Элизабет была самой красивой и знаменитой женщиной Европы. Ее сравнивали с принцессой из волшебной сказки…
Она была родом из Баварии, ее отец - баварский герцог Максимилиан (из рода Виттельсбахов), мать – герцогиня Людовика, родная сестра австрийской эрцгерцогини Софии, матери будущего императора Австро-Венгрии - Франца Йозефа I.
Элизабет – вторая дочь в семье из 8 детей.
Она родилась под Рождество уже с крохотным зубиком, что считалось залогом счастливой судьбы.
Герцог Максимилиан любитель ярких карнавалов, продолжительных пиров, женского полу и карточной игры, с трудом совмещая свои многочисленные увлечения с обязанностями государственного мужа, абсолютно не имел времени заниматься домом, переложив эту обременительную заботу на плечи своей жены. Герцогиня Людовика, в свою очередь, обладая огромной силой воли, установила в своем фамильном замке неукоснительные правила поведения – этакую смесь абсолютной свободы с ежедневной мелочной отчетностью.
Элизабет, будучи второй дочерью в семье, всегда немного завидовала своей старшей сестре Хлене, ибо та всегда опережала ее в состязаниях по крокету и в упражнениях на клавесине. Да и замуж она, конечно же, выскочит первой, разумеется, за самого знатного жениха из всех окружающих…
Матушка Франца Иосифа, престарелая эрц-герцогиня София, назначила свидание на средину августа собственного отпрыска с одной из своих племянниц.
Разумеется, старшей…
И 15 августа 1853 года молодой Государь отправился знакомиться с очередной невестой в летнюю резиденцию Бад-Ишль. Но, подъехав во главе конной свиты к загороднему дворцу, остолбенел: в парке гуляла прекрасная незнакомка, от одного взгляда на которую сердце Императора дрогнуло. Он влюбился мгновенно, окончательно и бесповоротно, не желая более ничего слышать ни о каких иных возможных претендентках…
Элизабетшел 16-й год, когда случилась ее судьбоносная встреча с Франц Иосифом, тогда уже ставшим императором.
Вскоре Элизабет становится императрицей.
Венчание состоялось в церкви Августинцев в Вене.
В расшитом серебром розовом платье с бриллиантовой диадемой на голове, Сисси ехала по Вене в карете с инкрустированными золотом колёсами и дверцами расписанными ещё Рубенсом.
Трудно было даже вообразить себе двух более несхожих людей, чем Франц-Иосиф и Элизабет. Однако, как известно, противоположности сходятся, причем зачастую наиболее тесно.Ее коронованный избранник был суровым педантом, во всем ценившим прежде всего пунктуальность. После того, как в его рабочем кабинете зажигался свет, вся прислуга, не глядя на часы, с точностью до секунды знала – на дворе 5 часов утра! Соблюдать же завидную физическую форму ему помогали главным образом занятия фехтованием и верховой ездой, которым, в перерывах между бюрократической рутиной, он предавался до самозабвения.
Отношения со свекровью не складываются: мать императора изводит ее придирками. Ни дня, не проходило без упреков и прямых обвинений со стороны эрцгерцогини. Элизабет раздражала ее всем - и тем, что в одной из своих комнат устроила гимнастический зал, и тем, что общалась с актерами и художниками. Даже тем, что она учила венгерский язык, на котором говорила значительная часть империи. Все это, по мнению Софии, было императрице не к лицу.
При встрече со старшей сестрой она как-то обмолвилась: «Ах, Хелена, радуйся, - я спасла тебя от очень невеселой участи и отдала бы все, чтобы прямо сейчас поменяться с тобой местами».
Видя, насколько трудно переживает жена переезд из тихого Мюнхена в блестящую Вену, Франц-Иосиф всячески помогал ей привыкать к новым условиям. Глубоко уважавший собственную мать, он, тем не менее, решительно пресекал любые интриги ее против Элизабет.
А когда Элизабет появилась мигрень, резкие боли в горле и суставах,
Государь немедленно отправляет
ее на Мадейру - из Корфу в Англию с заездом во Францию.
Зримым плодом их взаимности стали и дети. В марте 1855 г. родилась дочь София, Затем на свет появилась Гизелла, еще через некоторое время - Мария-Валерия, которая стала любимицей Сисси. Однако свекровь забирает Софию и Гизеллу к себе для воспитания.
Тем временем умирает старшая дочь императоров София.
И все же появляется наследник. У императорской четы - сын, Рудольфе.
Поначалу рождение наследника обрадовало всех, но вскоре вражда между двумя женщинами разгорелась с новой силой. Сисси медленно поправлялась после родов, и София воспользовавшись этим, присвоила право следить за воспитанием Рудольфа. Не имея сил на борьбу, императрица согласилась. Мальчик очень страдал от того, что не мог часто видеть свою мать. Ещё более одиноким он почувствовал себя после рождения в 1868 Марии Валерии. На этот раз императрица сама занимается воспитанием дочери, которой отдаёт явное предпочтение перед остальными детьми, и при дворе Валерию называют «единственным» ребёнком. Девочка становится спутником во всех путешествиях матери. Неопытная «молодая мама» переживает из-за каждого пустяка и даже лёгкий насморк является причиной для отставки очередной няни
Мария Валерия родилась в Будапеште и почти все своё детство провела в Венгрии. Её одевали в венгерском стиле и даже с отцом на немецком она вынуждена была разговаривать тайно. Но в отличие от матери полюбить Венгрию Мария Валерия не смогла. Единственным, кто при дворе разделял отношение Елизаветы к Венгрии, был Рудольф.
Открытка, посвященная торжествам в честь серебряной свадьбы императора Франца-Иосифа и Элизабет. Позади императорской четы крон-принц Рудольф.
Молодая баварка сначала являла собой само воплощение чувственности. Со временем, однако, вынужденная постоянно соседствовать с деспотичной свекровью, она несколько поутихла. Яркие порывы сменились меланхолией, апатией, жаждой уединения.
Избегая докучливого этикета, она полюбила притворяться больной, а выкроенное таким способом время посвящала мечтаниям, сочинению стихов, прогулкам по саду.
Но, понимая, что путь к сердцу мужа - ее собственная красота, за телом своим следила яростно, до иступления, не взирая на настроение и погоду. Так, каждый вечер на лицо накладывались маски из сырой говядины, а на шею и руки – из свежей клубники. Правилом стали умывания только дистиллированной водой, ванны из теплого оливкового масла, укутывание бедер горячими мокрыми полотенцами, сон на твердой кровати без подушек.
Имея шикарные волосы, в распущенном состоянии ниспадавшие до колен, Элизабет тратила три часа в день на прическу; мытье же их и вовсе превращалось в изнурительную процедуру, требовавшую массы лосьонов, кремов..
А поддерживать фигуру и сохранять (при росте в 172 см) постоянный вес до 50 кг помогали разнообразные диеты, верховая езда и упражнения.
Сисси с мужем. И Граф Дьёрдь Андроши.
Немецкий кайзер Вильгельм ІІ считал ее самым прелестным созданием на всем земном шаре, персидский шах Насредин хотел за баснословную по тем временам сумму вполне серьезно купить это чудо для себя, а прусская принцесса Виктория характеризовала его, как нечто совершенно пикантное.
Популярность Элизабет среди народа возрастает прямо пропорционально падению «индекса популярности» эрцгерцогини Софии, матери императора, которая ведет довольно жесткую политику, особенно в отношении с вассальной Венгрией.
Элизабет, напротив, была крайне благожелательна в этом вопросе, она изучила венгерский язык, неоднократно приезжала в Венгрию, где ее уже полюбили. Кстати сказать, в Будапештском музее, посвященном памяти австрийской императрицы, можно найти личные вещи, фотографии и письма Элизабет, здесь ее тоже помнят…
Сын Сисси Рудольф интересовался естественными науками, особенно орнитологией.
Эти увлечения, а также охота и путешествия, в том числе со знаменитым
Альфредом Брёмом, изучавшим животных.
Гизелла вышла замуж за принца Леопольда Баварского.
У них родились сыновья Георг и Конрад Баварские.
Картина в честь помолвки старшей дочери Франца-Иосифа и Элизабет Гизеллы с принцем Леопольдом Баварским, 1873 год.
Элизабет отвернулась. Она не одобряла свадьбу.
А в 1881 году крон-принц женится на дальней родственнице, 16-летней Стефании, дочери короля Бельгии.
У Рудольфа и Стефании родилась единственная дочь, Элизабет.
Крон-принц был недоволен правлением отца, Франца-Иосифа, прежде всего его внешней политикой и союзом с Германской империей (которую Рудольф ненавидел).
Крон-принц поддерживал отношения с либеральными венгерскими дворянами, политиками, журналистами. Конечно, эта оппозиционность была далека от государственной измены.
Но Рудольф имел пылкую и страстную натуру.
Он был скорее не Габсбург, а Виттельсбах, с болезненным воображением, как у Людвига II Баварского, «короля из сказки». (Мать Рудольфа, императрица Элизабет, и мать его отца Франца-Иосифа, принцесса София, происходили из Баварской династии Виттельсбахов, а король Людвиг II, считавшийся современниками полусумасшедшим, был кузеном Рудольфу.
30 января 1889 Крон-принц (28 лет), совершил самоубийство в охотничьем домике Майерлинг в Венском лесу.
Вместе с ним покончила с собой 17-летняя баронесса Мария Ветчера.
Этот факт официально не признавался Императорской фамилией до самого падения монархии. Поэтому трагедия Майерлинга осталась мистической и по сей день, способствовала появлению различных догадок относительно её мотивов и мистических разъяснений.
Похороны крон-принца. Фото.
Процессия у церкви капуцинов, фамильной усыпальницы Габсбургов.
Вдова крон-принца Стефания вынуждена была покинуть Вену.
Она отправилась в путешествия, и в 1900 году вышла второй раз замуж за графа де Лонэй. Неравный брак вызвал недовольство её отца, короля Бельгии.
Стефания с мужем уехала в Венгрию, где они жили долго и счастливо, и умерли после Второй мировой войны.
Обстоятельства смерти Крон-принца остаются загадкой до сих пор: одни считают, что он покончил с собой, другие – что это всего лишь инсценировка, прикрытие какого-то политического заговора.
Элизабет на долгие годы уходит в траур, замыкаясь в своем одиночестве.
Она лихорадочно мечется по Старому Свету, постоянно переезжая из страны в страну: Франция, Бельгия, Италия, Испания, Бавария, Польша….
В сентябре 1898 году она прибывает в Женеву и останавливает в отеле
«Бо-Риваж» (BeauRivage), выходящим окнами на набережную Женевского озера.
Прогуливаясь как-то вдоль набережной, Элизабет, которой на то время было 60
(надо отметить, что она всю жизнь ухаживала за своей красотой и выглядела гораздо моложе своих лет!) пала от рук безработного анархиста Луиджи Лукени, пронзивший ее грудь трехгранным напильником.
Удар заточки анархиста сбил её с ног. Решив, что нападавший хотел вырвать её украшения, и не поняв истинный смысл случившегося, Елизавета поднялась и попыталась продолжить прогулку.
Лишь спустя несколько секунд она почувствовала острую слабость и опустилась на землю.
После врачи обнаружат крохотную рану в области сердца.
Исполнилось её желание, произнесённое после смерти сына:
«Я тоже хотела бы умереть от небольшой раны в сердце, через которую улетит моя душа, но я хочу, чтобы это произошло вдали от тех, кого я люблю».
Убийца же скажет при допросе, что, вообще-то, собирался убить принца Орлеанского, однако его не было в городе, и тогда он решил убить Элизабет просто потому, что слышал, что она сейчас в Женеве. Как выяснилось позже, его действиями руководило лишь желание отомстить «богатым и знаменитым» и прославиться.
Его приговорили к пожизненному заключению.
Сидя в тюрьме, он повесился на собственном ремне…
____________
Через неделю после трагической гибели Элизабет Австрийская
навечно упокоилась в родовой усыпальнице Императорской семьи.
В Женеве,на набережной Монблан (Mont-Blanc), практически напротив
отеля «Бо-Риваж», среди аккуратно подстриженных кустарников, стоит высокая фигура женщины с веером (в стиле «Моя прекрасная леди»).
И надпись золотыми буквами: В память об Императрице Элизабет…
Говорят, что после смерти супруги,
император Франц Йозеф
молчал в течении нескольких месяцев, ни с кем не разговаривая.
В его кабинете до конца жизни висел портрет Элизабет, и раз в несколько лет придворный художник обновлял на нем выцветшие краски.
Император Франц-Иосиф в кабинете у портрета Сисси.
... Встретить ее изображение в Вене можно почти на каждом шагу – на открытках, рекламных буклетах, предлагающих купить ювелирные изделия, на фарфоровых чашечках … в сувенирных магазинах взгляд притягивает изящная статуэтка женщины с веером в бальном платье с мелкими белыми цветами, вплетенными в волосы, и грустным взглядом.
Императрица Элизабет I (1837-1898), жена австрийского императора Франца Йозефа I, Сисси (Sissi), как ее называли близкие, популярна в Австрии не меньше Моцарта.
В 1955 г. на экран вышел фильм «Сисси» с участием Роми Шнайдер.
В 1904 г. в Вене в Народном саду
(Volksgarten)
создан в память о ней Мемориал: императрица Элизабет сидит на белом мраморном троне,
с гордой царской осанкой и все тем же грустным взглядом.