-Цитатник

Последняя из рода Юсуповых. - (1)

Последняя из рода Юсуповых Родовое проклятие княгини «Сияние» Ф. Фламе...

Как сложились судьбы детей шести поэтов Серебряного Века. - (0)

Как сложились судьбы детей шести поэтов Серебряного Века   Как сложились судьбы де...

Музыка... - из любимого. - (0)

Музыка... - из любимого.

ХУДОЖНИКИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ - ФРА ФИЛИППО ЛИППИ (1406-1469) - (0)

Художники Возрождения:Фра Филиппо Липпи   Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бе...

ИСКУССТВО ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Часть III - (0)

МОЯ БИБЛИОТЕКА. ИСКУССТВО ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Часть III   Леонардо...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна975

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) притчи_мифы_сказки Pinacoteca WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.10.2009
Записей: 5832
Комментариев: 6150
Написано: 17148


За печкою поет сверчок...

Среда, 11 Ноября 2015 г. 21:45 + в цитатник
Цитата сообщения Cymylau За печкою поет сверчок...

 

Скрипнул сверчок за печкою,
Пел соловей за речкою.
Травы звенели при луне,
А может, это снилось мне?

Милый сверчок, ты мне скажи,
Что там упало в камыши?
Если блестящая звезда,
Где отыщу ее тогда?

За печкою поёт сверчок,
Угомонись, не плачь сынок,
Вон, за окном морозная,
Светлая ночка звёздная,
Светлая ночка звёздная,
Светлая ночка звёздная.

Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко,
Видишь сверкают звёздочки,
Месяц плывёт на лодочке,
Месяц плывёт на лодочке,
Месяц плывёт на лодочке.

Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезёт,
В санках на месяц увезёт,
В санках на месяц увезёт.

Будут на небе радости,
Будут орехи-сладости,
Будут сапожки новые
И пряники медовые,
И пряники медовые,
И пряники медовые.

Ну отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок,
Неугомонный мой сверчок,
Неугомонный мой сверчок.

2015-й год проходит в Латвии под знаком двух величайших латышских поэтов -Яниса Райниса и Аспазии. В этом году в марте отмечался 150-летний юбилей со дня рождения поэтессы.

2222299_001 (439x700, 244Kb)

Неподалеку от Юрмалы, в небольшой деревне Дубулты, находится знаменитый дом-музей, в котором последние десять лет своей жизни обитала известная латышская поэтесса Иоханна Эмилия Лизетте Розенберг, более известная как Аспазия. Это достаточно скромное деревянное сооружение, украшенное витиеватой резьбой и выкрашенное в лазурный цвет. В городке Дубулты такие здания не редкость, расположены они, в основном, на дачном побережье, застройка которого началась еще в самом начале XIX столетия.


2222299_a7eb6a6a8d0d4057853d4103306256d81024pxAspazijas_nams_Dubultos (700x525, 81Kb)
 

Аспазию знают и чтят далеко за пределами Латвии, поэтому в ее старом доме всегда есть посетители, стремящиеся познакомиться с жизнью и бытом любимой поэтессы.

Родилась будущая знаменитость на небольшом хуторе Даукнас в 1868 году 16 марта. Училась в Митавской гимназии и в высшей женской школе, которую не окончила, так как в 1886 году по настоянию родителей была вынуждена выйти замуж за Макса Вильгельма Валтера, который вскоре разорил имение и сбежал в Америку. Оставшись без крыши над головой, семья Розенберг переезжает в Елгаву.

Свою страстную жажду знаний девушка старается удовлетворить путем самообразования, главным образом читая литературу других народов, книги по истории и философии. В результате увлечения античностью, Эльза выбирает псевдонимом имя Аспазии – древнегреческой феминистки, возлюбленной властителя Перикла. Овладев немецким, французским и русскими языками, Аспазия запоем читает мировую классику, особенно близки ей романтические произведения Шиллера, Байрона, Лермонтова. Еще в школьные годы она сама начинает писать стихи на немецком языке.

В конце 1887 года молодая поэтесса пишет свое первое стихотворение на латышском языке «В Новый год» и посылает его в прогрессивную газету «Диенас лапа». В 1888 году Аспазия заканчивает драму «Мстительница», где изображает ужасные страдания крепостных под игом немецких помещиков и восстание латышских крестьян против своих поработителей. Из-за цензуры пьеса впервые была показана только в 1921 году.

1894 год

В 1891 году Аспазия начинает работать репетитором. К этому времени уже написаны пьесы «Вайделоте» и «Потерянные права», в 1893 году Рижское Латышское общество привлекло ее к работе в театре. Премьера спектакля «Вайделоте» состоялась в Рижском латышском театре 31 января 1894 года и имела большой успех. Другая судьба ожидала пьесу «Потерянные права», повествующую о тяжелой судьбе бедных людей и мещанских предрассудках, о привилегиях и лицемерии буржуазии. Новотеченцы в газете «Диенас лапа» развивали дальше затронутые в пьесе проблемы. Пьеса перешла в репертуар самодеятельных коллективов и была показана во многих городах и сельских центрах, обеспечивая успех прогрессивной общественной мысли.

Сама Аспазия встанет на сторону Нового течения. Существенную роль в этом сыграло знакомство с редактором газеты «Диенас лапа» Янисом Плиекшаном (Райнисом), которое быстро переросло в любовь и творческое содружество. Под влиянием Райниса и Нового течения происходит идейный рост Аспазии, ярко выразившийся в ее поэзии. К тому же, будучи вдохновительницей и первым читателем  произведений Райниса, в то время еще малоизвестного поэта, она способствует развитию его таланта.

Янис долго не решался прочитать первые стихи своей любимой. Но когда она их услышала, то посчитала их  восхитительными, самобытными и оригинальными. Аспазия была убеждена в таланте Яниса, и,  заручившись ее поддержкой поэт вскоре стал известным под творческим псевдонимом Ян Райнис. Первые стихи под этим именем были напечатаны в 1895 году.

Успех имели пьесы Аспазии «Недостигнутая цель» (1895), «Ведьма» (1895), «Зелтите» (1901) и другие, однако еще больший успех имела она как поэтесса. Ее первый поэтический сборник – «Красные цветы» (1897) – вызвал широкий резонанс в обществе.

1897 год: в свадебном наряде 

В 1894 году между Аспазией и Райнисом начинается «роман в письмах» с продолжением на три с лишним десятилетия. Самый интенсивный обмен письмами развивается, когда супруг находился на временном поселении в Пскове и в ссылке в Слободском, и у Аспазии лишь иногда появлялась возможность навещать его. (В 2009 году уникальный исторический документ – переписка двух творческих личностей мирового масштаба (2499 писем Райниса и Аспазии на латышском, немецком, русском языках) – был включен в Национальный регистр программы UNESCO «Мировая память»).

И он, и она много писали о социальном неравенстве и несправедливости, поэтесса призывала современниц бороться за свои права наравне с сильным полом. Именно за эту непримиримость и категоричность Аспазию уволили из Рижского театра, после чего начался трудный период в жизни талантливой пары.

В мае 1897 года в числе других представителей Нового течения был арестован и Райнис.

После ареста Райниса держали в трех тюрьмах - Паневежской, Либавской и Рижской. Аспазия постоянно носила ему передачи, принимая взамен от поэта стихи, написанные в застенках.

Райнис и Аспазия в Меллужском лесу, 1904 год

 

23 декабря 1897 года   состоялось венчание двух поэтов. Их венчал тюремный священник Келлер.

Райниса отправляют в ссылку, и поэтесса тяжело переживает периоды одиночества. Это оставляет след и на ее творчестве, о чем свидетельствует книга стихов «Сумерки души» (1904).

1905 году Аспазия пишет блестящую поэтическую драму «Серебряное покрывало». 27 января того же года состоялась премьера пьесы в Рижском Новом латышском театре, имевшая выдающийся успех.

В конце 1905 года Аспазия вместе с Райнисом эмигрируют в Швейцарию. Там были  написаны стихи, вошедшие в сборники «Солнечный уголок» (1910), «Охапка цветов» (1912) и «Распростертые крылья» (1920). Революционный пыл охлаждается примирительной интимной лирикой, острые контрасты первых драм и стихотворений сглаживаются, протест против окружающей действительности сменяется разукрашивающей эту действительность фантастикой.

Её перу принадлежит текст известной песни «За печкою поёт сверчок», прозвучавшей в телефильме «Долгая дорога в дюнах».


Вместе Аспазия и Янис пережили все невзгоды – изгнания и ссылки, после чего к супругам пришла практически всемирная известность. При этом поэтесса всегда была немножко в тени своего мужа, но она об этом ни разу не пожалела и не предприняла попытки что-либо изменить. Ее вполне удовлетворяла роль любящей жены и скромной музы. Вместе с мужем находилась в эмиграции в Швейцарии с 1905 по 1920 год. Вернувшимся на родину был оказан самый сердечный приём и в их честь были переименованы самые красивые рижские бульвары.

2222299_471_0454994 (320x213, 15Kb)


После смерти Яниса, Аспазия решила покинуть шумную Ригу, чтобы навсегда остаться в небольшом селении, напоминающем хутор из ее детства. В 1933 году поэтесса приобрела двухэтажный домик бледно-голубого цвета, в котором поселилась со своей верной домработницей Аннушкой. Дом Аспазии всегда был полон гостей, здесь часто собирались музыканты и поэты, читались стихи, проводились шумные творческие вечера, гостеприимная хозяйка любила окружать себя талантливыми людьми.

2222299_005 (437x700, 217Kb)

К сожалению, последние три года своей жизни поэтесса все же провела в полном одиночестве, рядом с ней не было ни одной близкой души. После смерти Аспазии в 1943 году дом полностью обветшал, из него пропало немало ценных вещей, так как каждое лето в доме селились новые дачники, и здание не имело постоянного хозяина.

2222299_DomAspazii4 (500x375, 54Kb)


Дом многие годы продолжал медленно разрушаться, пока наиболее инициативные представители латышской интеллигенции не решили всерьез заняться его восстановлением. Дом Аспазии полностью отреставрировали и привели в порядок, весь его интерьер был тщательно восстановлен по многочисленным фотографиям, рассказам свидетелей и воспоминаниям друзей поэтессы. Реставрация здания продолжалась целых шесть лет, торжественное открытие дома-музея состоялось в 1996 году. Сейчас в доме Аспазии проводятся художественные выставки, а каждая экскурсия непременно заканчивается чаепитием.

 

2222299_DomAspazii5 (500x375, 98Kb)

Туристы, попадающие в этот необыкновенно уютный дом, приглашаются на чаепитие. Здесь звучат стихи Аспазии на разных языках – какими бы ни владели посетители. Слышна приятная музыка. На первом этаже одно из помещений не имеет мебели – здесь выставляются картины скульптура, фотографии. Одновременно в этом зале можно собрать 50 человек. Перед самим зданием установлен памятник поэтессе работы знаменитого скульптора Арта Думпе.

2222299_DomAspazii3 (500x340, 50Kb)

Теперь это один из прекраснейших музеев Латвии.

Здесь чрезвычайно уютно, прежнюю атмосферу дома удалось полностью восстановить, побывать в музее следует каждому путешественнику, который оказался в Юрмале.

Рубрики:  музыка
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Almix   обратиться по имени Четверг, 12 Ноября 2015 г. 09:20 (ссылка)
Тоже люблю... Спасибо, Таня!


Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна975   обратиться по имени Четверг, 12 Ноября 2015 г. 20:58 (ссылка)
Almix, Лена,спасибо:))Так приятно!
NinoChakvetadze15 (400x379, 75Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку