-Метки

8 марта sarah kay авторские куклы англия архитектура аудиокниги афоризмы весенние рамочки весна видео возраст выпечка грусть девушки декоративно-прикладное искусство деревенский пейзаж деревня детективы детеныши дети дети и животные дизайн дождь душа женский образ женщины живопись животные жизнь здоровье зима зимние рамочки иллюстрации интересно интересные фото людей интересные фотографии китай книги котоматрица коты куклы кулинария летние рамочки лето лиру любовь май медведи море морские обитатели мудрости мужчина и женщина музыка народная медицина настроение натюрморты новый год оксана зет осенние рамочки осень открытки пасха пейзажи песни пироги плэйкаст поделки поздравления позитив полезное праздники птицы путешествия рамочки рамочки для текста рамочки для текстов рассказы расставание растения рецепты рождество сады скульптуры снег собаки сооружения стихи счастье техника торты фауна философия жизни фильмы фк флора фото детей франция цветы экстрим юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лена_Солнышко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.09.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 154299


Искусство Жостово

Четверг, 09 Января 2014 г. 09:00 + в цитатник

Искусство Жостово

Искусство Жостово
Расписные жостовские подносы известны и популярны в России уже полтора века. Хорошо узнаваемые букеты и цветочные гирлянды на черном лаковом фоне с полным правом могут считаться одним из наиболее ярких символов современного народного искусства. Жостовские цветы очаровывают своей удивительной и загадочной красотой. Композицию на подносе нельзя назвать натюрмортом — это не букет, который художник писал с натуры. Нельзя назвать ее и орнаментом — слишком эмоциональны цветы, они словно „живут" в своем сказочном сверкающем черном пространстве. Жостовские художники вводят нас в волшебный сад, где порхают птицы и бабочки, одновременно расцветают все цветы, наливаются колоски, зреют ягоды и плоды...
Жостовская роспись
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
   

Жостово
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Художественные мастерские в истории жостово
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. Ведущие художники жостовского промысла — А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин.

Жостовская трудовая артель
Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

История изготовления металлических подносов в деревне Жостово

История изготовления металлических подносов в деревне Жостово

История изготовления металлических подносов в деревне Жостово

История изготовления металлических подносов в деревне Жостово

Первая большая выставка, посвященная искусству жостовской росписи, состоялась в Русском музее в 1976 году. В те годы отмечалось 150 лет существования жостовского промысла. Спустя 30 лет мы вновь показываем историю и современное состояние этого удивительного центра народного искусства. Многое изменилось за эти годы — и в жизни некогда небольшой и тихой подмосковной деревни Жостово, которую теперь со всех сторон окружили коттеджи москвичей, и в сознании современного зрителя, более привыкшего сегодня к компьютерной графике, нежели к живому искусству. Но к счастью, жостовский букет остается по-прежнему неувядаемым и радостным. А сопоставляя его с иными художественными традициями (например, искусством Востока, где на протяжении многих веков складывались свои самобытные приемы изображения цветов), еще раз понимаешь, что жостовская роспись обладает огромной культурной ценностью, является нашим национальным достоянием.

История изготовления металлических подносов в деревне Жостово

Жостово

Жостово

История изготовления металлических подносов в деревне Жостово тесно связана с историей не менее известного художественного промысла — лаковой миниатюрой Федоскина.
Это сейчас Жостово и Федоскино разделены каналом имени Москвы. В старину же дорога из одной деревни в другую занимала чуть более часа. Территориальная близость двух центров обусловила и единство их художественных систем. Общим был первоначально и материал, из которого производились изделия,— папье-маше.

Жостово

Жостово

Жостово

Жостово

Предприимчивая семья крестьян Вишняковых — братья Тарас, Егор и Филипп — организовала в начале 1810-х годов в деревне Жостово производство лаковых табакерок. Примером для Вишняковых послужила табакерочная фабрика П. Коробова — П. Лукутина в сельце Данилково (ныне — село Федоскино). Из ранних произведений мастерской Вишняковых дошли до наших дней лишь две шкатулки из папье-маше, подписанные литерами „Ф.Ф.В." ("Фабрика Филиппа Вишнякова"). Ассортимент продукции, выпускаемой Вишняковыми, со временем расширялся. Значительное место в нем стали занимать и разнообразные подносы.

Жостово

Жостово

Жостово

Жостово

Лакированные подносы с росписью были широко известны в России уже в XVIII веке Особенно славились уральские из Нижнего Тагила. При этом функции подноса не исчерпывались подачей блюд при сервировке стола. Поднос мог вставляться в специальное углубление в столе и служить непосредственно столешницей. В Меньшиковым дворце представлен столик русской работы с вложенным в углубление подносом из папье-маше, расписанным золотом в китайском вкусе. На первых художественно-промышленных выставках девятнадцатого века в Петербурге экспонировались подносы-картины разных российских фабрик. Это были дорогие изделия с ландшафтной и жанровой живописью. Одним из известных производств была и фабрика П.Лукутина. В собрании Русского музея имеются два подноса 1830-х годов. На одном из них по сусальному золоту изображены всадники-киргизы, на другом — романтическая шотландская сцена. Изделия очень массивные, выполнены из толстого папье-маше. Зато тонкими и легкими были маленькие подносики самого разного назначения: для стаканов, для подношения писем и визиток, даже лоточки под щипцы для снятия нагара со свечей.

Жостово

Жостово

Жостово

Жостово

Наряду с произведениями из папье-маше в Петербурге и Москве развивалось производство металлических расписных подносов. Сохранились произведения петербургской фабрики Якова Лабутина — подносы готической формы с золотыми рокайльными завитками и порхающими птицами среди пышных цветов. Уникальные образцы этого искусства середины XIX века находятся в фондах Эрмитажа и Музея-заповедника „Петергоф".  Такой поднос был и в семье Александра Блока в подмосковном имении Шахматово. Сейчас он украшает интерьер музея-квартиры поэта в Петербурге.

Жостово

Жостово
Первое упоминание об изготовлении Вишняковыми расписных металлических подносов мы находим в материалах Петербургской выставки Российских мануфактурных изделий 1839 года. В перечне экспонатов, представленных Филиппом Вишняковым, наряду с изделиями из папье-маше перечислены и „выколоченные из жести картины, подносы, вазы, виноградницы, тарелочки... и т.п. — все под лаком с рисунками". К таким замечательным „картинам" можно отнести железный поднос с изображением военной стычки казаков с гусарами. Самым предприимчивым и впоследствии известным из большой семьи Вишняковых стал Осип Филиппович. В его мастерской работали крестьяне соседних деревень (в 1870 году числилось 32 человека).

Жостово

Жостово

Изготовление подносов считалось прибыльным делом, и опыт Осипа Вишнякова поддержали не только в Жостове. К середине XIX века здесь сложился крупный крестьянский промысел. В 1876 году в шести селениях Троицкой волости подносами занимались 22 мастерские. Половина из них была сосредоточена в Жостове. О росписи того времени известно мало, так как лишь немногие мастерские ставили клейма на свои изделия. Это были подносы с жанровыми композициями, схожие с нижнетагильскими, например поднос с клеймом „Ф. Т. Б." (Фабрика Тимофея Беляева). На нем в лубочной манере изображен легендарный сюжет „Петр I на Ладожском озере".

Жостовские художники

Жостовские художники

Сохранились подносы с пейзажами — типичными образцами наивной крестьянской живописи (изделия мастерских Елисея Куликова и Дашкина. Имеются воспоминания жостовских живописцев XIX века об обучении молодых художников. «Сначала заставляли писать „горизонт" — соединение синего цвета с розовым, потом горки, долины, „земельку", затем легкие пейзажи, составленные из одного-двух домиков, потом разные московские виды». Появились цветочные композиции в виде простых букетов из двух-трех роз на подносах овальной и „гитарной" формы. Они часто были сделаны из тонкого железа и стоили недорого. В конце XIX века в российских промышленных городах открывалось множество чайных заведений, трактиров, поэтому спрос на такие подносы был велик. Даже столичные профессиональные художники не могли обойти вниманием такую популярную бытовую вещь и часто включали кустарные подносы в свои натюрморты.

Жостовские художники

Жостовские художники

Законодателем моды в росписи подмосковных подносов на протяжении XIX века оставались мастерские Вишняковых. Их изделия 1870-1880-х годов хорошо изучены. Клейма Вишняковых содержали изображения наградных медалей художественно-промышленных выставок, что позволяет точно датировать произведения. Оборотную сторону подносов украшают штамп в виде короны с лентами, три медали выставок и надпись: „Вишнякову съ сыновьями".

Жостовские художники

Жостовские художники

Наиболее художественными и дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки лошадей, крестьянские девушки у околицы, сцены чаепития. Аналогичные композиции исполнялись мастерами на лаковых шкатулках. На выставках подносы Вишняковых признавались лучшими по росписи, по качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. В жанровой и цветочной росписи мастера использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи на шкатулках. Цветы писали масляными красками, применяя технику лессировоч-ного письма. У Вишняковых сложилась своя особая изысканная композиция букета, составленного из раскрывшегося цветка розы, георгина и вьюнка в окружении листьев и мелких цветов с бутонами. Эти виртуозно исполненные цветы напоминают и миниатюрные букетики на лаковых шкатулках, и цветы на фарфоровых чашках подмосковных фабрик.

Жостовские художники

Жостовские художники

Букеты писали не только на черном фоне. Более нарядной получалась роспись на цветных фонах. Поднос, как и шкатулку из папье-маше, покрывали по сырому лаку металлическим порошком, затем цветным лаком, получая искрящиеся оттенки золотого, красного и синего цветов. Оригинальным декоративным приемом в Жостове стал способ украшения подносов коптящим пламенем свечи, который имитировал окраску панциря черепахи и получил местное название „червячок". Два таких подноса в 1880-е годы находились в употреблении в семье Льва Толстого, и сейчас их можно видеть в московской усадьбе-музее в Хамовниках.

Жостовские художники
Жостово

Другой крупной мастерской, в которой также изготавливали шкатулки из папье-маше и металлические подносы, была мастерская Цыгановых в деревне Новосильцево. Она была основана в 1855 году Ефимом Федоровичем Цыгановым. В 1876 году ему и его сыновьям Степану, Никите и Ивану принадлежали уже две мастерские, в которых работало вместе с хозяевами 49 рабочих. Подносы Цыгановых отличались от вишняковских. Сохранились подносы с цветочным обрамлением по краю поля, с серебристыми графическими цветами (раскраской по потали). Необычный поднос хранится в Эрмитаже: в овале изображен поясной портрет восточной красавицы с томным взглядом. Лубочная манера живописи поддержана красным фоном и золотым обрамлением "елочкой". Другой поднос с клеймом Цыганова оказался в частной коллекции в Берлине: на нем в наивной манере нарисован маленький парусник среди бушующего моря. Произведения Цыгановых, так же как и Вишняковых, неоднократно награждались медалями на художественно-промышленных выставках. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1887 года в Харькове подносы были удостоены особой похвалы: „Московские кустари — Вишняков и Цыганов представили замечательно чистой и даже изящной работы железные полированные с разнообразными рисунками подносы".

Жостово

Жостово

В статистических материалах по кустарной промышленности Московской губернии опубликовано много имен жостовских мастеров. Некоторые из них можно соотнести с экспонатами частных и музейных собраний — это подносы „отделанные под черепаху отца и сына Матвеевых из деревни Чиверево, братьев Сорокиных из деревни Хлебникове.

Жостово

Жостово

В годы первой мировой и гражданской войн производство подносов прекратилось и возобновилось вновь в 1920-е годы. Художники организовали несколько трудовых артелей - в Новосильцеве, Жостове и Троицком. В Эрмитаже хранятся экспериментальные образцы изделий Новосильцевской артели, относящиеся к концу 1920-х годов: восьмигранный поднос и „классический" овальный поднос с золотым букетом. В 1928 году товарищества объединились в артель „Металлоподнос". В 1930 году в деревне Жостово для новой артели было выстроено каменное здание.

Жостовские художники

Жостовские художники

В период 1920-1930-х годов с мастерами-жостовцами сотрудничали профессиональные художники: П.П.Кончаловский, П.А.Спасский, Б.Н.Ланге, П.П.Соколов-Скаля. Тогда казалось, что букет, написанный по законам академической живописи в виде натюрморта, улучшит жостовскую традицию.

Жостовские художники

Однако новые образцы оказались далекими от привычных приемов местной росписи и не были приняты мастерами. Все же опыт совместной работы оказался полезным, так как побудил жостовцев к'собственному творчеству. Небольшая группа живописцев артели: И.С.Леонтьев, А.И.Лезнов, П.С.Курзин, Д.С.Кледов,— сохраняя неизменной традиционную технику, одновременно откликалась и на новые веяния в искусстве. Букеты, в отличие от привычной композиции Вишняковых стали более плотно собранными и благодаря активной бликовке приобрели черты монументальности. Композиции П.С.Курзина составлены из разнообразных цветов: синих и красных хризантем, ирисов и маков. В эти годы цветочная роспись стала превалировать над жанровой и пейзажной живописью. В последующие десятилетия достижения этих лет стали восприниматься мастерами как классика оформления подносов.
Жостово

Жостово

В 1930-е годы советское правительство оказывало большую поддержку народным промыслам — изделия кустарной промышленности служили предметом экспорта. Жостовские подносы экспонировались на зарубежных художественных выставках. В эти годы из чисто бытового предмета расписной поднос стал все больше приобретать значение настенного панно-картины.

Жостово

Жостово
В послевоенные годы быстрому восстановлению промысла способствовало пополнение артели молодыми художниками, которые прошли обучение в Федоскинской художественной школе на специально созданном отделении жостовской росписи. Преподавателями школы были талантливые мастера В.И.Дюжаев и П.И.Плахов. Годы учебы в школе запомнились многим выпускникам как самые яркие годы их жизни. Атмосфера творчества с частыми выставками, конкурсами и знакомство с историей подмосковного промысла на примере уникальных экспонатов школьного музея воспитали людей, увлеченных традиционным искусством.

Жостовские художники

Жостовские художники

В 1950-1960-е годы артель возглавлял А.П.Гогин — талантливый художник и очень требовательный руководитель. Он добивался от мастеров высокого качества работ и заставлял оттачивать технику живописи. Большой его заслугой явилось сохранение и закрепление в коллективе самобытной техники цветочной росписи. Ее своеобразие можно понять, проследив работу современного мастера: на матовую поверхность подноса на места предполагаемых цветов наносится подмалевок — пятна разбеленной краски — красной, желтой, зелёной.
Жостовские художники

Жостовские художники

В них еще нельзя угадать форму будущего цветка. После просушки и снятия шероховатостей, оставленных кистью, поверхность подноса протирается маслом и наносится основной рисунок темными, но прозрачными красками, сквозь которые просвечивает подмалевок. На этом этапе работы и появляется цветок, но еще недостаточно выпуклый. На последней стадии мастер берет непрозрачную краску, смешивает с белилами и трогает те лепестки, которые должны иметь блик от яркого освещения, и цветок обретает объем, лепестки причудливо изгибаются, цветок раскрывается. Мастеру остается обозначить тычинки и, где нужно, тонкой легкой линией „чертежки" округлить лепесток или заострить листик. Такая техника послойной живописи с просвечивающими нижележащими слоями краски восходит к классической масляной живописи XVIII столетия и удивительным образом живет в наши дни.
Жостовские художники

Жостовские художники

В XX веке к жостовскому искусству приобщались большей частью те жители деревни, чьи родители, деды и прадеды были художниками, лакировщиками, ковалями. Фамилии представителей современных жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых известны с середины XIX века в качестве живописцев и владельцев подносных мастерских. В советские годы работа в артели и на фабрике считалась почетным и доходным делом, поэтому практически каждая семья была причастна к изготовлению и отделке подносов. Росписи часто обучались с детства дома, многие мастера получали навыки „из-под руки" на фабрике. Ощущение промысла как большой семьи воспитывалось и не только благодаря родственным связям. Многолетний труд художников, когда 250 человек трудились в одном большом зале, помогал накапливать коллективный опыт и совершенствовать мастерство. „В конце рабочего дня идешь сдавать свои подносы и посмотришь, кто как пишет, что-то и для себя новое у кого-нибудь подметишь".
Жостовские художники

Жостовские художники

В 1960-1970-е годы большую помощь в развитии творчества на фабрике оказал московский Институт художественной промышленности. Его сотрудники — искусствоведы Б.И.Коромыслов и И.А.Крапивина проводили с мастерами творческие семинары, на которых объясняли художественные принципы современной архитектуры и интерьера, иные законы, установившиеся в прикладном искусстве. Это помогало художникам разработать более условное изображение цветка, побудило обратиться к росписи по потали, металлическим порошкам и пластинам перламутровой инкрустации.

Жостово

Жостовские художники

По словам Гончаровой Н.Н, им приходилось постепенно осваивать более свободную композицию букета и мягкий аккуратный мазок — так, чтобы лепестки „не мяли" друг друга и „воздух" ощущался вокруг каждого цветка. Напряженная творческая работа коллектива фабрики способствовала яркому расцвету жостовского искусства в 1970-1980-е годы.
Жостово

Жостово

Уникальные произведения жостовских художников стали экспонироваться в лучших выставочных залах Москвы. Ведущие художники фабрики были отмечены дипломами Российской Академии художеств, удостоены званий лауреатов премии имени И.Е.Репина, званий заслуженных и народных художников России.

Жостово

Тагильские подносы

Появились они вначале XVIII века на металлургических заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле, выпускавших листовое железо. Изначально сформировались два направления – с сюжетной живописью профессиональных художников и с обобщённой цветочной росписью, близкой народной росписи по дереву и бересте. Расцвет относится к середине XIX века.
Сохранились подносы, изображающие мифологические, исторические, военные сцены, сельские и городские пейзажи (копии картин и гравюр). Они украшены обрамлением из гирлянды цветов, искусно нанесённых золотом или серебром. Писались такие работы согласно гравюрным и живописным оригиналам в три слоя по красновато-коричневому грунту. Были и композиции с букетами цветов на золотом , зелёном, красном фонах. Оба вида товаров были дорогими. Но была и потоковая ремесленная живопись – однослойная цветочная роспись, пользовавшаяся в быту купцов, мещан, зажиточных крестьян.

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы

Развитию подносного промысла способствовало наличие лака высокого качества. В шестидесятых годах XVIII века крепостной мастер А.С.Худояров изобрёл прочный прозрачный лак, названный хрустальным. Подносы кузнецы делали вручную. Роспись кистью выполнялась специальными приёмами, при которых одним мазком получают несколько градаций тона от насыщенного к светлому. Краску основных крупных пятен могли наносить прямо пальцами, а затем уточнять мазками белил и штрихами чёрной краски. Заканчивали привязкой (стеблями, усиками, травами) и обрамляющим узором. В 1930-х традиция живописи была утрачена из-за подражания Жостову. Но во второй половине ХХ века многое было сделано для возрождения искусства.

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы

жостовские подносы


жостовские подносы

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел

жостовский промысел
Источники: 1, 2

Рубрики:  Поделки
Живопись, картины, графика
Метки:  

Процитировано 16 раз
Понравилось: 9 пользователям

Larinka   обратиться по имени Четверг, 09 Января 2014 г. 11:35 (ссылка)
очень интересный,красивый,познавательный пост,спасибо,Леночка...еще и еще раз буду перечитывать ..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Января 2014 г. 17:53ссылка
И как же радуют такие изделия! Я бы с удовольствием поставила такой поднос у себя на кухне!
Ipola   обратиться по имени Четверг, 09 Января 2014 г. 18:35 (ссылка)
Красота какая! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Января 2014 г. 19:16ссылка
Рада, что тебе понравилось, Иринушка. Красота делает нашу жизнь ярче и счастливее...
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Января 2014 г. 19:22ссылка
Ты права, Леночка!
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Января 2014 г. 19:28ссылка
Будем украшать свою жизнь... хотя бы даже просто созерцая красоту...
Виктория_1963   обратиться по имени Понедельник, 03 Марта 2014 г. 19:16 (ссылка)
Очень красиво!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 27 Марта 2014 г. 16:41ссылка
Спасибо. Эти работы создают замечательные люди, дарящие всем радость...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку