Сегодня православные христиане чтят память св. мученика Василиска, пострадавшего за веру в начале III века от руки жестокого гонителя христиан правителя Агриппы, по велению которого его сначала мучили, потом обезглавили, а тело бросили в реку.
Но в
народном календаре его имя переплелось с василиском, дохристианским демоническим персонажем в птичье-змеином облике, который родился, по преданию, от яйца семилетнего черного петуха, выношенного за пазухой колдуном, высиженного жабой или закопанного в навоз.
Узнавали такое яйцо по внешнему виду: оно должно было быть абсолютно круглым и покрытым не скорлупой, а жесткой кожей. А уж если вылупится василиск, то в той местности, что станет его «родиной», и хлеб на корню пропадет, и начнут сохнуть сначала колодцы, а затем и красны девицы. Эта беда так и называлась – сухота или сухотучая.
В Беларуси, чтобы уберечь или избавить несчастных девушек от напасти сухотучей, над ними трижды причитали:
«Жарка сонца, ясны месяц, тры зарыцы – родныя сястрыцы: вутрання заря, паудзенная зара i зара вячэрняя; вада Ярданiца, твая матка валнянiца, iшла ты цемнымi лясамi, зяленымi лугамi, крутымi берегамi, каменням, карэннем, памажы рабе Божай (iмя) хвароб i урочишч».
А потому первым правилом этого дня (или даже накануне) было собирание всех яиц из-под домашней птицы. По поверью, в противном случае из яйца, оставленного под несушкой, высиживающей потомство, может родиться зловредный василиск. Но это был не единственный запрет, обязательный к исполнению 4 июня.
Вот, например, на чем настаивают пословицы и поговорки, приуроченные к этой дате:
На Василиска не паши и не сей, а то родятся одни васильки.
Не сеять, не пахать – этот день пережидать, чтоб поля не засорились, васильки не уродились.
Коли соберешься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди, отложи на завтра. А то куколь да полынь уродится, к избе сухота сухотучая прилучится.
Лишь полынь в этот день уродится, а к избе сухота прилучится.
Но у 4 июня были и другие названия: например, васильковый день. По этому поводу бытовала поговорка: «День синитель, васильковый повелитель». В тех местах, где климат позволял к этому времени появиться цветам, их ходили собирать. А все потому, что хоть и считались они сорняками на поле, но одновременно существовало поверье: собранные с любовью,
васильки могут принести большую пользу человеку.
Были и другие занятия по хозяйству: срезать усы у земляники, если прежде не успели это сделать, а на плодовые деревья повесить ловушки, потому что начинается вылет плодожорки. Плодожорка (выразительное название) – это бабочка, которая повреждает и молодые побеги, и завязи, и собственно плоды. Например, яблочная плодожорка «охотится» на яблони, грушевая – соответственно, на груши. А еще примечали: сильные росы считались предвестьем хорошего урожая, а массовое появление оводов – верным знаком обильного урожая огурцов.
Наконец, 4 июня считался очередным соловьиным праздником и, отмечая его, конечно же ходили слушать пение соловьёв. По-моему, очень приятное занятие, как считаете?
Автор Валентина Пономарева
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-46493/