчимом - Юлием Литтой.
Граф Юлий Помпеевич (Джулио Ренато) Литта (1763-1839)Джованни Баттиста Лампи Старшего
И действительно - смуглая девочка с ярко выраженными южными чертами, жгучая брюнетка средиземноморского типа, никак не могла появиться на свет от белокурых, белокожих северян-родителей. Пален отказался от девочки, и никогда на протяжении всей своей жизни не пытался с ней общаться. Он женился вскоре во второй раз, затем, овдовев, в третий. Мать также вышла замуж - за графа Ожаровского; маленькая Юлия была для неё напоминанием о еле замятом скандале и неудачном браке, и Мария Павловна также старалась пореже видеть дочь.
oie_1618420nxoBrjD7.jpg
Портрет графа Адама Петровича Ожаровского
мастерской  Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург
Все заботы о воспитании Юлии взяли на себя бабушка Екатерина и "дедушка-отец" Юлий Помпеевич Литта. Юлия росла в обстановке баснословной роскоши и с детства привыкла получать всё, что душе пожелается. В пятнадцатилетнем возрасте девочка была принята ко двору вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и началась бурная светская жизнь. Красивая, яркая, живая девочка очаровала светское общество и прежде всего самого императора Александра Первого. Роман с императором был ярким,н столь же бурным, сколь и кратковременным.
oie_16162555Vx4QDjCt.jpg
Акварельный портрет графини Ю.П.Самойловой, Карл Брюллов
oie_16182940eT8f41Lb.jpg
 Император Александр I, художник Щукин, Степан Семёнович 
Тем не менее последствием этого романа и неких хирургических сопутствующих вмешательств стало то, что детей у Юлии Павловны больше быть не могло. Но тогда её это нисколько не удручало. Наконец, в 1824 году император окончательно распростился с Юлией и сказал матушке, что судьбу «маленькой Скавронской» пора наконец устроить. И императрица взялась за своё самое любимое занятие - сватовство.
oie_1618304h2JTded9.jpg
 Г. Кюгельхен. Портрет вдовствующей императрицы
Вскоре 22-х летняя Юлия была просватана за своего дальнего родственника - графа Николая Александровича Самойлова. Один из самых красивых мужчин своего времени, граф Николай вовсе не был очарован своей наречённой невестой и не желал "объедков с высочайшего стола"; к тому же он был страстно влюблен в Сашеньку Римскую-Корсакову, которой Пушкин посвятил строчки в "Евгении Онегине" - "У ночи много звёзд прелестных..."
 Граф Николай Александрович Самойлов (1800-1842), Петр Федорович Соколов
Но Сашенька была совсем не богата, а финансовые дела Самойловых были совсем расстроены - в том числе и постоянными кутежами, а главное, великим пристрастием молодого графа к карточной игре, поэтому к прозвищу "Красавец Алкивиад" флигель-адъютант Самойлов получил ещё одно - "Мелок". Его долги накапливались и, наконец, вылились в такую чудовищную цифру, что любящая маменька, графиня Екатерина Самойлова, вынуждена была сама умолять императрицу сосватать сыну богатую невесту. В сватовстве приняла активное участие и сестра Николая - фрейлина и любимая подруга императрицы Александры Федоровны графиня Софья Алексеевна Бобринская.
oie_16184600wc4O1Xi.jpg
  
Графиня   Самойлова Екатерина Сергеевна (графиня, урожденная Трубецкая)  
Граф Алекса́ндр Никола́евич Само́йлов (1744—1814) — российский государственный деятель, племянник Григория Потёмкина, генерал-прокурор Правительствующего сената (1792—1796).
729px-Sokolov_Sophia_Alexandrovna_Bobrinsky_.jpg
 Софья Александровна Бобринская, ур. Самойлова, Петр Федорович Соколов
...Юлия же была очарована своим красавцем-женихом. И любящие бабушка и дедушка Литта осыпали её деньгами и роскошными подарками. Приданое было громадным; цифра даримых Юлии средств вызывала у придворных ошеломленное восхищение.И вот 25 января 1825 года два потомка князя Потемкина-Таврического пошли под венец. Но счастливой пары из них не получилось. Своевольный, взбалмошный характер Юлии и её южный темперамент были прямо противоположны холодно-критичному характеру молодого мужа - и он продолжал играть, проигрывая чудовищные суммы, в то время как пылкая графиня меняла любовников как перчатки, и тратила на них ничуть не меньше денег, чем муж на карточную игру.
Графиня Ю.П.Самойлова,Johann Dominik Bossi
Граф Николай Александрович Самойлов .Художник Б. Ш. Митуар, 1825 годoie_16183631mvn6XcRh.jpg
Один управляющий делами Самойловых Мишковский обошелся любвеобильной красавице в 800 тысяч рублей - чудовищную по тем временам сумму - и даже дедушка Литта не выдержал - чуть не убил наглого конторщика, предъявившего ему этот вексель для оплаты. Дело кое-как замяли - но красавица не унималась. Очередными её пассиями стали известный по дуэли с Лермонтовым барон Эрнест де Барант, французский посол Пьер Ла-Феронне и даже сам император Николай Первый, которого Юлия упросила о помиловании мужа, неосторожно ввязавшегося. будучи членом Северного тайного общества, в "дело декабристов".
Nikolai1.jpg
Император Николай I
Николай простил бунтовщика, и супруги нежно примирились - но ненадолго. Вскоре. после очередной измены Николай Александрович окончательно разъехался с женой и уехал на Кавказ под командование генерала Паскевича. А Юлия Павловна отправилась в имение Графская Славянка близ Павловска, доставшееся ей по наследству от графов Скавронских. 
Скоро слухи оттуда поползли самые невероятные. Описывались кутежи на манер Клеопатриных и Мессалининых. Бассейны, мол, там наполняются шампанским, шампанским же фонтаны бьют. А графиня-де Юлия вовсе с привязи сорвалась: каждого гостя берет себе в любовники. А которые отказаться норовят, тех крепостные силком в ее постель тащат!
Юлия Павловна Самойлова,урожденная Пален
Но всё имеет обыкновение заканчиваться...
...Однажды утром в луже крови у себя дома был найден молодой красавец, поэт и художник, любимец светских дам граф Эммануил Сен-При. Тут же поползли слухи, что застрелился он от безнадёжной любви к графине Самойловой...
 
     "Страшись прелестницы опасной,
     Не подходи: обведена
     Волшебным очерком она;
     Кругом ее заразы страстной
     Исполнен воздух! Жалок тот,
     Кто в сладкий чад его вступает:
     Ладью пловца водоворот
     Так на погибель увлекает!
     Беги ее: нет сердца в ней!
     Страшися вкрадчивых речей
     Одуревающей приманки;
     Влюбленных взглядов не лови:
     В ней жар упившейся вакханки,
     Горячки жар — не жар любви..."
 
      (Е.А.Баратынский. "Бал")
 
...Скандал разразился нешуточный - он был слишком громким даже для весьма скандальной репутации Юлии Павловны - и она принимает срочное решение уехать в Италию, к родне Юлия Помпеевича Литта. Побывав сначала в своём имении Грюссэ под Парижем, Юлия покупает себе красивую виллу на озере Комо и дворец в Милане. 
Луиджи Премацци,Милан
Вид на озеро Комо,Бронников Федор Андреевич
Тут же её виллы и дворцы наполняются великолепными произведениями искусства; она покровительствует художникам и композиторам, среди которых особо выделяет Джованни Паччини. автора оперы "Последний день Помпеи" - и берёт его дочь и племянницу на воспитание. В это же время в её окружении появляется молодой русский художник с лицом Аполлона и репутацией сердцееда - и Юлия буквально теряет голову. Карл Брюллов на долгие годы становится не только её любимым человеком, но и лучшим другом.
oie_178300GMF3BnfF.jpg
Карл Павлович Брюллов,автопортрет
«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», – признается Юлия позже. Это было именно так – с первой минуты первой встречи. Они были равны по темпераменту - и этот сумасшедший огонь, эта экспрессия страсти мощными потоками света выливались в картинах Карла, в его многочисленных портретах Юлии.
oie_178369oMNSaHHV.jpg
Графиня Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) ,фрагмент картины К.Брюллова
 
   "Уж газ на ней, струясь, блистает;
   Роскошно, сладостно очам
   Рисует грудь, потом к ногам
   С гирляндой яркой упадает.
   Алмаз мелькающих серег
   Горит за черными кудрями;
   Жемчуг чело ее облег,
   И, меж обильными косами
   Рукой искусной пропущен,
   То видим, то невидим он.
   Над головою перья веют;
   По томной прихоти своей,
   То ей лицо они лелеют,
   То дремлют в локонах у ней."
    (Е.А.Баратынский. "Бал")
 
Описывая впоследствии основные типы картин Брюллова, Гоголь найдет для них такие слова: «Его человек исполнен прекрасно-гордых движений; женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, – она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, – прекрасная как женщина».
oie_1782832j0sGgK0Y.jpg
К.Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833.
В картине "Последний день Помпеи" облик Юлии повторяется несколько раз.
oie_1783251zLEwDwOD.jpg
- в образе упавшей с колесницы прекрасной умирающей женщины;
oie_1782552m1G8ky6I.jpg
- в образе молодой горожанки рядом с художником, в облике которого Брюллов изобразил сам себя;
И, наконец, в образе Матери, пытающейся прикрыть своих двух дочерей от вселенской катастрофы. 
oie_1712574ng1XSA2Y.jpg
     
Юлии был близок именно этот сюжет. Помогая одному из своих любовников, автору оперы "Гибель Помпеи"("Последний день Помпеи") Джованни Паччини, она взяла на воспитание его дочь и племянницу. Две хорошенькие девочки - блондинка Джованина и брюнетка Амацилия - заменили ей собственных детей. Брюллов неоднократно писал их портреты, самым известным из которых стала "Всадница"("Жованин на лошади"), где в антураже миланской виллы Самойловой прелестные девочки - подросток и малышка - смотрятся как два ярких цветка или сияющих драгоценных камня:
К.Брюллов. «Всадница» — портрет приемных дочерей графини. 1832, 
Графиня Самойлова покровительствовала Паччини всеми имеющимися у неё возможностями, и однажды - в угоду ему - чуть было не сорвала премьеру конкурента Паччини - Винченцо Беллини, наняв клакеров и устроив исполнительнице главной партии - Джудитте Паста - настоящую обструкцию. Опера Беллини называлась "Норма"...
oie_1791451j7UKvzgV.jpg
Джованни Пачини 
Отношения с Брюлловым напоминали вулкан страстей - а еще они были просто друзьями, живо переживающими друг за друга и друг другу помогающими, хотя "Карла Великого" все его знакомые считали закоренелым эгоистом («За внешностью молодого эллинского бога скрывался космос, в котором враждебные начала были перемешаны и то извергались вулканом страстей, то лились сладостным блеском. Он весь был страсть, он ничего не делал спокойно, как делают обыкновенные люди. Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больше».)
oie_16193920JkRgFOdP.jpg
Завьялов Федор. Портрет художника К.П.Брюллова. 1844
Она навсегда стала его Музой - один за другим он писал её портреты (которых сохранилось - увы! - немного); она была моделью для самых известных его картин, в частности, для "Вирсавии", сияющей всеми красками итальянского полудня.
"Вирсавия" К.Брюллов
...В 1929 году умирает бабушка Юлии - графиня Скавронская-Литта. Самойлова покидает Италию, чтобы вступить в наследство.
«Самойлова вернулась из-за границы и появилась на вокзале в Павловске с целой свитой красавцев – итальянцев и французов… ее сочные уста, вздернутый нос и выражение глаз как будто говорили: «Мне нет дела до мнения света!» – такой ее запомнил художник Петр Соколов. 
oie_1618535qcl6sq2U.jpg
Графиня Юлия Павловна Самойлова (1803-1875),Карл Брюллов
Она поселяется в родовой усадьбе - Графской Славянке - и решает перестроить её на современный лад. Для этого она приглашает из Парижа брата Карла - архитектора Александра Брюллова - и в письме ему пишет:"В качестве друга Вашего брата я решаюсь...просить Вас быть архитектором дачи, которую я собираюсь строить в своём имении. Мне дорого иметь архитектором того, кто носит имя Брюллова..."
И талантливый Александр с лета 1831 года приступает к работе, делая дачу графини настоящим шедевром комфорта и уюта в смешанном стиле современности и классицизма.Любимая Самойловой эпоха античности отлично сочеталась со стилем квадраченто, а всё это - с элегантностью и роскошью богатейших аристократов 19 века.
oie_178389IegSMX5H.jpg
 Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. 1841, Карл Павлович Брюллов
После окончания строительства в Славянку потянулись экипажи с многочисленными гостями. Драгоценные картины, оригинальная мебель и светильники, роскошь ковров и драпировок были великолепным антуражем для музыки, поэзии, бесед, зачастую весьма острых. Самойлова привезла с собой из Италии целую "орду" музыкантов и живописцев, скульпторов и поэтов - да и просто поклонников, в большинстве своем авантюристов. Шумные компании в Славянке и вольно-фривольное поведение её хозяйки начало сильно раздражать императора Николая, и графине пришлось переехать "под присмотр" власти на Елагин остров, куда, впрочем, тут же потянулись и завсегдатаи Славянки.
oie_17104114kdFh9ea.jpg
Неизвестный художник.Гостиная в доме гр. Самойловой в имении Графская Славянка. Сер. XIX века
Неизвестный художник:Будуар в имении графини Ю.П. Самойловой "Графская Славянка"
Старый Литта, потеряв обожаемую жену, баловал Юлию поистине царскими подарками и огромными суммами денег. Наскучив Петербургом, Юлия вместе со своей "блестящей свитой" в 1835 году снова уехала в Италию, где уже не было Брюллова - именно в это время он вернулся в Россию. Личные их отношения потеряли былую остроту - с годами Карл становился скучнее, высокомернее, холоднее; его мнительность, капризность и эгоизм начали сказываться уже и на их отношениях. Тем не менее письма Юлии были по-прежнему теплы:"Мой дружка Бришка...Люблю тебя более, чем изъяснить сумею", "никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова". 
Портрет графини Юлии Самойловой (1803-1875) с австрийскими гусарами
oie_17123834oLrGzYdT.jpg
...А у "дружки Бришки" в России начались тяжёлые времена.Он безумно влюбился в обворожительную девушку, похожую на нежный лесной ландыш - 18-летнюю Эмилию Тимм; быстро сделал ей предложение и быстро женился. Но - быстро женишься, долго каешься. Девушка еще до свадьбы состояла в связи с одним из своих ближайших родственников, и после свадьбы ничего не изменилось. Скандал и шумиха, поднятые вокруг его имени, жестоко травмировали художника. Его недоброжелатели злорадствовали, а сам он писал: «Я так сильно чувствовал свое несчастье, свой позор, разрушение моих надежд на домашнее счастье… что боялся лишиться ума». Он не мог работать. Глубокая депрессия всё усугублялась.
oie_1783025J20Iy3RO.jpg
Эмилия Тимм
Karl_Briullov_-_self-portrait_1833.jpg
Карл Брюллов на картине В. А. Тропинина, 1836 г.
В это же время в Петербурге умирает Юлий Помпеевич Литта, и Юлия возвращается в Россию, чтобы вступить в наследство. Её теплота и участие помогают "Бришке драгоценному" вернуться к жизни и творчеству, а к мнению света она всегда была очень глубоко равнодушна.«Она так переменилась, – записал в дневнике К.Я. Булгаков, – что я бы не узнал ее, если бы встретил на улице, похудела, и лицо совсем сделалось итальянское. В разговоре даже имеет итальянскую живость и приятна…»
***
"Меж тем (к какому разрушенью
Ведет сердечная гроза!)
Ее потухшие глаза
Окружены широкой тенью
И на щеках румянца нет!
Чуть виден в образе прекрасном
Красы бывалой слабый след!"
 
(Е.Баратынский. "Бал")
 
***
К.Брюллов.«Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1832—1834. 
В этот приезд Юлии в Россию друзья решили помирить её с мужем Николаем Самойловым. Супруги не возражали, официального развода между ними не было; и тот, и другая после бурно проведённой жизни уже искали тихую заводь, и такой могла бы стать для них Графская Славянка. Но судьба распорядилась иначе - 23 июля 1842 года. за несколько дней до встречи с женой, Николай Александрович неожиданно умирает. Это стало огромным ударом для Юлии. В это же время с неё пишет портрет известный художник П.В.Басин. После потери нескольких близких людей Юлия грустна и задумчива. Бледное её лицо и покрасневшие глаза составляют разительный контраст с баснословной роскошью обстановки и наряда. Энергии, так чарующей зрителя в её портретах работы Брюллова. - нет. 
К.Брюллов.Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией).
...Но через какое-то время природные живость и темперамент берут своё. Для 39-летней женщины жизнь не кончена; она чувствует себя по-прежнему молодой и энергичной, чтобы начать всё сначала. Но в России ей душно. И, как прощание с Россией, она заказывает Брюллову свой портрет,ставший шедевром русского и мирового искусства 1-й половины 19 века.
 
   "...Она явилася на бале.
   Что ж возмутило душу ей?
   Толпы ли ветреных гостей
   В ярко блестящей, пышной зале,
   Беспечный лепет, мирный смех?
   Порывы ль музыки веселой,
   И, словом, этот вихрь утех,
   Больным душою столь тяжелый?
   Или двусмысленно взглянуть
   Посмел <в глаза ей> кто-нибудь?.."
 
   (Е.Баратынский. "Бал")
...И, сорвав маску вынужденного светского притворства, гордо подняв голову и не оборачиваясь, Юлия покидает "бал" русской светской жизни. Она уезжает во Францию, потом в Милан. Больше в Россию она не вернется. Больше в её жизни не будет и Карла Брюллова.Несколько лет метаний между Россией и Италией, сильнейшее нервное истощение, очень повлиявшее на характер, возрастающие с годами мнительность и эгоцентризм, постоянные жалобы на здоровье и - временами - почти истерическая капризность... 
Будучи всего на шесть лет старше Юлии, он казался рядом с ней стариком - и их отношения постепенно сошли на нет. Тем более, что Юлия снова была влюблена - и КАК влюблена!
Brjullov.jpg
Карл Брюллов.Автопортрет
oie_1783833AxKD1TbN.jpg
...Однажды в некоем маленьком итальянском городишке ей пришлось задержаться - в пути сломался экипаж. Вечером она посетила местный маленький театрик - там шла опера её друга Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур". В этот день дебютировал юный тенор Джованни Пери - необыкновенный красавец с грустным выражением лица. 
Юлия была околдована. И в 1846 году вышла за него замуж - невзирая на то, что по российским законам этот брак лишал её российских титулов и права собственности на земли. Пришлось продать даже обожаемую Графскую Славянку - но синьора Джулия Пери так любила своего мужа (который был младше её на 20 лет), что не остановилась ни перед чем - даже перед принятием католичества. Впрочем для неё - страстной вакханки-язычницы - это не было чем-то судьбоносным или трагическим...
oie_1783643TNQOurLE.jpg
Графиня Юлия Павловна Самойлова,урожденная Пален
...Но безумное счастье её не длилось и года - в конце того же 1846-го Джованни Пери умирает от скоротечной чахотки. Его отпели в соборе Св.Марка, и Юлия перевезла его в Париж, где похоронила на кладбище Пер-Лашез. На её письменном столе теперь стояли два портрета - Джованни и графа Николая Самойлова.
Монумент «Умершим» на Пер-Лашез.
...А в июне 1852 года умер Брюллов - в Италии, в доме своего друга. Незадолго до этого он написал картину «Ночь над Римом». Закончив ее, с закрытыми глазами ткнул кистью в полотно и велел похоронить его в этом месте. Оказалось, что он указал на кладбище Монте Тестаччо. Там его и погребли – точно в указанном месте.
480px-6279_-_Roma_-_Cimitero_acattolico_-_Tomba_Karl_Brulloff_(1799-1852)_-_Foto_Giovanni_Dall'Orto,_31-March-2008.jpg
Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище
Потеряв всех любимых людей и отдав дань их памяти, Юлия решила восстановить свой графский титул. Для этого она в 1863 г. опять вышла замуж - за разорившегося французского графа-дипломата Шарля де Морнэ.Ей было 60 лет, ему - 66. И никакой романтики - Юлии нужен был графский титул,чтобы сохранить за собой замок Грюссе в Париже. Но фамилию Самойлова она сохранила. За эту маленькую авантюру с титулом графу была назначена солидная пожизненная рента, оказавшаяся для Юлии впоследствии весьма обременительной. Её богатства таяли. А к тому же на неё навалились и судебные тяжбы с родственниками, в том числе и с воспитанницей - Амацилией Пачини, которая после двух неудачных браков ушла в монастырь, но при этом начала тяжбу из-за какого-то дома, который принадлежал Амацилии наравне с Джованиной не то по праву наследования, не то по договору удочерения. 
Это была весьма запутанная, долгая и скандальная тяжба. Чем она закончилась, неведомо. Такое ощущение, что никто ничего не получил. Амацилия осталась в монастыре. Её сестра Джованина претензий к Юлии не имела, удачно вышла замуж и спокойно жила на подаренную Юлией ренту, не прекращая общения с приемной матерью до самой смерти последней/ 
      
К.Брюллов. Джованина Пачини, 1831 год
...Умерла Юлия Самойлова в Париже 19 марта 1865 года. Похоронена по её завещанию на кладбище Пер-Лашез рядом со своим любимым мужем Джованни Пери. Остались прекрасные портреты и память о ней, как о Музе великого русского художника.
А вот от любимой ей Графской Славянки остались после военных действий 1941-1944 гг. одни руины.
 
   "Утром зимним тени длинны,
   тянет тропка вверх да прямо,
   золотится над долиной 
   шпиль разбуженного храма. 
 
   Растворятся в блеклой сини
   мыслеформами былого
   лики Юлии-графини,
   и Скавронских, и Брюлловых,
 
   что ушли с прогресса веком
   отштампованным потоком, 
   лишь один дворец-калека
   в кирпича кровоподтеках
 
   нарушает перспективу
   попрошайкою упрямым
   в деревеньке неспортивной
   под названием Динамо." 
 
Общий вид Дачи Самойловой в п. Динамо (Графская Славянка)
Вид дачи Ю. П. Самойловой в июне 2017 г.

http://divina-augusta.livejournal.com/3543.html?thread=7383

http://pushkin.ru/news/carskoselskay-gazeta/samoilova.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Самойлова,_Юлия_Павловна

http://d1825.ru/viewtopic.php?id=1672&p=1

****************************


 

Серия сообщений "***Знаменитые женщины 1":
Часть 1 - Графиня Эмилия Карловна Мусина-Пушкина,урожд.Шернвалль
Часть 2 - История любви русской красавицы Екатерины и тайского принца Чакрабон
...
Часть 45 - Муза русской литературы - Александра Осиповна Смирнова,урожденная Россет.
Часть 46 - Портрет на фоне ....или забытые эпизоды семейной драмы .Елена Николаевна Раевская .
Часть 47 - Графиня Юлия Павловна Самойлова,урожденная Пален.
Рубрики:  живопись
История
Российские художники 18,19,20 века и ранее.
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку