Она ведь ещё нежится в кровати.... Весна кричит: Я к Вам иду, встречайте! Но как т...
Итоги фотоконкурса «Wildlife Photographer of the Year» - (2)Итоги фотоконкурса «Wildlife Photographer of the Year» (76 фото) Фотографии-победители еж...
В небесном океане / Фото дня - (2)В небесном океане / Фото дня Удивительный кадра Вадима Савицкого. На фотографии спутный с...
Замерзшие водопады - (2)Замерзшие водопады Оказывается, водопады могут покорить своей красотой и шумом не только ...
Краков католический. - (3)Краков католический. Поляки – одна из самых религиозных наций в современной Ев...
Федоскинская миниатюра. Купола России. |
Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи - 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом.
Красивый изгиб реки. Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний,
и по каким-то
меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать
в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие же разные!
Шкатулки вообще вещь на ценителя. Особенно исходя из «кусачей» цены. Сразу одолевают мысли: а зачем она нужна
за такие деньги?
Но я вовсе не задаюсь целью увеличить объём продаж в Федоскино, хотя лично мне -
о-очень бы хотелось купить федоскинскую шкатулку. Просто при возможности рекомендую – возьмите в руки, полюбуйтесь,
почувствуйте приятную тяжесть, осторожно откройте лаковую крышечку, посмотрите, какая она внутри алая,
вглядитесь в миниатюру. Это же настоящее рукотворное чудо, искусство. Это будит что-то внутри, заставляет удивляться.
Знаменитый старинный народный Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи основан в 1795 году.
Сегодня фабрика изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле.
Федоскинская лаковая миниатюра - это не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий
уникально и может стать семейной реликвией, украсить любую частную коллекцию или художественный салон.
На изделия, в т.ч. шкатулки Федоскино, дается столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии
в результате действия воды и грибков. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной
подписью художника.
Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США,
Премьер Министру Великобритании.
Федоскино - школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру.
Шкатулка Федоскино - изделие из папье-маше, расписаное масляными красками с использованием сусального золота
и перламутра, покрытое несколькими слоями лака.
История промысла.
Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и
лаковые козырьки для фуражек.
Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего
«голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии.
Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику.
Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной. размоченной и спресованной бумаги
(про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака,
которые вошли тогда в моду. Об успешном человеке в то время говорили: «И сыт, и пьян и нос в табаке».
Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать,
но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать.
Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров
со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили..
Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия
и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было.
Нет. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г.,
в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин.
Ну да о нём дальше.
Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу положил глаз
другой купец - Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным.
А жених оказался шустрый. Не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии.
Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег
речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев.
Тесть и нарадоваться на эятя не мог, а местная печать уже сообщала, что: «Бумажные табакерки московского
купца Лукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных. Трудно поверить,
что дюжина их с изрядной живописью продается по 4 рубля». А потом федоскинской фабрике, пожаловали право
ставить клеймо – герб Российской империи – двуглавого орла, - но! - только после того, как салонный стиль
росписи поменялся на народные сюжеты. Cмекаете..? Федоскино стало поставщиком Императорского двора.
А означало это почёт и уважение. Но и качество соответственно требовало.
Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но всяк по-своему.
Сын Лукутина Александр что называется «горел» на производстве. Самолично делал эскизы для будущих изделий
и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом
и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих
соображений, а в память об отце и деде. В результате такого “управления” в 1904г. фабрика закрылась,
а мастера пошли наниматься в Жостово(кто не знает – промысел по производству расписных подносов).
Правда потом многие повозвращались и создали артель, которая и помогла сохранить традиции.
Красный ветер перемен привёл к тому, что в начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая
«производила искусство» на конвейерной основе. А в трудное военное время коллекцию образцов
18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе. Кстати. Очень интересный факт:
В те военные годы Сталин подписал указ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт,
а оставляли на фабрике; а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих
на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла,
и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы.
Сейчас? Как обычно у государства много дел, ну а федоскинский промысел ясно - не нефтегазовый.
Поэтому на двери фабрики появилось такое объявление:
«С 20 ноября 2004 года по 15 марта 2005 года художники,
работающие на Федоскинской Фабрике Миниатюрной Живописи
распускаются по домам».
Произведения современных федоскинских художников отличает свобода выбора тем и композиционных решений.
В галереях лирические пейзажи соседствуют с картинами жанровых сцен, портреты с религиозной и
исторической миниатюрой, сказочные сюжеты и городские пейзажи, а фантастические
пейзажи, а фантастическая реальность сменяется миниатюрой в неорусском духе или модерна.
Нынешние федоскинкие художники - наши современники, и их творчество, в определённой мере, является отражением
современной жизни. Можно сказать, что творчество современного Федоскино концентрирует в себе весь опыт и многообразие
художественных традиций мирового искусства, обогащая их и доказывая жизнеспособность своего исторического наследия
Рубрики: | искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |