-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Тавричанка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.10.2009
Записей: 10628
Комментариев: 6192
Написано: 33288


110 лет со дня рождения Клавдии Шульженко

Четверг, 24 Марта 2016 г. 21:45 + в цитатник
Цитата сообщения Donnarossa 110 лет со дня рождения Клавдии Шульженко





 
































110 лет со дня рождения Клавдии Шульженко


24 марта исполняется 110 лет со дня рождения советской эстрадной певицы Клавдии Шульженко — исполнительницы знаменитых военных песен «Синий платочек», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Давай закурим» и других.








Клавдия Ивановна Шульженко



(11/24 марта 1906, Харьков, Российская Империя — 17 июня 1984, Москва, СССР)


— советская  эстрадная певица, актриса


Народная артистка СССР (1971)


Участница Великой Отечественной войны




Она была действительно великой певицей, невероятно популярной, её любили миллионы поклонников. Клавдию Шульженко без преувеличения можно назвать национальным достоянием советского народа. Ни одна советская эстрадная певица не смогла подняться на высоту Клавдии Ивановны. Казалось бы, голос у Шульженко был не таким уж и сильным, и пела она в основном о любви, но её песни становились не просто шлягерами, а классикой, и была она для нашего народа как Эдит Пиаф для французского.




klavdiya-shulzhenko (533x220, 103Kb)



Родилась Клавдия Шульженко в Харькове, с раннего детства увлеклась музыкой, поскольку отец её, бухгалтер управления железной дороги, серьёзно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда пел соло в концертах. В юности Клавдия Шульженко принимала участие в художественной самодеятельности. Спектакли шли на сцене, сделанной посреди двора, и вызывали большой интерес у жителей соседних домов. Но она никогда не собиралась петь: она должна была стать только драматической актрисой. И «виноваты» в этом не только первые любительские спектакли, но и кинематограф и, конечно же, кумиры кино.




                                Клава — гимназистка, 1918          Клавдия Шульженко в 1923


В Харькове был замечательный театр (с 1919 года по июнь 1934 года именно Харьков был столицей Украины). В нём служил прославленный режиссёр Николай Николаевич Синельников. Пересмотрев практически весь репертуар этого театра, Шульженко дала себе слово, во чтобы то не стало поступить туда работать. И её желание осуществилось.


***


На показе в Харьковском драмтеатре, куда она пришла в неполные 17 лет, Клавдия Шульженко лихо исполнила любимую песню отца «Распрягайте, хлопцы, коней». А аккомпанировал ей тогда заведующий музыкальной частью Иосиф Дунаевский, судьба потом не раз сводила двух талантливых людей. В театре Клавдия Шульженко играла всегда небольшие роли: в «Периколе», в «Детях Ванюшина», в роли певицы в спектакле «Казнь» пела романс «Снился мне сад». Выступала в клубах, в летнем театре «Тиволи», и в дивертисментах после окончания спектаклей.




Она мечтала о театре, но отец твёрдо гнул свою линию. И чуть ли не насильно привел её за руку к профессору консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. Тот учил её музыке, но однажды не выдержал, вздохнул: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». Тогда же Клавдия впервые осознала, что её предназначение – петь.




В январе 1929 года последовал успешный дебют на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера». Её заметили «конкуренты» — Ленинградский мюзик-холл — и пригласили Клавдию Ивановну перейти в труппу театра. Она согласилась.Тогда главным дирижёром театра был Исаак Дунаевский, а ведущим актёром — Леонид Утёсов.




                             Перед отъездом в Ленинград       В ожидании сына, конец 1931


Шульженко никогда не отказывалась ни от каких предложений выступить на сцене. Ей было всё равно, сколько в зале зрителей, 50, 100 или несколько тысяч. Очень скоро она начала собирать полные залы.




К. Шульженко и В. Коралли с сыном Гошей, середина 30-х годов


В 1935 году вышла первая пластинка с записями песен в исполнении Шульженко. В 1937 году она стала солисткой джаз-оркестра под руководством Якова Скоморовского. В первой программе были представлены: «От края и до края», «Если Волга разольётся», джазовая интерпретация «Тачанки» и другие песни. Большое внимание уделялось новым лирическим произведениям, пришедшим на смену цыганским романсам. В 1938 году в репертуаре певицы появились песни «Руки», «Записка», «Челита».




В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В январе 1940 года был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и В. Коралли. Выступление нового коллектива решено было сделать театрализованным. Появилось много шуточных песен.




Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Ансамблю вместе с Клавдией Шульженко и её мужем — артистом Коралли, суждено было войти в историю героической обороны Ленинграда.





Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и душевными песнями выстоять и поверить в победу. Выступать приходилось иногда прямо в окопах и под бомбами. Именно в это время стали всенародно любимыми "Синий платочек", найденный певицей среди старых сочинений польского композитора Петербургского с новыми словами лейтенанта Максимова, а также "Давай закурим" и "Морячка".




Послевоенное творчество Клавдии Шульженко было разнообразным. С 1950 году сотрудничает с И. Дунаевским, который пишет для певицы "Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни для фильма с участием Шульженко «Весёлые звезды». Она исполняла несколько сотен песен, особенно полюбились слушателям «Вишнёвая шаль», «Не жалею», «Записка», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Письмо матери».






За «мелодекламационную манеру» её сравнивают с певицей Кремер. Однако, в отличие от Кремер, певшей об экзотических странах и изысканных чувствах, Клавдия Шульженко в своих песнях рассказывает о чувствах простых людей, своих современников.




Она никогда не пела под фонограмму, она всегда пела о любви, а не о комсомоле и партии - наверное поэтому звания заслуженной и народной артистки получила поздно. Шульженко не пользовалась особым расположением партийного руководства страны, ей были запрещены заграничные гастрольные поездки. Клавдия Ивановна была своенравной. Однажды она отказалась выступать перед Василием Сталиным, - «По Конституции я имею право на отдых», - заявила Шульженко.




Натянутые отношения были Шульженко и с министром культуры Екатериной Фурцевой. Однажды Шульженко нужно было поговорить с Фурцевой, но эта встреча долгое время не могла состояться. Наконец, министр назначила певице дату и время. Шульженко явилась в приёмную, однако Фурцевой на месте не оказалось. «Екатерина Алексеевна будет с минуты на минуту», — сообщила певице секретарша. Шульженко пришлось долго ждать. Певица тогда сказала секретарше: «Пожалуйста, передайте министру, что она дурно воспитана...». И удалилась из приёмной.


 «Я стала эпохой в нашей культуре»,


- как-то сказала певица своему концертмейстеру.


Тот возразил, что такой вывод должен сделать народ.


«Народ может и забыть», - ответила Клавдия Ивановна.


Но народ не забыл...






В 60-х годах Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали её возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. В 1965 году выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. В 1971 году Клавдии Ивановне Шульженко было присвоено почетное звание народной артистки СССР. С конца 70-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах.







Личная жизнь




В 1955 году распался брак Клавдии Шульженко с Коралли. Они разменяли свою жилплощадь. Коралли переехал в соседний дом, а квартира певицы стала коммунальной, и в ней ей уже невозможно было репетировать. Но в одиночестве певица пробыла недолго - в 1957 году она встретила свою новую любовь. Её 39-летнего избранника звали Георгий Епифанов, в своё время он окончил операторский факультет ВГИКа.




Клавдия Шульженко и Владимир Коралли


В Клавдию Ивановну он влюбился ещё до войны, когда случайно купил её первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на её концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь. Они стали супругами пред Богом и людьми. Он никак не мог поверить в своё счастье, а ей всегда казалось, что это сказочный сон.





К. Шульженко и Г. Епифанов, 1960



Клавдия Ивановна Шульженко


27 февраля 1977




Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на двенадцать с половиной лет, она родилась 24 марта 1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать. Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы. Их взаимная любовь продлилась 28 лет вплоть до самой смерти К. И. Шульженко. Он остался верен ей и после её смерти, оставшись один, не создав себе новой семьи.




"Песни о любви" поёт Клавдия Шульженко


Фильм-концерт Ленинградского телевидения, 1962 год






Сын певицы Игорь Кемпер: - Как-то при встрече Брежнев поинтересовался: - «Клавдия Ивановна, у вас есть какие-то вопросы ко мне?» У мамы их было два: первый вопрос — о пенсии. Екатерина Фурцева дала ей самую низкую из всей «вилки» — 180 рублей. А второй вопрос — жилплощадь. Мама попросила выделить ей квартиру, так как жила она в кооперативной, купленной за свои деньги, а я с семьей ютился в коммуналке. Брежнев распорядился помочь. Через месяц маме прилично повысили пенсию — до 230 рублей, а ещё спустя месяц предложили квартиру.




К. И. Шульженко со снохой Викторией,


внучками Верой, Лизой, правнучкой Наташей, 1983


Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостокович проиграл когда–то ей в преферанс. Среди личных вещей - концертное платье от Вячеслава Зайцева, который тогда ещё был малоизвестным. В записной книжке – телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым её связывала крепкая дружба...




Новодевичье кладбище. Могила К. И. Шульженко



Умер Георий Кузьмич Епифанов 26 марта 1997 сразу же после очередного дня рождения Клавдии Ивановны Шульженко, пережив её на двенадцать с половиной лет, и, так же как и она, в возрасте 78,5 лет. Похоронен Георгий Кузьмич на Введенском кладбище.


















 

Рубрики:  Память

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку