-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Гог-Магог

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 49




Есть вещи, которые трудно держать в себе- лучше выплеснуть наружу, есть такие, которыми хочется поделиться. В общем поток сознания в общем информационном поле

Христианская любовь

Понедельник, 27 Сентября 2010 г. 03:55 + в цитатник
Любовь, сострадание, доброта- расхожие понятия, которых все ищут и ждут. Понятия эти понятны ли? Почему в христианской культуре считают их исключительно человечьими качествами, не присущими тварям низким? Боженька создал нас хорошими, а мы стали плохими, потеряли завет и вот бродим впотьмах в поисках любви, куда она делась? Любовь- способность терпеть, отдавать самого себя, жертвовать собой во имя других ведь. Альтруизм прям какой-то! Но животные тоже способны на альтруизм, мало того, они руководствуются им. Даже инфузории, заражённые вирусом самоуничтожаются, чтобы не заразить других. Альтруизм приводит к выживанию общества альтруистов. Боженька вложил в глиняную куклу душу, дал разум, и он затмил Закон, позволил осознать свою отдельность, самость, личность! И не стало любви во спасение многих, стал эгоизм-выживание индивидуальной личности в угоду своим прихотям. А может бог и не давал нам разума и были бы мы обезьянами, не отведав от древа познания всего одного лишь яблочка? И застрял человек между животным законом и всеобщим знанием, потеряв живую природу и не найдя общий смысл? Больше мудрых яблок надо было хавать! И стало бы понятно, что нет его, боженьки-недоумка, а есть всеобщий мир, единый организм, который живёт и развивается, и нет никаких душ, вещей и тел вне его, нет ни ада ни рая, а грех-всего лишь помеха в развитии. Иисус Назорей хорошо понимал это и не было в его словах осуждения и ненависти, но недалёкие полуобезьяны превратили его жизнь в кровавый фарс,так и не поняв, что он имел ввиду под словами: возлюби ближнего своего как самого себя.Человек завис между миром наивного невежества и абсолютного смысла, выскочил из естественного хода всеобщего развития -эволюции, но оказался слишком глуп, чтобы думать своими мозгами, отсюда все эти веры, религии и пр. Но не отчаивайтесь, мир знает как избавиться от рака, природа скинет помеху и не не надо руки ломать, как бы нам спастись, а цепляться за свою ничтожную жизнь- это и есть эгоизм и грех. Можно попытаться исправиться. Может простят.
Может быть стоит во имя спасения планеты ограничить рождаемость, узаконить эвтаназию, стерилизацию и смертную казнь пропагандировать аборты, развивать евгенику и генную инженерию? Шутка. Всё неизмеримо сложнее.


Понравилось: 6 пользователям

Аудио-запись: А.Пугачёва-Чернавский-отраженье в воде

Суббота, 25 Сентября 2010 г. 08:46 + в цитатник
Прослушать Остановить
3 слушали
0 копий

[+ в свой плеер]


Аудио-запись: Скафандр- Пётр живёт в тайге

Суббота, 25 Сентября 2010 г. 08:42 + в цитатник
Прослушать Остановить
слушали
0 копий

[+ в свой плеер]


Личная партизанская война

Суббота, 25 Сентября 2010 г. 08:26 + в цитатник
В России по разным экспертным оценкам проживает около 25-30 миллионов алкоголиков.
Сколько в точности, не скажет никто. Можно лишь рассчитывать цифру, с известной степенью неточности. Главные ориентиры в расчетах – количество спирта продаваемого в России из расчета на душу населения, да пожалуй, медицинская и социальная статистика стран со схожими традициями и культурой употребления горячительных напитков (Северная и Восточная Европа, США и Канада).
Поскольку многие алкоголики себя таковыми не считают, и сам характер пьянства в российском обществе носит тотальный характер, проникая во все слои общества, и затрагивая все культурные, политические, экономические и духовные аспекты жизни, провести четкую грань между умеренным («культурным») употреблением алкоголя и болезненным пристрастием к нему – невозможно.
Понять пьет человек «в меру» или не совсем, все же не так уж и трудно. Все знают, как пьют алкоголики.

* Личность.

Если вы пьете как алкоголик, если вы ведете себя по отношению к алкоголю как алкоголик, если вы мыслите как алкоголик и переживаете те же чувства, что и алкоголик, то тогда Вы кто?..
Алкоголизм это путь потерь.
Вначале алкоголь в чем-то помогает.
Помогает расслабиться и снять усталость и стресс.
Помогает раскрепоститься и повеселиться. Убирает избыточное напряжение в контактах с незнакомыми людьми. Является «смазкой» общения.
Улучшает аппетит и помогает при зубной боли, при остеохондрозе и при любых болях в теле.
Помогает при… Список можете продолжить сами.
Это период беспроблемного пьянства, когда выгоды от употребления алкоголя ощутимы, а последствий, в сущности, никаких.
По результатам опросов пьющих людей, набирается, никак не менее двухсот схожих, повторяющихся объяснений, почему они - эти люди, употребляют алкоголь.
Нехитрая жизненная философия алкоголизма такова: «Чтобы что-то в жизни изменить – надо выпить». Генеральная идея формирует соответствующий образ жизни. Она получает различное обрамление, в зависимости от возраста, пола, образования и профессии алкоголика. В зависимости от национальных и культурных традиций. От социального и экономического положения. От того, как долго человек страдает, зачастую сам не ведая,
этим заболеванием.
В итоге, если проанализировать поводы побуждающие к пьянству, то выявляются и причины злоупотребления. Их две. Пить, когда плохо, чтобы было не так сильно плохо. И пить, когда хорошо, чтобы было еще лучше.
Пить – это «здорово»!
Если предложить алкоголику составить список 10 своих жизненных ценностей, произвольно, в порядке убывания степени их значения, то выявляются любопытные закономерности.
Во-первых, алкоголь не фигурирует как отдельная, самостоятельная ценность, практически ни у кого из опрошенных. Зато, когда опрашиваемые в процессе выполнения задания доходят до 6-8 позиции, многие испытывают затруднения: «Я не знаю, что сюда вписать…». А далее продолжают заполнять опросный лист вполне уверенно.
Этот феномен пустого места в опросном листе, может указывать на сильное вытеснение из сознания факта большой значимости алкоголя в жизни зависимого человека.
Эта пустота то появляется, то исчезает. Если человек недавно употреблял алкоголь, с неприятными последствиями,- то пустого места нет. Алкоголь замещают другие ценности. Если прошло более 6 месяцев от последнего употребления- то у многих «пустота» может появиться: неприятные последствия пьянок давно забыты. Воспоминания о положительных эффектах алкоголя, начинают преобладать в сознании над отрицательными.
Во-вторых. Возможность проявление заботы о своем здоровье, само понятие «здоровье» в систему ценностей алкоголика не попадают, или занимают места ниже десятого. Даже, у большинства тех алкоголиков, которые оказались из-за пьянки на больничной койке, здоровье не является чем- то особо важным, о чем надо заботиться, то, что надо иметь и сохранять. «Есть - и есть. Бог дал - бог взял». «Болею из-за пьянки. Поправлюсь, и будупить в меру».
То есть наличие алкоголя в жизни, заменяет необходимость иметь хорошее здоровье.
«Поправить здоровье…», «Выпьем за здоровье» и т.д.
В- третьих. Алкоголь ассоциирован в сознании с другими ценностями, которые формируют здоровый образ жизни. Например, ценится возможность отдыха. «Пью, чтобы расслабиться…», «Как классно мы вчера отдохнули, столько было выпито!..».
Дружба и общение. «Хорошо вчера с друзьями посидели под пивко. Душевно пообщались…»
Веселье и времяпровождение. «Хорошо погуляли. Весело было.» и т.д. и т.п.
Средство от боли. «Душа болит. Выпьешь - легче становится.»,. «Язва желудка замучила. Надо ее спиртиком прижечь».
Алкоголизм- это болезнь образа жизни, построенного на убежденности в исключительной ценности алкоголя. Откуда берутся эти иррациональные по сути, но весьма действенные убеждения?

* Общество.

Алкоголь- это постоянно действующий фактор социального отбора и регуляции.
Для цивилизованной жизни, а под цивилизацией следует понимать способ проживания в городах, характерна одна очень важная деталь: городская среда искусственна. Люди создают вторую природу, которая облегчает жизнь, делая ее более комфортной для тела, и главный критерий этого процесса - экономическая целесообразность. Душевная и духовная «экономики» в расчет не принимаются, во всяком случае, эти критерии не стоят на первом месте.
Это приводит к тому, что жизнь горожан становится противоестественной.
Ни такая плотность и скученность населения, какая есть в наших городах, ни такой уровень обмена важной информацией, ни такой стиль решения конфликтов, ни рацион питания, ни …сама городская среда с каменными домами и минимумом растений, - абсолютно не соответствуют биологической (обезьяньей) природе человека.
Обезьяна, в каждом из нас, живет в неестественной среде с постоянно высоким уровнем психо - эмоционального напряжения. Попросту говоря – в стрессе.
Суммарное напряжение всех особей, их общее недовольство по разным поводам, принято называть социальным напряжением. Длительное перенапряжение, как учит история, может заканчиваться социальными взрывами и катаклизмами. Нервный, напряженный и дерганный человек неуправляем с помощью доводов разума. Чтобы избежать этого, необходимо что-то, что выпустит излишний пар из социального котла, но позволит сохранить рабочее напряжение.

Одним из таких «клапанов», в современной западной, иудео-христианской цивилизации, является алкоголь.

Массовое употребление алкоголя, в виде пива, было уже в шумерской цивилизации, более 7 тысяч лет назад. Виноградная лоза культивировалась греками и римлянами. Таким образом, не иронизируя, можно допустить, что алкоголь является одним из столпов, который подпирает современное общественное устройство. И способствует развитию цивилизации.
Действительно, если вглядеться в окружающую жизнь,- так много в ней связано с алкоголем, он словно пронизывает все стороны бытия. От рождения и до смерти.
(А говорят, у нас нет национальной идеи. Есть: «Пить и воровать»! Проверенная временем стратегия выживания. )
В трудные минуты жизни каждого, и народа в целом, алкоголь приходит на помощь. И люди пьют больше. Поодиночке и массово.
Этиловый спирт прекрасный и недорогой адаптоген к стрессу.
(Есть более сильные средства от стресса, например героин, но с ними и хлопот больше…)

* Отбор.

В чем его суть?
Основная идея социального дарвинизма проста: побеждает сильнейший.
Для внутривидовой конкурентной борьбы, важное значение имеет место особи в социальной иерархии. Это значит – чем выше ступенька, тем больше благ и возможностей для собственного безопасного существования, более высокая привлекательность для представителей противоположного пола, а стало быть, больше выбор подходящего самца или самки для передачи своих генов потомству.
В общем, все как в стаде обезьян. С той только разницей, что стадо огромно. И живет, напомню, в неестественной, стрессовой среде.
Генетически, разные люди, имеют разную устойчивость к стрессу. У одних врожденно высокий порог, низкий уровень тревожности, этакая «толстокожесть» нервной системы. У других, при прочих равных условиях – воспитание, интеллект, образование и т.д., этого нет. Они мало устойчивы к стрессам. Но умны. И им хочется занять высокое место в социуме, по - крайней мере, быть не на самом дне.
И вот однажды в юности они делают открытие: небольшие дозы алкоголя помогают быть уверенными, расслабленными, раскрепощенными, лучше думать или отдыхать. А главное, один глоток спиртного убирает тревогу! Снимает стресс!!
И все.
Психологическая зависимость сформирована.
С алкоголем жить хорошо.

Далее эти люди будут использовать спиртное, именно по мотивам социального соперничества, возможно ни в малейшей степени не осознавая этого. И будут довольно долго получать конкурентные преимущества. В среднем 10-12 лет. До формирования синдрома физической зависимости.

При развившемся синдроме зависимости, бывает, что без алкоголя трудно жить уже физически.
Начнутся потери завоеванных позиций, а также духовная и биологическая деградация.

Вот тут то и наступит момент отбора!
Человек в тупике: алкоголь больше не помогает. Замены ему нет. Что делать – неясно…

Homo sapiens должен доказать, что он на самом деле «сапиенс», сделав разумный и осознанный выбор в пользу душевного, физического и социального здоровья. Признать и принять свою генетически обусловленную несостоятельность в вопросе социально приемлемого употребления алкоголя. И найти разумное решение проблемы…

Те кто не справился с поставленной жизнью задачкой, начнут неизбежно скатываться, разрушаясь биологически (не все могут допиться до третьей, слабоумной стадии алкогольной болезни, « стадии бомжей». Тут нужно иметь «железные» печень и сердце, а алкоголики живут недолго, по разным данным, меньше на 17-25 лет.
Кстати, это во многом объясняет, почему продолжительность жизни мужчин в России катастрофически мала -59 лет!). Теряют социальные связи, профессиональный статус, что приводит к одиночеству и материальному неблагополучию. Теряют смысл и цель существования, поскольку:
а) смутно или явно осознают, что проигрывают в жизни;
б) алкоголь разрушает нервные клетки, лишая человека природного оптимизма, ввергая его в депрессию, делая его «профессиональным» пессимистом.

Те, кто успешно справился с вызовом жизни, вели себя следующим образом.

* Честно признавали свою неспособность контролировать употребление алкоголя социально приемлемым образом. Отдавали себе отчет о всех видах реального ущерба, наносимого алкоголизмом их жизни. А также, имели представление об упущенной выгоде и потерянных из-за пьянства возможностях.
* Принимали решение о полном отказе от того, чтобы вводить алкоголь в организм любым способом, и под любым предлогом.
* Пересматривали свою личную систему ценностей и меняли представления о здоровом образе жизни для себя лично.
* Осваивали новые навыки и способы успешного социального функционирования, построенные на принципиальном отказе от использования психо-активных веществ в решении этих задач.

Хочу подчеркнуть особо.
Эту непростую работу, титаническую, успешные алкоголики выполняли не благодаря поддержке социума, а скорее вопреки, испытывая давление и непонимание, не только со стороны производителей и рекламодателей алкогольной продукции, но зачастую, со стороны самых близких членов их семей.
Налицо конфликт. Между личностью и обществом.
Общество. Объективно, как система, заинтересовано в регуляции общественного напряжения. Алкоголь – инструмент. Следовательно, определенная, значительная по численности группа населения должна употреблять алкоголь, « во имя общественного блага и спокойствия».
Не следует видеть в этом, какой то заговор темных сил. Общество не имеет такой же индивидуальной разумности, как индивид, следовательно нет волевого злого умысла; но оно обладает механизмами саморегуляции. Например, традициями.
Издержки: страдает алкоголизмом более половины взрослого населения. Тотальная деградация умственного и духовного потенциала. Общее снижение мотивации к труду, и к жизни как к таковой. Снижается продолжительность жизни, численность населения сокращается.
Личность. Поначалу играет по предлагаемым правилам. Пьет «как все».

* Далее, если нет генетической предрасположенности к алкоголизму, следует алкогольным традициям до глубокой старости, успевая передать идею «культурного пития» своим детям и внукам.
* Если развивается алкоголизм, доходит до точки отбора. Далее может попасть в группу «поддержки общественного спокойствия», став управляемым и внушаемым алкоголиком, медленно или быстро деградирующим. Пьющим часто, иногда даже ежедневно. Не осознающим своей зависимости. Пока может продуктивно работать - опора экономики, его терпят на работе и дома. Далее – никому не нужный балласт.
* Третий путь. Дойдя до точки выбора, принимает осознанное решение в свою пользу. Откровенно плюет на алкогольные интересы пьющего общества и ставит на первое место свои личные, основанные на трезвости ценности. Здоровье, семья, любовь, свободный труд и т.д. Попадает в новую, все более многочисленную социальную группу трезвых алкоголиков. Которые, возможно, будут новой духовной элитой, и дадут новую национальную идею: трезвость и честность.



Способы примирения. Другие, помимо алкоголя, способы уменьшения стресса и общественного напряжения и недовольство - либо культурно не приемлемы, либо обходятся дороже.
Обратимся, для примера, на Восток. Что здесь является аналогом алкоголя в Западной цивилизации?
Во-первых, духовные, религиозно-философские системы и соответствующие им практики. Во – вторых, иное, менее стыдливое отношение к сексу. Известно, что секс уменьшает агрессивность и является природным транквилизатором.
В – третьих, те же самые химические вещества, обладающие психо-активными свойствами. Любопытно, что в некоторых странах, алкоголь находится под запретом, а слабые наркотики - нет.
Как видите, выбор для заимствования не очень то и велик.
Хотя сексуальная революция и привела к тому, что секс перестал бать табуированным, возникла забавная ситуация: раньше считалось что «…у нас секса нет», то теперь секс вроде бы везде, и, одновременно – нигде… Кроме ослабления института семьи
и деформации нравственности, ничего другого отмена сексуальных запретов не дала.
Социальная фрустрация скорее усилилась, чем уменьшилась.
Терпимое отношение к употреблению «легких» наркотиков, породило эпидемию наркомании среди молодежи. Но уже с употреблением «тяжелых» наркотиков, типа героина. Это теперь отдельная проблема. Количество умерших от наркомании молодых людей, больше, чем число погибших в Афганской войне.
Духовные практики, йога и прочие,- это удел немногих.
А говорить о смене религиозных взглядов у населения, вообще не приходится.
Спорт, эксплуатация чувства азарта, культ силы и власти, поощрение здоровой жадности и стремление к денежному обогащению - все эти способы управлять массовым сознанием создают проблем, пожалуй больше, чем решают.

Таким образом, учитывая

o объективную заинтересованность такой сложной системы как социум, в сохранении механизмов уменьшения и регулировки уровня социального напряжения;
o готовности общества в целом, как системы, жертвовать здоровьем и благополучием части своих членов, во имя сохранения системы;
o отсутствием разумных и совместимых с имеющейся культурой способов понижения стресса, взамен алкоголю,


не стоит рассчитывать на серьезную помощь в решении проблем алкоголиков со стороны представителей общественных и государственных структур.

Со стороны государства и общественных институтов, по-видимому, будут реализованы две стратегии.
Одна, в интересах общества - это стратегия сдерживания, стратегия минимизации вреда. Действительно, общество не заинтересовано, чтобы все его члены, поголовно, были больными людьми. Признаки такого подхода уже наблюдаются. Это и запрет на рекламу крепких спиртных напитков, и пропаганда среди молодежи слабоалкогольных напитков, как менее вредных, и одновременно рассматриваемых как альтернатива наркотикам.
Другая – апелляция к личности. Здесь необходима в первую очередь массовая разъяснительная работа. Реклама и пропаганда тех выгод, которые человек получает, отказавшись от алкоголя.
Например: бросив пить, Вы не только проживете на двадцать лет дольше и умрете здоровым, но также, это будут яркие и насыщенные годы; у Вас ничего не будет болеть по утрам, Вы сможете сэкономить кучу денег, Вы сможете без стыда посмотреть в глаза детям и внукам… и т.д.
Необходим образ успешного человека, который не пьет.
Только после формирования устойчивой мотивации на трезвость у значительной части общества, медицинские подходы дадут по настоящему хорошие результаты.

Остальные задачи успешной социальной адаптации, трезвым алкоголикам придется решать самим.

Господа алкоголики! Бросайте пить сами! Для начала, не пейте «как все»…

Хотя алкоголизм и является заболеванием, в нем много немедицинского.
Это не грипп и не сифилис. Алкоголизм одними таблетками и уколами не вылечить.
Ваше освобождение из плена алкогольной зависимости, эта ваша личная, маленькая партизанская война против общества, порабощенного идеями алкоголизма.
На войне - как на войне. Будут и провокации, и психологическое давление, и «минные поля», и много чего другого.
Рассчитывать, только на медицинскую помощь – не стоит: медицина не всесильна. Отказываться от нее совсем - глупо и неразумно. А на начальных этапах выздоровления, зачастую без медицины просто не обойтись.
Бдительность – это цена вашей трезвости, вашей свободы. Проигрыш в этой войне - это окончательная потеря здоровья и свободы. Вашего здоровья и свободы.
Но, в любом случае, ваша жизнь – это ваше личное дело…
И вам выбирать: «быть как все», или остаться самими собою. Трезвым и здоровым.

С.Е. КОСТЮКОВ

Варганы

Суббота, 20 Марта 2010 г. 14:59 + в цитатник

варганы,обретённые прошлой осенью

Белорусский варган
Вьетнамский варган дан-мои супербас
Размещено с помощью приложения Я - фотограф

Новые ножики

Суббота, 20 Марта 2010 г. 14:45 + в цитатник

Ножи, получившиеся за время зимовки вечерами на досуге

оба-два
Индейский нож "бобровый хвост", почти точная копия, по-нашему-заточка
сталь, олово и кость
Размещено с помощью приложения Я - фотограф

Аудио-запись: Ляпис Трубецкой- Светлячки

Понедельник, 25 Января 2010 г. 13:06 + в цитатник
Файл удален из-за ошибки в конвертации

Аудио-запись: Эргырон-Нанэнкас

Вторник, 19 Января 2010 г. 20:39 + в цитатник
Файл удален из-за ошибки в конвертации Старинный чукотско-эскимосский ансамбль исполняет арктическое регги. Потрясающий коллектив!

Творчество душевнобольных

Понедельник, 18 Января 2010 г. 23:26 + в цитатник
Творчество душевнобольных
М.Н.Земсков (Москва, интерн кафедры психиатрии и медицинской психологии РГМУ)

Существовало множество попыток классифицировать произведения душевнобольных, как по технике исполнения, так и по жанрам, и объектам изображения. Однако искусственность такого деления не позволяет проанализировать произведение в целом. Поэтому в основу одной из классификаций работ положен характер изобразительного языка, его уровень, его способность адекватно выделить суть индивидуального видения художника.

По характеру изобразительного языка работы достаточно четко делятся на три группы:
Распад изобразительной формы.
Естественная изобразительная форма.
Условная изобразительная форма.

Первый тип работ, характеризующийся явным распадом изобразительной формы, ее деформацией и искажением, принадлежит особой группе больных. Живописное творчество в этих случаях интимно связано с основными проявлениями болезни. Тяга к рисованию, обнаруживающаяся в детстве, еще до появления отчетливой психопатологической симптоматики, по мере развития психопатологического процесса приобретает характер патологического творчества, выступая в рамках сверхценных образований.

В аспекте нозологической квалификации в соответствии с исследованиями некоторых авторов речь идет о случаях юношеской психопатоподобной шизофрении. Уже в пубертатном периоде у этих больных обнаруживаются грубые расстройства влечений (страсть к перемене мест, сексуальные извращения, тяга к наркотикам, алкоголизм и др.), а также рудиментарные навязчивости, идеи отношения, отдельные кататонические проявления.

На фоне нарастающих психопатоподобных изменений, расстройств мышления, усиливающегося резонерства и эмоциональной холодности, обнаруживается резкое падение работоспособности. Больные в большинстве своем не могут завершить даже среднего образования, приобрести профессию, не удерживаются на работе; проявляются вычурность в одежде, неопрятность, неряшливость.

Явления метафизической инфоксикации, характерные для этой группы больных носят своеобразный характер. Наряду с несвойственной ранее религиозностью, склонностью к абстрактным философским построениям, постепенно формируется особая система эстетических взглядов, обычно сочетающаяся с однобоким увлечением авангардистскими течениями в живописи, склонностью к художественному конструированию. Эти увлечения, приобретая доминирующее значение в жизни пациентов, постепенно вытесняют остальные интересы. Больные переоценивают собственные возможности, считают себя выдающимися художниками, непризнанными гениями, намного опережающими современников.

В рамках этой группы пациентов с наибольшей силой и определенностью получили выражение основные признаки шизофренической изобразительности. Их работы монохромны, наиболее тесно и открыто связаны с разного рода текстами, представляют собой преимущественно графические листы, выполненные в форме рисунка. В той группе практически не встречается пейзажный мир, преобладает изображение человека с чудовищной деформацией частей тела, в фантастических сочетаниях или срастаниях с предметным миром.

Особое внимание привлекает лицо человека – оно становится ареной пребывания самых странных картин бытия или вымысла. Живописные работы носят или абстрактный или кубический характер. В работах же, сохраняющих реально-изобразительные мотивы, преобладают мрачные, фантастические темы: страшный, почти во все полотно паук и скелет, огромный кипящий котел, с падающими в него людьми.

Работы второго типа включают картины, выполненные в естественной изобразительной форме. Занятия живописью являются в этих случаях реализацией природных склонностей, развивавшихся и сформировавшихся вне связи с болезнью; причем у части больных живопись приобрела характер профессиональной деятельности.

По клинической классификации эти случаи относятся к благоприятно протекающей шизофрении, манифестирующей обычно в среднем возрасте (после 25-35 лет), и не сопровождающейся, во всяком случае на первых этапах течения, грубыми изменениями личности и быстрой инвалидизацией.

Характерным для клинических проявлений независимо от формы течения заболевания (шубообразная, непрерывная, вялотекущая) является наличие неврозо- и психопатоподобных расстройств, рудиментарной бредовой и галлюцинаторной симптоматики, а также периодически повторяющихся аффективных приступов и фаз.

Большая часть больных, творчество которых осуществляется в рамках естественной изобразительной формы, тяготеет к пейзажному жанру. Часто изображается море, однако, например, у депрессивных больных оно не светлое и спокойное, а тревожное, мрачное, с высокой волной, тучами и дождем над ними. В морском пейзаже больные не видят красоты моря, его величия и гармонии. Оно скорее пугает их, вызывая тревогу и мрачные чувства.

Цветовая гамма по большей части серая, сдержанная. Напротив, напряженный цвет, темпераментное письмо отличают рисунки, сделанные в период гипомании.

При кажущемся внешнем спокойствии и «благополучии» изобразительного языка в работах второго типа (естественной изобразительной формы) опосредованно и менее жестко дают о себе знать негативные изменения, исподволь нарастающие по мере развития болезни. В большинстве работ этого типа исчезает индивидуальное видение мира, творческое вдохновение. На смену приходит механическое воспроизведение привычного стереотипа изопродукции.

Работы, выполненные в условно изобразительной форме, отличаются рядом свойств, которые принципиально отделяют их от картин, выполненных в естественно-изобразительной форме. Отличительные черты этих работ – плоскостная интерпретация пространства, локальность тона, аппликационная уплощенность рисунка, условность и фантастичность образов.

Характеристика больных, которым принадлежат эти работы, в клиническом аспекте не может быть представлена в единообразном виде. Необходимо отметить, однако, что в большей части случаев этой группы отчетливо выступают негативные изменения, а психопатологические расстройства относятся к более тяжелым регистрам (бред, галлюцинации) по сравнению со случаями 1 и 2 групп.

Болезнь манифестирует рецидивирующими аффективно-бредовыми приступами (шубообразная шизофрения), протекающая с синдромом Кандинского и явлениями вербального галлюциноза. В ремиссиях, наряду с нарастающими психопатоподобными проявлениями сохраняется параноидная настроенность, конфликтность, склонность к формированию идей отношения.

В отличие от случаев 1 и 2 групп эти пациенты до болезни не обнаруживают признаков художественной одаренности, либо не занимались живописью, или относились к рисованию без увлеченности. Соответственно изобразительный язык их работ, выполненных уже после манифестации патологического процесса, представляется маловыразительным, однообразным, примитивным, нередко просто неумелым.

Часть работ, на первый взгляд, близка к детским рисункам, но лишена их непосредственности и открытости; в них сказывается или просто неумение или рационалистическая преднамеренная стилизация под примитив.

Многие работы отличает плакатная прямолинейность, внешняя иллюстративность. Изображение человека зачастую условно- схематическое: нет портретов, человек лишь предлог для изображения чего-нибудь другого.

Душевнобольной художник действует в своей творческой нише тем более успешно и эффективно, чем более «странным» и «сумасшедшим» является его искусство. Так, для него могло бы стать роковым превращение в «нормального человека», т.к. в этом случае ему довелось бы услышать от тех, кто недавно восхвалял его произведения: «сумасшедшим ты нам нравился больше». Эта потребительская мотивация может служить стимулом формальной разработки прежнего периода творчества в состоянии болезни, нисколько не снижая этим своей художественной ценности.

Однако, согласно Куби (1958), никто не должен опасаться, что как следствие выздоровления наступит атрофия творческого потенциала. Этот страх основывается на предположении, что внутри нас есть то бессознательное, что побуждает творческое начало. «На самом же деле бессознательное – наша смирительная рубашка, оно делает нас стереотипными, стерильными и повторяемыми».

Душевнобольные, по выражению Альфреда Адлера, «способны находить цветы в саду творчества, не отвлекаясь на мирские переживания и дарить их нам». Иногда – возможно с сорняками, которые подразумевают под собой негативную симптоматику.

Но это не повод оценивать любое творчество как патологию. «Болезнь гения – факт большой значимости» (Д.Е.Мелехов).

Метки:  

мухоморы против водки

Среда, 13 Января 2010 г. 11:34 + в цитатник
Обмен наркотическими традициями при колонизации Сибири




Элерт А.Х.

«…Бытовое пьянство среди аборигенов в ХVIII в. было весьма редким явлением, да и распространялось оно лишь на немногих коренных жителей, которые утратили связь с сородичами и жили в городах и острогах, нанимаясь на работу к русским. По мнению исследователей. Исключение составляли богатые скотоводы юга Восточной Сибири, в первую очередь буряты. Однако и у них злоупотребление алкогольными напитками носило сезонный характер и приходилось на лето: дело в том, что именно тогда изготовлялось большое количество кумыса и молочной водки.

Согласно Миллеру, даже название второго летнего месяца у бурятов (Chani-chara) напрямую связано с этим фактом: «Слово Chani означает дикий, поскольку в это время они [буряты] постоянно напиваются пьяным». Миллеру вторит Крашенинников, который, характеризуя «братских татар» (бурят), сообщает следующее: «В летнее время так, как и протчие татары, мужики и бабы, и малые робяты всегда пьяны, потому что <...< из кобылья молока они вино сидят».



Русскую хлебную водку, или «вино», коренные жители употребляли лишь в пору редких посещений городов и отрогов, а также сбора ясака. Представители русских властей угощали их водкой, что служило своебразной формой награды за верность и исправную уплату ясака. В основном подобной награды удостаивались родовые начальники (князцы), однако в некоторых уездах угощали всех ясачных. Крашенинников наблюдал этот процесс у тюрков Красноярского уезда – качинцев: «Ясак платят иные по соболю, иные по 2, и по 3, и по 6, а выше сего не бывает. <...< даётся им вино по числу соболей, кто один соболь платит, тому и чарка одна, и так до 6».

Водка в больших объёмах была и своеобразной формой жалования, которое получали представители самых знатных аборигенных кланов. Так, по сведениям Миллера, титулованные внуки и правнуки знаменитого князя Гантимура, перешедшего с подвластными ему тунгусами на русскую территорию из Китая, получали в составе жалования от 5 до 20 вёдер водки в год. Правда, с 1734 г., по представлению Нерчинского воеводы, который обвинил князей Гантимуровых в том, что они «не выполняют никакой службы, а всё время проводят в кутежах», подобные выплаты были приостановлены.

Как сообщает Миллер, хорошо знавший князей, один из них действительно был «очень подвержен пьянству». «Только много ли в Нерчинске и большей части Восточной Сибири таких, о ком нельзя этого сказать? – добавляет учёный не без сарказма. – Если по этой причине лишать жалования, то немногие избегнут этого». Истинной же причиной, вызвавшей недовольство воеводы по мнению Миллера, стало то, что Гантимуровы перестали давать ему взятки, ссылаясь на указы, запрещающие подобную практику

Торговля водкой в местах расселения коренных жителей была строжайше запрещена. Не зафиксировано фактов, которые свидетельствовали бы о массовых нарушениях этого закона в XVII-XVIII вв. Не получила широкого распространения и практика обмена водки на меха частными лицами и государством. Однако в сенатском указе, которуй был вручён В.Берингу, отправленному во Вторую Камчатскую экспедицию, говорится следующее: «К тому ж вино сидеть на Камчатке ис тамошней слаткой травы и цену налагать не весма тягостную, но умеренную, также и того надзирать, чтоб тамошней народ за необыкностию до смерти не напивались». «Надзирать», видимо, нужно было не только за русскими, но и за ительменами, поскольку, согласно тому же указу в обмен на водку у жителей Камчатки следовало брать меха.

Ко времени пребывания на Камчатке Стеллера (1740-1744 гг.) ительмены уже успели приобщиться к этим своеобразным «плодам цивилизации», с которыми они познакомились лишь четверть века назад: «Многие ительмены очень любят водку, напиваясь ею до бесчувствия во время своего пребывания в русских острогах и в значительной мере от этого разоряясь. Другие же безо всякого удовольствия только для того изрядно напиваются, чтобы походить на казаков; они полагают, что такое опьянение – признак культурности последних. В состоянии же опьянения они очень стараются не упустить без подражания ничего из того, что они когда-либо замечали у пьяных казаков; при этом они навещают всех, даже лиц, которых обязаны уважать, чрезвычайно смешно хвастаясь, заявляя: «Я пьян, не сердись... я русскую натуру приобрёл... я ведь русский...», - и изрекают разные тму подобные глупости. Из этого видно, чего недостаёт этим бедным и добрым людям, а именно: просвещения, хороших примеров и рассудительности».

Нечто подобное сообщает и Крашенинников.

Однако нельзя утверждать, что пьянство, о котором говорят исследователи, было распространено везде, где существовали тесные контакты коренных жителей с русским населением. Известно, что татары Туринского уезда, которых крестили в массовом порядке в первой четверти XVIII в. жили, окружённые многочисленными русскими деревнями, на одном из самых оживлённых путей из европейской части России в Сибирь, однако порок пьянства практически не поразил их.

Чем закусывать мухомор?

У большинства народов таёжной полосы и лесотундры, которые не занимались разведением молочного скота, своеобразным заменителем алкоголя стали мухоморы – грибы-галлюциногены. В древности употребление мухоморов, вероятно, было широко распространено по всему северу Евразийского континента. Об этом, в частности, свидетельствуют изображения этого гриба на петроглифах, которые были обнаружены на Крайнейм Севере, в том числе на Чукотке, и датированы 1 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.

В традиционной культуре обских угров, самодийцев и палеоазиатов мухоморы употреблялись в самых разных сферах. В сакральных песнях мухомор представлен как лакомство духов; шаманы, поедая мухоморы, исполянли магические и обрядовые песни, общались с духами, переносились в иные миры; ворожеи и предсказатели под воздействием этих галлюциногенов впадали в транс, во время которого к ним являлись духи-советчики. Что касается обычных людей, то они в состоянии своеобразного ритуального «грибного опьянения» исполнял психоделические песни, именуемые «мухоморными», «грибными» или «пьяными».

Упоминания об употреблении мухоморов встречаются в исторических преданиях хантов и селькупов. В них говорится, что враги совершали набеги, «пьяные от гриба-мухомора», а мирное соглашение, которым завершилась междоусобица, бывшие противники отметили следующим образом: «мухоморы съели», так как «вина тогда не было» и т.п. Примечательно, что традиция ритуального поедания мухоморов и психоделического пения от аборигенов перешла к некоторым группам русских старожилов Индигирки и Камчатки. В материалах участников Второй Камчатской экспедиции есть данные о том, что мухоморы являлись одним из важных товаров, продававшихся северным народам, на территории проживания которых мухоморы встречались очень редко или не встречались вообще.

Участники экспедиции обращали внимание преимущественно на бытовой аспект употребления мухоморов: они называли его «пьянством». Миллер не только собирал сведения о данном явлении, но и включал их в программы и инструкции, предназначенные для других участников экспедиции. В инструкции, написанной для И.Э.Фишера, этой теме посвящено три пункта: «545. О употреблении мухомора, или панги, у остяков при реке Оби и какия бывают от него действия. 546. Употребляют ли мухомор юкагиры, коряки и камчадалы. 547. Убогие между юкагирами как Страленберг пишет, не збирают ли у богатых сцак и не бывает ли от того такого же действия, бутто бы они сами мухоморов ели».

В экспедиционных материалах самого Миллера содержатся немногочисленные данные по этому вопросу. Как правило, исследователь приводит информацию лишь о том, как называются мухоморы на языке того или иного народа и употребляются ли они этим народом в пищу. Более подробные описания процесса употребления мухоморов коряками, юкагирами и ительменами, в соответствии с инструкциями Миллера оставили Линденау, Стеллер и Крашенинников. Вот что писал о коряках Лнденау: «Некоторые шаманы, наевшись мухомора Wapach, начинают предсказывать будущее. Другие же едят его потому, что они от этого пьянеют. Мухомор у коряков – угощение богачей, бедные же довольствуются мочой последних; когда такой опьяневший от мухомора мочится, то к нему сбегаются многие и, выпив его мочи, пьянеют ещё больше, чем сам наевшийся мухоморов. Эти грибы собирают летом и сушат; перед едой гриб свёртывают, макают в жир и проглатывают целиком.

Но каждый гриб полагается заесть полной ложкой порсы [высушенная и мелко истолчённая рыба – W.K.]. Зараз можно съесть 5-7 и даже 9 грибов, но непременно натощак. Наевшемуся мухоморов связывают руки и ноги, чтобы он не бесновался. На следующий день, когда он проспится, его развязывают. Связывают также и тех, кто после него напились мочи. Когда Gitoepitschan’ы [старшина, глава патриархальной группы – W.K.] посещают друг друга, то они обычно угощаются сами и угощают своих гостей мухомором».

Ительмены, по свидетельству Стеллера, практически перестали практиковать употребление мухоморов вблизи русских острогов, однако в отдалённых местностях этот гриб оставался «в особом почёте»: «Туземцы сушат эти грибы, поедают их, не пережёвывая, целыми кусками и запивают их значительной порцией холодной воды. Уже через полчаса после этого они впадают в дикое опьянени и им мерещатся самые причудливые вещи. Коряки и юкагиры ещё более падки на эту пищу и настолько любят её, что повсюду скупают мухоморы у русских: те же из них, которые по бедности не в состоянии купить их, собирают мочу опьянённых и, выпивая её, становятся от этого столь же возбуждёнными и ещё более сумасбродными. Моча эта действует, даже пройдя через четверых или пятерых». Поверить в это трудно, замечает исследователь, однако сказанное им «не подлежит сомнению».

Вот что Стеллер пишет о необычайной силе воздействия, которое мухомор оказывает на живое существо: «Северные олени, вообще очень падкие на грибы, межды прочим, не раз поедали мухоморы, после чего падали наземь и буйно вели себя, подобно пьяным, в продолжении некоторого времени, а затем впадали в глубокий сон. И вот, если коряки находят дикого северного оленя в подобном состоянии, они связывают его по ногам, пока он не выспится, и пока грибной сок не прекратит своего действия; только после этого они оленя закалывают: если бы они умертвили его во время сна и в состоянии опьянения, то всех, кто отведал бы его мясо, обуяло бы точно такое же бешенство, как если бы они сами поели мухоморов».

Ещё интереснее наблюдения, сделанные Крашенинниковым над ительменами и коряками, у которы было два способа употребления мухоморов «для веселья»:

1) мухоморы замачивали в кипрейном сусле и затем пили его; 2) сухие грибы сворачивали трубкой и глотали целиком. «Первый и обыкновенный знак, по чему усмотреть можно человека, что его мухомор разнимает, - дёрганье членов, которое по прошествии часа или меньше последует, потом пьяные, как в огневой,бредят; и представляются им различные привидения, страшные или весёлые, по разности темпераментов: чего ради иные скачут, иные пляшут, иные плачут и в великом ужасе находятся, иным скважины большими дверьми и лошка воды морем кажется.

Но сие о тех разуметь должно, которые через меру его употребляют, а которые немного, те чувствуют в себе чрезвычайную лёгкость, веселие, отвагу и бодрость, так как сказывают о турках, когдаа они опия наедаются. <...< Сие примечания достойно, что все, кои мухомор едали, единогласно утверждают, что какие они сумозбродства тогда не делают, всё делают по приказу мухоморову, которой м повелевает невидимо. Но все их действия столь им вредны, что естьли бы за ними не было присмотру, то бы редкой оставался в живе». Мухоморы ели только мужчины. Согласно Крашенинникову, и ительмены, и коряки употребляли в пищу мухоморы не только «для веселья», но и в тех случаях, «когда убить кого намеряются».

А вот данные, которые исследователь приводит по поводу употребления коряками мочи тех сородичей, которые съедали мухоморы: «Впрочем, у сидячих коряк мухомор в такой чести что пьяному не дают мочиться на пол, но подставляют посуду и мочу его выпивают, от чего также бесятся, как и те, кои гибы ели; ибо они мухомор получают у камчадалов, а в их сторонах он не родится». Умеренным считалось потребление максимум четырёх грибов, а «для пьянства» съедали около десяти мухоморов.

Опыт ительменов переняли и русские служилые люди. До того, как был открыт морской путь на Камчатку, они вынуждены были с боями прорываться через земли воинственных коряков на Камчатском перешейке и просто физически не могли ввезти на полуостров ни водку, ни продукты, необходимые для производства алкоголя на месте. По этой причине алкоголь заменили именно мухоморы. Впрочем, и в 1730-1740-х гг., когда проблемы с алкоголем у населения Камчатки не стало, многие русские всё-таки продолжали есть мухоморы.

На сей счёт Крашенинников приводит немало комических а подчас и трагических примеров «сумозбродств» служивых, когда употребление мухоморов толкало их на совершение самых невероятных поступков, в том числе приводивших к смерти. Вот один из этих примеров: «Денщику подполковника Мерлина, который был на Камчатке у следствия и розыску, приказал мухомор удавиться с таким представлением, то все ему дивиться будут. <...< Другому из тамошни жителей показался ад и ужасная огненная пропасть, в которую надлежало быть низвержену; чего ради по приказу мухомора принуждён он был пасть на колени и исповедывать грехи свои, сколько мог вспомнить.

Товарищи его, которых в ясашной избе, где пьяной приносил покаяние, было весьма много, слушали того с великим удовольствием, а ему казалось что он в тайне пред богом кается о грехах своих. <...< Некоторой служивой едал, сказывают, мухомор умеренно, когда ему в дальней путь итти надлежало, и таким образом переходил он знатное расстояние без всякого устатка, наконец, наевшись его допьяна, раздавил себе яйца и умер. Бывшей у меня в толмачах большерецкой казачей сын, опоённой мухомором в незнании, разрезал было себе брюхо по приказу мухоморову, отчего насилу его избавить успели, ибо уже самом замахе руку ему задержали».

Интересно, что потребление мухоморов ительменами не приводило к столь опасным для жизни «сумозбродствам». Крашенинников связывал этот факт с тем, что ительмены либо соблюдали разумную «меру», либо так «въелись» в мухоморы что «организм привык к ним».

Алкоголь и галлюциногены в жизни аборигенов Сибири // Наука из первых рук. 2007. №2 (14). С.113-121.

***

Ситуация кардинально ухудшилась в 1833 году, когда разрешили сбыт «горячих» напитков аборигенам, и далее в 1902 году, при установлении государственной винной монополии. Складывающиеся товарно-денежные отношения в крае быстро заменились на товарно-водочные, что особенно тяжело сказалось на народах, обряды которых требовали использования не алкоголя, а мухоморов. Но это уже другая история.

Метки:  

Видео-запись: Южный парк-Сдохни, Хиппи, Сдохни!

Суббота, 07 Ноября 2009 г. 18:16 + в цитатник
Просмотреть видео
41 просмотров

Глобальная сатира на всё

Задаром-не надо(социальный эксперимент)

Четверг, 22 Октября 2009 г. 12:48 + в цитатник
Вчера ненароком поставил соц.эксперимент. Дома образовался излишек комнатных растений:суккуленты-стапелии, филодендрон дольчатый и кактус. Простенькие, но прикольные, а главное- задаром. Решил я их оттащить к метро и бабкам отдать на реализацию- пусть заработают или просто раздать. Через интернет долго и без мазы, а детские сады все в округе мной уже озеленены, к тому-же у меня зуб на них- когда я однажды притащил в садик роскошные цветы, там долго охали, восхищались, обещали взять всех моих детишек, а когда встал такой вопрос-фига, деньги давай.Так вот, пришёл я к метро, нашёл бабульку с морковкой, уговорил её ,чтоб она с ними постояла, сообразил ящик. Сам взял несколько штук, поставил прям на парапете, где люди выходят, стою, наблюдаю. Печальная серая масса изливалась из недр по своим делам. Люди шли с безразличными, пустыми глазами, некоторые, замечая цветы и меня как-то суровели, не очень понятно, что у этих на уме, наверное типа: стоишь-торгуешь, тебе не стыдно, иди-работай. Какая-то женщина спросила на ходу-почём? "Да просто так".Тётка аж в сторону шарахнулась. Что ей показалось? что по дешёвке-хорошо, а безплатно-подозрительно как-то? что я маньяк-геронтофил? Тренированный у нас народ. какой-то подросток восторженно смотрел на стапелии не решаясь подойти. Когда узнал что даром весь просиял, прямо затрясся от такого подгона. У него не было денег. Кризис? Нее-люди при бабле,тащат торты и колбасу, другого им не надо, ссыкуют и жмотятся. Мне надоело стоять и я вернулся к бабке, где она как-раз продавала филодендрон за 30 р. тётке с южным говорком.Ещё одна леди поинтересовалась насчёт кактуса. Бабка- 60..ну..50...леди только хмыкнула. Вообще кактус надо ещё вырастить: время+труд+горшок,так что 50-60 мало даже. Кризис, возможно, да. Потом резко начало темнеть,бабка быстренько свалила и тут подошёл мент. "Ваши документы". Я показал." По какому праву торгуете,пройдёмте."А я не торгую, а раздаю за так."- нагло улыбясь отвечаю."Как за так, не положено! "Чё значит не положено, разве запрещено раздавать цветы для людей?" Иди к себе, там и раздавай(т.е. по месту прописки)"."Но это мой город"."Не положено, иди к себе и раздавай"-в его глазах читалась железная упёртость. Эта власть гоняет бабулек с морковкой, но разрешает воровать целые заводы. Пиздец россии скоро, улицы опустели, нет ни уличных развалов, ни всяких артистов-скоморохов,скучно,пусто.

Аудио-запись: Saraswati Vandana-вечная музыка мантр

Понедельник, 19 Октября 2009 г. 16:22 + в цитатник
Прослушать Остановить
8 слушали
0 копий

[+ в свой плеер]

Индийские детишки зажигают

Аудио-запись: Отиева

Понедельник, 19 Октября 2009 г. 15:34 + в цитатник
Файл удален из-за ошибки в конвертации Милая, лиричная песенка, которая цепляет до глубины души. Посвящается всем моим друзьям и особенно подругам


Поиск сообщений в Гог-Магог
Страницы: [1] Календарь