Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593) |
Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526 или 1527, Милан, Италия — 11 июля 1593, Милан, Италия) — итальянский художник и декоратор, считается одним из самых ярких представителей маньеризма. Детство и молодость провел в Милане, затем в 1562 году был приглашен ко двору императора Священной Римской империи. Арчимбольдо служил Габсбургам на протяжении 26 лет, сначала в Вене, а затем — в Праге. После чего вернулся в Милан, продолжая при этом выполнять заказы императора Рудольфа II до самой смерти.
Особенности творчества художника Джузеппе Арчимбольдо: прославился благодаря своим «метаморфозным» портретам, на которых лица людей составлены из фруктов, овощей и цветов. Однако в некоторых его работах подобные «мозаики» составлялись и из других предметов. К примеру, картина «Библиотекарь» состоит из книг, «Официант» — из бочек и бутылок, а «Юрист» — из книг, тушки курицы и рыбы.
Известные картины Джузеппе Арчимбольдо: серия «Четыре сезона», серия «Четыре элемента», «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна»,«Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.
Одной из главных жизненных ценностей для Джузеппе Арчимбольдо была природа. И свою любовь к ее многообразию и многоликости он воплощал в фантасмагорических портретах. Согласно легенде, во время жизни в Праге художник ранним утром приходил на рынок и скупал свежие цветы, фрукты и овощи, чтобы получить как можно больше материала для своих работ.
Практически сразу же после смерти Арчимбольдо о нем забыли на несколько веков. Новый всплеск популярности художника пришелся уже на ХХ век. Джузеппе «вернули к жизни» сюрреалисты, которые стали использовать его затейливые композиции в качестве одного из главных источников вдохновения. Сальвадор Дали назвал Арчимбольдо предтечей сюрреализма. А его картина «Библиотекарь» считается триумфом абстрактного искусства XVI века.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Автопортрет в возрасте 61 года. Дата — 1587 — поставлена под воротником, как обычно у Арчимбольдо. Бумага, карандаш, перо и чернила, размер изображения 442 × 318 мм. Палаццо Россо, Генуя
Официант (Натюрморт с бочкой) 1574, 88×67 см • Масло, Холст Частная коллекция
Юрист , 1566, Национальный музей Швеции, Стокгольм
Повар (Натюрморт с поросенком) Картина перевернута, чтобы можно было однозначно заметить лицо повара состоящее из поросят. 1570, 53×41 см • Масло, Панель, Национальный музей Швеции, Стокгольм
Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет. Масло на деревянной панели, около 1590
Огородник (Натюрморт с луком и овощами) 1590, 36×24 см • Масло, Панель, Пинакотека Городского музея Кремоны, Кремона
Та же картина поворачивается на 180º
Сцены из жизни святого Иоанна Крестителя. Именование Крестителя 1645 • Фреска, Церковь Св. Маврикия, Милан
Сцены из жизни святого Иоанна Крестителя. Усекновение головы Иоанна Крестителя 1645 • Фреска, Церковь Св. Маврикия, Милан
Успение Богородицы 1558, 423×470 см • Гобелен, Шелк, Шерсть. Пинакотека Цивика ди Комо, Комо
Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св. Екатерины для витражей Миланского собора.
Бьяджо и Джузеппе Арчимбольдо. Сцены из жития св. Екатерины. Деталь витража Миланского собора, 1551
Сцены из жития святой Екатерины, 1551 • Витраж, Стекло, Миланский собор, Милан
Эрцгерцогиня Магдалена Австрийская, дочь Фердинанда I , 1563, 43.7×32.8 см • Масло, Дерево, Музей истории искусств, Вена
Портрет императора Максимилиана II с семьёй. Размер полотна 240 × 188 см. Около 1563 года, хранится в Музее истории искусств в Вене
В 1551 году король Фердинанд, оказавшийся в Милане проездом, заказал Арчимбольдо пять гербовых щитов. Совсем скоро Фердинанд станет императором Священной Римской империи. Большой ценитель искусства, однажды он вспомнил о талантливом миланском живописце и пригласил Джузеппе ко двору. Художник прослужил придворным портретистом при Фердинанде I всего два года. Но когда в 1564 году на трон взошел Максимилиан II, положение Арчимбольдо при дворе только упрочилось. Его картины были очень популярны и высоко ценились правителем, кроме того, художник был главным советником императора по живописи и занимался пополнением его коллекции предметов искусства. Уже тогда Арчимбольдо пишет свои «метаморфозные» портреты, создавая первую серию «Времена года».
Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Времена года» и «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь». Эти картины экспонируются в разных европейских музеях
4 сезона. Весна (серия Лувра) 1573, 76×64 см Лувр, Париж
4 сезона. Осень (серия Лувра) 1573, 76×64 см • Масло, Холст Лувр, Париж
4 сезона. Зима (серия Лувра) 1573, 76×64 см • Масло, Холст Лувр, Париж
4 сезона. Лето (серия Лувра) 1573, 76×54 см • Масло, Холст Лувр, Париж
4 сезона: лето 1560-е , 94×73 см • Масло, Холст Частная коллекция
4 сезона в одном портрете 1590, 60.4×44.7 см • Масло, Панель Национальная галерея искусства, Вашингтон
Весна 1560-е , 94×73 см Частная коллекция
Четыре элемента. Земля 1570, 70.2×48.7 см • Масло, Панель Частная коллекция, Вена
Четыре элемента. Вода 1566, 66.7×51 см • Масло, Панель Музей истории искусств, Вена
Четыре элемента. Огонь 1566, 66.5×51 см • Масло, Панель Музей истории искусств, Вена
Четыре элемента. Воздух. Повтор 1566, 74.5×56 см • Масло, Панель Частная коллекция
Запах 1560-е , 91.5×71.7 см • Масло, Холст, Художественная галерея, Саутгемптон
Адмирал (Натюрморт с рыбой и морепродуктами) 1560-е • Масло, Дерево Частная коллекция
Портрет Ирода 1580-е • Масло, Холст Частная коллекция
Черный венценосный журавль 1578 • Гуашь, Пергамент, Австрийская национальная библиотека, Вена
Флора 1591, 73×56 см • Масло, Панель, Частная коллекция
Джузеппе Арчимбольдо прослужил Габсбургам 26 лет. В Милан он возвращался при больших деньгах: за верную службу император пожаловал ему 1500 флоринов (эта сумма равнялась нескольким годовым окладам художника). Арчимбольдо продолжал писать для монарха портреты и получать жалование. В последние годы жизни он создает одни из самых знаменитых своих работ — «Флора» и «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна».
Несмотря на такой непривычный образ, император остался очень доволен этим портретом. Вертумн был известным в древней Италии богом времен года, земных плодов и природного изобилия. В определенном смысле эта картина стала объединяющей для всех предыдущих работ художника. Изобразив монарха в образе бога плодородия, Арчимбольдо будто бы сделал его властителем всех своих «природных» полотен. Этот портрет был написан незадолго до смерти художника, он стал последней его работой, дошедшей до наших дней. Получив портрет, Рудольф II наградил Арчимбольдо почетным придворным титулом пфальцграфа. Кроме него в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились лишь Содома и Тициан.
Флора (Flora meretrix) 1590 • Масло Музей истории искусств, Вена
Вертумнус , портрет, изображающий Рудольфа II, императора Священной Римской империи, написанного как Вертумнус , римский Бог времен года, в. 1591. Замок Скоклостер , Швеция.
Два портрета Рудольфа II в короне. 1575 год, Национальная галерея в Праге
В самом Милане же работы Арчимбольдо популярностью не пользовались. По некоторым данным, у художника случился конфликт с местным аббатом Игнацием Поцци из-за диптиха «Адам» и «Ева». Церковник объявил портреты, составленные из тел младенцев, ересью. А когда Арчимбольдо сообщил, что собирается написать «метаморфозный» портрет Христа, который состоит из всего сущего на Земле, аббат и вовсе пригрозил ему отлучением от церкви.
Как бы там ни было, написать амбициозный «кощунственный» портрет Христа художнику так и не удалось. Вскоре у него начались сильные боли, и врачи диагностировали мочекаменную болезнь. От нее Арчимбольдо и скончался 11 июля 1593 года.
Портрет Адама 1578 • Масло, Холст Частная коллекция
Портрет Евы 1578 • Масло, Холст Частная коллекция
Малая пустельга на перекладине 1570-е • Акварель, Гуашь, Бумага, Австрийская национальная библиотека, Вена
Молодой лось 1570-е • Акварель, Гуашь, Бумага. Австрийская национальная библиотека, Вена
Крестьянка, идущая на рынок 1580-е , 25.1×18.1 см • Чернила, Размывка, Бумага, Перо Национальная библиотека Испании, Мадрид
Мужчина в рыцарском костюме. Эскиз 1585, 31.6×20.9 см • Чернила, Размывка, Бумага, Перо. Галерея Уффици, Флоренция
Аллегория Музыки 1585, 30.3×20.4 см • Чернила, Размывка, Бумага, Перо. Галерея Уффици, Флоренция
https://artchive.ru/artists/9869~Dzhuzeppe_Archimboldo
Рубрики: | живопись Зарубежные художники 18,19,20 века и ранее, |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |