В 2-3 года почти все дети начинают капризничать, устраивать истерики, стараются все делать сами и на все отвечают "нет".
Это оттого, что ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность и у него появляются собственные желания. Показать это родителям ему легче всего с помощью истерик, "нет", "не хочу" и "не буду".
1. Родителям надо поддержать у ребенка стремление к самостоятельности, показать, что им небезразлично его мнение, а не добиваться беспрекословного послушания. Кстати, дети чувствуют, что для них вредно, а что полезно. Если ребенка насильно кормить, тепло укутывать, пичкать горами лекарств, неудивительно, что он сопротивляется. Он пытается защитить свое здоровье.
2. Надо провести четкую границу между тем, что ребенок может решать сам, и тем, что не может. Прежде, чем войти в магазин, предупредите ребенка о том, что вы не купите ничего, кроме картошки...или что купите ему что-то одно и небольшое - а выбирать он должен сам.
3. Истерику легче предотвратить, чем остановить. Добиться этого можно путем объяснений, почему нельзя сделать то, чего требует малыш. Можно также переключить его внимание на что-то другое. Если истерика все же началась, главное - сохранять спокойствие и ждать, пока малыш успокоится сам. Можно даже оставить ребенка в комнате одного, показав ему, что такую форму протеста родители не приемлют. Оставшись в одиночестве, ребенок скоро прекращает плакать и находит себе более интересное занятие, или сам начинает искать контакта с родителями. Если истерика затягивается, можно пожалеть малыша, успокоить его, вновь попытаться переключить его внимание. Самое главное - не допускать, чтобы в результате истерики ребенок принудил родителей сделать, как он требовал. Поддавшиеся родители будут сталкиваться с истериками все чаще и чаще, и их ребенок превратится в манипулятора, хладнокровно использующего родительскую любовь в собственных интересах.
4. Ищите и не упускайте возможности дать малышу возможность выбора. К примеру, перед выходом на прогулку можно спросить его, хочет ли он гулять на площадке, или сегодня лучше пойти в парк.
5. Еще один важный совет на
http://www.webbaby.ru/stps.htm
6. Найдите ему возможности проявить самостоятельность. Не упустите этот благоприятный момент, чтобы выработать у него привычки к самообслуживанию и труду.
Конечно, легче и быстрее умыть, одеть, накормить ребенка, чем видеть, как он медленно и неумело пытается справиться с этим сам. Но большую ошибку допускают те родители, которые, не имея выдержки, стремятся все сделать сами. Если вы подавите желание трудиться, то потом его у ребенка не будет.
Методы трудового воспитания
1) использовать подражание взрослым: делать свое дело привлекательно, с увлечением, привлекать к нему детей, ставить их участие выше качества и скорости работы; не торопиться и временно снизить требования к качеству и срокамм исполнения работы
· замедлив движения, покажите, что и как надо делать
· потом дайте самому, помогая своей рукой и подсказывая
· учите делать правильно с самого начала, это легче, чем переучивать: пол метут от углов к двери, снимают сперва варежки, потом пальто, сперва обувь, потом штаны
2) игра. Давай играть в матросов! Сегодня у нас аврал, будем драить палубу
3) просьба помощи или совета
4) метод естественных последствий: не постирала - пойдешь в грязном, не купил хлеба - будем есть без хлеба
5) соблюдение режима дня - это помогает планировать дела - и собственно планирование
6) поощрение - обязательно, прежде всего моральное - похвалой и лаской, а материальное - продуктами труда
7) Но не насилие! И не используйте труд как наказание!
8) ознакомление с трудом взрослых: чтение о нем, рассматривание картинок, экскурсии, обсуждение перечисленного, игры в доктора, шофера, магазин, стройку и т.д.
Как стать самостоятельным
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030191.shtml
http://adalin.mospsy.ru/l_02_12.shtml
Как исправить ошибку ребенка?
1) вопрос (как это у тебя сделано, хорошо ли)
2) проверка на опыте (скажу, чтобы мама о тебе так же позаботилась: давай попробуем поиграть в нее - работает? Цела?)
3) предложение (давай сделаем вот что:...)
В 2-3 года им уже под силу помочь расстелить постель, убрать игрушки, покормить домашнее животное, вытереть разлитое на полу молоко.
Ребенка 4 - 5 лет вы можете попросить помочь вам накрыть на стол, вытереть пыль, привлечь к небольшим кулинарным экспериментам, донести вместе с ним сумки из магазина.
В 4-5 лет правильно воспитанный ребенок ПОСТОЯННО И БЕЗ НАПОМИНАНИЙ:
· Сам одевается и раздевается, в том числе застегивает пуговицы и зашнуровывает ботинки
· Держит в порядке свои вещи
· Убирает свою постель
· Стирает пыль
· Подметает
· Накрывает на стол
· Убирает со стола
· Поливает цветы
· Участвует в уходе за животными, малышами и больными
Если удовлетворение требования ребенка не может нанести вред его здоровью или здоровью окружающих или повлечь иные катастрофические последствия, то следует согласиться с малышом. Отказать ребенку в самостоятельности, праве выбора, праве на собственное мнение значит подавить развитие его личности. Со стремлением малыша к самостоятельности бороться не следует, поскольку научиться чему-то новому он может, только попытавшись сделать это сам.