-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в галина_суханова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.10.2009
Записей: 2520
Комментариев: 62
Написано: 38502


Русский художник Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911).

Понедельник, 11 Февраля 2019 г. 22:10 + в цитатник

Автопортрет, 1878,  Государственная Третьяковская галерея, Москва

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834, село Паньково, Тульская губерния —  1911, Полтава) — русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.

Пастушок,  1909 , Национальный художественный музей Республики Беларусь

В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству. Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

Хостинг картинок yapx.ru
 «Поздравление молодых в доме помещика», 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

Хостинг картинок yapx.ru
 «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Сцена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825) — «Корчма на литовской границе», 1862. Всероссийский музей А. С. Пушкина

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии. В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика. В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

Хостинг картинок yapx.ru

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С.Н. Аммосов, А.А. Киселёв, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.Д. Литовченко, И.М. Прянишников, К.В. Лемох, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н.Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, Е.Е. Волков, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, П.А. Брюллов, А.К. Беггров.

Хостинг картинок yapx.ru
Дедушка русского флота. (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 года)  Государственный Музей Искусств Узбекистана,Ташкент

29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота»,а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает».


 «Земство обедает»  1872, 125×74 см •  Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.
Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

Хостинг картинок yapx.ru
 «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

«Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Хостинг картинок yapx.ru

Лесная река

В 1876 году художник переселился на хутор близ Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.
В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». 
В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». 
В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.
Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис.
Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Хостинг картинок yapx.ru
Весна
 
Хостинг картинок yapx.ru
 Опахивание. 1876 Холст, масло. 78 x 134 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

Хостинг картинок yapx.ru
 Самосжигатели. 1882,1884 Холст, масло. 139 x 283 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.
 
Головка
 
Хостинг картинок yapx.ru
 "Сеятель". 1888
«Жница» Холст, масло. 35,5 x 16,7 см.  Третьяковская галерея, Москва, Россия


 Дорога во ржи. 1881, Холст, масло. 65 x 145 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.
В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

Хостинг картинок yapx.ru
Хостинг картинок yapx.ru
 Страдная пора (Косцы). 1887, Холст, масло. 179 x 275 см Государственный Русский музей, С.-Петербург


«Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.
Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий.

Хостинг картинок yapx.ru
 У чужого счастья, Таганрогский художественный музей

Хостинг картинок yapx.ru
 Портрет молодой женщины, 1899 г (аукцион)

Хостинг картинок yapx.ru
 Портрет старика (аукцион)

Хостинг картинок yapx.ru
 Портрет бородатого крестьянина с посохом и жестяным чайником, 1898 (аукцион)

Хостинг картинок yapx.ru
 В ПОЛЕ (аукцион)

Хостинг картинок yapx.ru
 Осенний вид в Крыму. 1884 Холст, масло. 80 x 156 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Хостинг картинок yapx.ru
 Скалы, 1884, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
 
Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).

Хостинг картинок yapx.ru
 Первый оттиск. Портрет И.И.Шишкина. 1891, Холст, масло. 187 x 123 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

Хостинг картинок yapx.ru
 «Сам с собою, или Игра в шахматы», 1907. Музей шахмат

Хостинг картинок yapx.ru
 «Смотрины невесты», 2-я пол. XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Хостинг картинок yapx.ru
 «Пристань в Ялте», 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Хостинг картинок yapx.ru
Хостинг картинок yapx.ru
Хостинг картинок yapx.ru
 «Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини Зинаиды Волконской. Худ. Г.Г. Мясоедов. В левой части картины, у колонны – Петр Чаадаев, 1904-1906.


Историческая сцена (Иван Грозный в келье псковского старца Николы), 1899 
 Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск

Хостинг картинок yapx.ru
 Три сестры в парке, 1888, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Хостинг картинок yapx.ru
 Осиротели, Харьковский художественный музей

Хостинг картинок yapx.ru
 Сумерки. 1880, Холст, масло. 79 x 143 см, Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев, Молдова

Хостинг картинок yapx.ru
 Курсистка. На пути к знаниям, Полтавский художественный музей

Хостинг картинок yapx.ru
 В Севастополе в 1854 году. 1878, Холст, масло . 114 x 156 см, Харьковский художественный музей, Украина

Хостинг картинок yapx.ru
 Молебен во время засухи. 1880, Холст, масло. 74 x 148 см, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Хостинг картинок yapx.ru
 Сумерки, Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Хостинг картинок yapx.ru
Портрет девушки с распущенными волосами.
Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы
 
«Портрет старухи» Холст, масло. 41,5 x 30,6 см.
Kostroma Regional Art Museum, Кострома, Россия
 
Знахарь, 1860, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
 
Хостинг картинок yapx.ru
 Урок пряжи. 1859. Тюменский музей изобразительных искусств

Хостинг картинок yapx.ru
 Мальчик-итальянец, Музей «Спасское», Тула

Хостинг картинок yapx.ru
 Портрет В.В. Стасова Государственный Литературный музей, Москва
 

«Портрет скрипача В.Г.Вальтера» 1902 Г. Холст, масло. 61 x 42 см.
Томский Областной Художественный Музей, Томск, Россия

Хостинг картинок yapx.ru
 Испанец. 1866, Этюд,Холст, масло. 21 x 17 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Хостинг картинок yapx.ru
Женский портрет . 1876, Картон, масло. 36 x 26 см, Запорожский художественный музей, Украина
Хостинг картинок yapx.ru
Портрет Елизаветы Михайловны Кривцовой, жены художника. 1861
71 х 58,  Тульский областной художественный музей

Хостинг картинок yapx.ru
 Myasoyedov by Kramskoi (Государственная Третьяковская галерея)
 
Г.Мясоедов,  портрет И.Репина. Этюд 1883

Внешность Мясоедова говорила сама за себя.

Высокий, с умным лицом, длинным и искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония и едкий сарказм.

Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.
Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына. Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его. Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…

Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.

— Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, — говорил потом художник.
Хостинг картинок yapx.ru
 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.
Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция. Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын». В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.

Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.

— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.

В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.

— Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак… — так оценивал студенческое творчество Вани Григорий.

Хостинг картинок yapx.ru
Ива́н Григо́рьевич Мясое́дов ,  Областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина

Ива́н Григо́рьевич Мясое́дов (30 сентября (12 октября) 1881, Харьков, Российская империя — 27 июля 1953, Буэнос-Айрес, Аргентина) — русский и лихтенштейнский художник, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок.
Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.
 
Хостинг картинок yapx.ru
 Г.Г. Мясоедов в предсмертной агонии. Зарисовано с натуры его сыном Иваном Мясоедовым

На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского. А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера. После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…
 
Хостинг картинок yapx.ru
 Родник. 1890-е, Холст, масло. 35 x 34 см, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Хостинг картинок yapx.ru
 Осеннее утро. 1893, Холст, масло. 88 x 70 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Хостинг картинок yapx.ru
Парк, 

Хостинг картинок yapx.ru
 Весной (Лесной ручей близ Полтавы). 1890, Холст, масло. 75 x 56 см,Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Хостинг картинок yapx.ru
 Пруд в лесу, Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

Хостинг картинок yapx.ru 
 Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова).
Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория. 
 
 
Рубрики:  живопись
История
Российские художники 18,19,20 века и ранее.
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

OksGurbanova   обратиться по имени Среда, 13 Февраля 2019 г. 23:10 (ссылка)
галина_суханова, Благодарю. В другой России побывала.
Ответить С цитатой В цитатник
lev2015   обратиться по имени Русский художник Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911). Суббота, 19 Декабря 2020 г. 12:45 (ссылка)
Было интересно. Благодарю.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку