Цитата сообщения Лариса_Воронина
«Одной картины я желал быть вечно зритель» А.С.Пушкин
Когда я училась в институте, нас наградили поездкой на каникулы в Германию, в Дрезден, где мы, конечно, сразу же отправились в Дрезденскую галерею. Я никогда в жизни не забуду, как мы стояли в зале, где висела "Сикстинская мадонна" Рафаэля, потрясенные красотой и величием Мадонны, нам что- то говорил экскурсовод, нас торопил гид, но мы молча стояли , смотрели на нее, а она смотрела прямо на нас. Потом, дома, я постаралась найти и прочитать все, что было можно достать о Великом Рафаэле, о Маргарите - его любимой натурщице по прозвищу Форнарина, о черных монахах из далекого монастыря Святого Сикста в маленьком городе Пьяченце, заказавших известному маэстро алтарный образ для капеллы своего монастыря.
Недавно в журнале Discovery 10/09 прочитала статью Ирины Андриановой о Рафаэле и его бессмертном творении. Она пишет :
"В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия, изображавшего муки Христа. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса.
Как и всякий шедевр, "Сикстинская мадонна" таит в себе множество маленьких и больших
тайн. Но главная из них заключена во взгляде юной Мадонны. Она смотрит на каждого зрителя, и неважно, где вы стоите - в углу зала или перед самой картиной - Мадонна смотрит именно на вас. И в то же время - далеко - далеко, прямо в будущее, предвидя материнским сердцем муки, которые предстоит принять ее божественному сыну. Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Но на этом магия не заканчивается. Папа Сикст II в 285 году принял мученическую смерть и за это его причислили к лику святых. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика - папы. Искусствоведы считают, что художник сделал это дважды. По латыни слово "сикст" означает "шесть". На картине ровно шесть фигур: Дева Мария, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара ( покровительница города Пьяченце) и два ангела. Но этого Рафаэлю показалось мало: он изобразил на правой руке папы... шесть пальцев - это на самом деле часть ладони святого мученика. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Но если всмотреться, из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Оказывается, это вовсе не облака, а сотни ангелов, сомкнувшихся живой стеной за спиной у Богоматери."
Весной 1945 года части советских войск и армии союзников заняли разрушенный почти до основания Дрезден. В сырой известняковой шахте были найдены шедевры Дрезденской галереи. Когда открыли ящик, где лежал один из холстов, мужчины, увидев картину, молча сняли фуражки и пилотки. Суровые советские солдаты, сталкивавшиеся за несколько военный лет лишь со смертью и горем, были потрясены изображением женщины дивной красоты и ее божественного младенца…