-Метки

" листья падают "девочка с персиками " серов в.а. "осень " афанасий фет. .владимир высоцкий - о любви . 25 уникальных храмов мира 25 января - татьянин день алексей николаевич алиса великая герцогиня гессенская и рейнская апухтин блаженная ксения петербуржская введение во храм пресвятой богородицы великие люди россии ;столыпин висенте ромеро редондо всеволод рождественский-стихи елена камбурова. женщина и её душа. /флейта бога жозефина уолл жюльетта рекамье иван константинович айвазовский. ирина майская ирина майская. "в сыром холодном ноябре..." ирина самарина-лабиринт- поэзия история песни константин маковский.(живопись) кровавая пятница...память ..скорбь любимая певицаsarah briglitman мауро джулиани. микеланджело буонаротти и др набоков-поэзия необычайно яркий храм в подмосковье.переделкино поэзия весны поэзия фотонатюрморты времена года праздник покрова пресвятой богородицы празднование иконы божьей матери рождественская поэзия..набоков рождество христово романовы..костюмированный бал 1903 года. светлана осеева святитель и чудотворец николай семья романовых...русские принцессы субботнее настроение тесты тесты ...хорошее настроение. тесты...хорошее настроение ф. и. тютчев -поэзия хорошее настроение ...тесты храм илии пророка в ярославле храмы россии экспорт и просмотр записей дневника на компьютере элсли артур джон

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в александр_кислицкий

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.09.2009
Записей: 2139
Комментариев: 18416
Написано: 37159


Храм Илии Пророка в Ярославле

Четверг, 26 Ноября 2015 г. 19:21 + в цитатник
Цитата сообщения VALJ Храм Илии Пророка в Ярославле




Церковь Илии Пророка стоит на просторной площади в самом центре города. Согласно планировке XVIII века, от масштабного и эффектного архитектурного ансамбля лучами расходятся ярославские улицы.


Пятиглавое здание соборного типа возводилось в 1647-1650 годах на месте деревянных Ильинской и Покровской церквей. В те времена они располагались вблизи усадебного комплекса именитых купцов Скрипиных - Иоаникия Ивановича (ок. 1596-1660 г.) и Вонифатия Ивановича (ок. 1594-1661 гг.), торговавших жемчугом и пушниной. На их средства и началось строительство нового храма, затмившего по своим красоте и величию все прежние культовые сооружения города.


Купеческая семья была очень религиозной, при этом образованной и хорошо разбиравшейся в искусстве. Супруга Вонифатия Ивановича, имевшая не менее оригинальное, чем у мужа имя Иулита Макаровна, для росписи Ильинского храма пригласила мастера фресковой живописи, иконописи и миниатюры Гурия Никитина (1620/1625-1691 гг.). По просьбе Скрипиных в работе над внутренним убранством принял участие выдающийся иконописец, представитель стиля барокко Фёдор Зубов (1610/1615-1689 гг.), написавший значительную часть иконостаса ярославской церкви.

Илья Пророк, в честь которого освятили новую церковь, особо почитался в Ярославле. Это связано с тем, что, по преданиям, город был основан в день его памяти - 2 августа (20 июля по старому стилю). В православии Илью считали очень строгим, но справедливым, щедрым и всемогущим святым. К нему обращались за помощью в охоте, врачевании и любви. При этом верили, что отвечает он на просьбы людей только с чистой душой.
Особенно необычным в судьбе этого святого, рожденного в IX веке до нашей эры, является то, что он был призван Богом к себе ещё живым. За ним прислали огненную колесницу, которая и унесла Илью Пророка на небеса.


Северный вход в храм.


Ильинская церковь имеет богатый внешний декор - резной кирпич, изразцы, полихромную роспись на стенах.


Среди живописцев, работавших над внутренним убранством, также значатся костромской икононописец Сила Савин (ум. 1657/1689), ярославский иконописец-знаменщик Дмитрий Семенов (ум. 1679/1693 гг.), иконописец, затем игумен Антониево-Сийского монастыря Федор Игнатьев (1614-1687 гг.) и ряд других мастеров XVII-XVIII веков.


Фрески в интерьере создавались в 1680 году. Галереи церкви были расписаны в 1716 году.


Живопись Ильинской церкви сочетает в себе две традиции - исконно русскую, складывавшуюся на протяжении долгих столетий под влиянием Византийского искусства, и новой, сформировавшейся к XVII веку.


В ту эпоху в России активно шел процесс обмирщения культуры, самое яркое отражение нашедший в живописи.


Роспись ярославской церкви содержит множество бытовых сцен.


Фрески выполнены в соответствии с принципами декоративно-повествовательного стиля - они заполняют всё пространство и отличаются яркостью и цветовым многообразием.


Кроме росписей интерьер украшен архитектурными деталями, которые можно увидеть на входах, окнах и нижних ярусах стен. В декоре можно заметить восточные мотивы, которые русские художники изучали по заморским тканям.


Особое внимание привлекает изразцовый орнамент.


В цветовом спектре основными являются коричнево-красные, желто-золотистые, малиново-розовые, охристые и голубые оттенки. Сочетание этих тонов создают атмосферу праздничности.


Значительное место в интерьере отведено иллюстрациям жития пророка Илии и его ученика пророка Елисея, которые также получили характер жанровых картин. Эти фрески занимают четвертый и пятый ярусы главного храма.


Фреска «Род царствия благословится» на своде северного крыльца. Это собственная версия живописца Федора Игнатьева гравюры из книги политического и литературного деятеля, архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (1616-1693 гг.) "Меч духовный" (1666/1668 гг.), созданной по образцу родословной Иисуса Христа.


В Ингатьевском видении генеалогическое древо династии Романовых разрастается из фигуры князя Владимира Святославовича (ок. 960-1015 гг.). Особое место отведено взошедшему в тот период на русский престол Петру Первому (1672-1725 гг.). Над головами всех представителей царской фамилии нарисованы нимбы, что в духе времени подчеркивает обмирщение священного.


Гурий Никитин, под руководством которого велась роспись Ильинской церкви, получил аттестацию иконописца первой статьи в Оружейной палате в 1660 году. После этого он встал во главе иконописной школы в Костроме.


Имея славу одного из лучших монументалистов своего времени, живописец не раз призывался в столицу, где ему поручались значительные проекты. Среди них роспись Архангельского и Успенского соборов Московского кремля.


Внутреннее убранство церкви в основном сохранило свой изначальный облик. В XIX веке в отапливаемом зимнем Покровском приделе фрескам потребовалась реставрация, так как меняющийся режим температуры и влажности в помещении отрицательно сказывался на состоянии росписей. Обновление живописи проводилось неоднократно с 1839 по 1871 годы.


Перед нами алтарь придела.


В стенах храма можно увидеть произведения, которые относят к выдающимися образцами деревянной резьбы XVI-XVII столетий. Это царские врата, иконостасы, надпрестольная сень и специальный места, предназначавшиеся для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.




Как уже упоминалось ранее, большинство образов в Ильинском храме написаны Федором Евтихиевичем Зубовым. Его признали выдающимся мастером еще при жизни.


Автора отличали энциклопедические знания и свободное владение исторической иконографией. Это позволяло художнику связывать события русской истории в единое монументальное повествование.


Кроме работы в церкви Ильи Пророка мастер известен своим участием в других значительных проектах. В 1653 году Федор Евтихиевич работал в Успенском соборе Московского Кремля. В 1670-е годы готовил эскизы для росписей московского Архангельского собора.


Художник расписывал соборы и создавал иконы для Новодевичьего, Донского и Новоспасского монастырей. Он также трудился в Оружейной палате, и в 1686 году возглавил в ней иконную мастерскую.


В XVII веке иконописцы начали оставлять подписи на своих работах. Так поступал и 3убов, благодаря чему потомкам определить его авторство было уже несложно.


Иконы в Ильинском храме восхищают эмоциональной выразительностью образов и яркостью красок.


Лучшей работой Фёдора Зубова признаётся икона Смоленской Богоматери, написанная около 1670 года для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.


Советские времена изменили судьбу храма. В 1920 году новые власти посчитали, что церковь имеет художественную и археологическую ценность, и решили устроить в ней музей. Иконы, серебряную утварь, книги и важнейшую реликвию - ковчеги с частицами ризы Христа передали историческому музею Ярославля.


Вскоре церковь Ильи Пророка открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. В главном храме выставлялись иконы, лицевое шитье и изделия из металла. В приделе Гурия, Самона и Авива экспонировали церковную утварь, в Покровском приделе разместили коллекцию тканей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ...



Рубрики:  Города и веси державы нашей
Храмы
Православие
Вера
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Наталья_на_Лиру   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2015 г. 20:08 (ссылка)
ОГРОМНАЯ ЛЮБОВЬ К БОГУ И ТИТАНИЧЕСКИЙ ТРУД ,СОЗДАЛИ ЭТОТ ХРАМ.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку